издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тайшетский эксклюзив

Среди жителей Тайшета получила распространение любопытная практика: в домах срезают батареи и заменяют их электрическими обогревателями. С местной администрацией, как того требует законодательство, подобные переделки не согласовываются, тем не менее за отопление те, кто так поступает, не платят. При этом страдают другие потребители да и энергосбытовая компания не получает деньги за всё поставляемое тепло.

Сложилось подобное положение дел достаточно давно, но пристальное внимание на ситуацию со срезанными батареями обратили только сейчас, когда тепловые сети города перешли в аренду ЗАО «Байкалэнерго» да подоспели изменения в правилах оплаты коммунальных услуг, согласно которым они должны оплачиваться стопроцентно. «Пока нас не было, нормативы и требования никто не соблюдал, документов не было практически никаких, акты готовности к отопительному сезону подписывались в обход существующих процедур, – рассказал корреспонденту «Сибирского энергетика» директор обособленного подразделения «Тайшетские тепловые сети» ЗАО «Байкалэнерго» Игорь Самойлов. – Сейчас управляющие компании зашевелились, стали это исправлять». Есть даже акты готовности к зиме на один жилой дом и два детских сада, однако проблем, как признают в компании, всё равно остаётся очень много. 

Но вернёмся к срезанным батареям. Дело обстоит следующим образом: обращается в энергосбытовую компанию потребитель  и требует, чтобы с него не взимали плату за отопление, поскольку радиаторов у него нет, а вместо них установлен электрический обогрев. Часто бывает даже так, что установлены самодельные тэны или в отсоединённую от стояка батарею монтируют спираль. При всём том никто подобные схемы не узаконивает: как сообщила начальник Тайшетского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» Елена Свинцова, ни одного подобного разрешения отдел ЖКХ администрации города  не выдавал, более того, в него ни разу не обращались с заявлениями на изменение схемы теплоснабжения внутри квартиры. 

Тем не менее со многих потребителей энергосбыту приходится взимать плату за отопление не целиком, а только частично: скажем, тот, у кого срезаны батареи и остались только стояки, платит лишь 6% от положенной суммы. Эта практика сложилась задолго до того, как поставщиком энергии в городе стала Иркутская энергосбытовая компания. Некоторые ТСЖ и вовсе подают акты, где приводятся расчёты для квартир, в которых, например, батарей нет только в отдельных комнатах. О масштабах явления говорит хотя бы тот факт, что из 8230 лицевых счетов по 3647 счетам плата за отопление не взимается: либо нет радиаторов, либо система забита продуктами коррозии. «В Иркутской области это единственный город, где подобное происходит», – подчеркнул заместитель директора по работе с населением ООО «Иркутскэнергосбыт» Анатолий Перцев в разговоре с корреспондентом «Сибирского энергетика». 

Казалось бы, здесь можно встать на сторону потребителей: нет смысла платить за централизованное отопление, когда электрический обогрев обходится дешевле, да и прочищать трубы, закоксовавшиеся за немалый срок службы, не требуется. Если бы не то, что подобные самовольные действия приводят к нарушению циркуляции воды в системе отопления дома. «Идёт разбалансировка сетей, и от этого страдают другие квартиры, – объяснил Самойлов. – Представим шестиподъездный дом, в одном подъезде которого, скажем, отключены три квартиры, а в другом десять. Гидравлика нарушается, и может получиться так, что в одних подъездах будет тепло, а в других – холодно». При всём том квартира у того, кто срезал батареи, частично прогревается за счёт оставшегося стояка и тепла, исходящего от стен тех, у кого радиаторы работают. Вдобавок из-за нарушения циркуляции возрастают потери в сетях, параметры теплоносителя перестают отвечать нормативным, и энергосбыт, отвечающий за теплоснабжение, несёт финансовые потери. «Если измерять в деньгах, то мы теряем где-то 30% от той суммы, которую должны взимать», – заметила Свинцова. 

Возрастает и нагрузка на электрические сети: мощность электрических обогревателей превышает максимально допустимую потребляемую мощность, заложенную в проекте жилого дома. Из-за этого снижается качество поставляемой электроэнергии: напряжение не соответствует нормативному, возникают перебои в энергоснабжении, существенно возрастает опасность возникновения пожара. 

По словам Свинцовой, подобная практика существует довольно давно, но с нынешнего года положение дел начало потихоньку меняться в лучшую сторону, как и ситуация с подготовкой к зиме в целом. Разгадка проста: «Байкалэнерго» распространяет в Тайшете практику приёмки домов к отопительному сезону в точном соответствии с требованиями законодательства, действующую в других городах, где представлена компания. «Эти правила едины для всех  потребителей, и мы требуем их исполнения, ведь в итоге это направлено на то, чтобы и потребители были с теплом, и у нас не было проблем», – подчеркнул генеральный директор ЗАО «Байкал-энерго» Владимир Потапов. Сложность в том, что компания не может применить какие-то санкции к нерадивым потребителям да и у «Иркутскэнергосбыта» арсенал доступных средств воздействия ограничен.  Для этого есть Ростехнадзор, прокуратура и Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области. Кроме того, энергетики активно сотрудничают с администрацией Тайшета и местными управляющими компаниями, которые, заметим, всё-таки идут им навстречу. Насколько плодотворным окажется такое сотрудничество, покажет время. Тем не менее в энергосбытовой компании отметили, что с начала отопительного сезона начисление на потреблённую жильцами Тайшета тепловую энергию будет осуществляться в соответствии с утверждёнными нормативами. То есть, несмотря на демонтированные приборы отопления, оплата снижена не будет.   

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры