издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Они самые достойные»

В Законодательном Собрании Иркутской области вручили почётные знаки «Признание»

  • Автор: Ольга МУТОВИНА, «Восточно-Сибирская правда»

Директор Лимнологического института СО РАН академик Михаил Грачёв и руководитель Восточно-Сибирской железной дороги в 1988–2000 годах Геннадий Комаров получили почётные знаки имени Юрия Ножикова «Признание». Церемония награждения состоялась в Законодательном Собрании Иркутской области.

«Мне не нужно перечислять звания и регалии. Я просто назову фамилии тех людей, за которых на июньской сессии депутаты Законодательного Собрания единогласно голосовали, что они самые достойные. Всего два знака ко дню рождения области», – предварила церемонию председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина. 

Примечательно то, что оба обладателя награды не коренные жители Приангарья – они приехали сюда взрослыми людьми. «Я прибыл в Иркутск в 1987 году из новосибирского Академгородка. Это был рай для учёных. Но мне хотелось самостоятельного дела, – рассказал о себе Михаил Грачёв. – Когда мне предложили поехать поднимать науку на Байкале, я попросил, чтобы меня не отправляли одного. В таком случае я имел шанс быть «съеденным» старым коллективом. В конечном итоге мы договорились, что в Иркутск едет десант из 20 молодых и среднего возраста учёных из Новосибирска. Успех нашего института показал, что это было правильное решение. И полученную награду я воспринимаю как оценку не только своей работы, но и деятельности института, которым руковожу».

Михаил Грачёв отметил, что всю жизнь пробовал научные знания применить на практике. Самым ценным своим достижением он считает создание аналитического прибора, который выдаёт в том числе данные по Байкалу. Промышленность до сих пор выпускает этот аппарат, и за него Михаил Александрович получил Государственную премию СССР. «Практическое применение своих знаний я ценю выше, чем чисто фундаментальные результаты, – сказал учёный. – Помню одну свою поездку на Ольхон. Женщины там жаловались, что им нечем гладить бельё, приходится использовать чуть ли не угольные утюги. Я очень рад, что наш институт предложил разумное и экономичное решение и с помощью кораблей специалисты проложили подводный кабель, который дал электричество с материка на остров Ольхон. Это тоже не наука, но для меня это очень важно».

Геннадий Комаров приехал в Иркутскую область сразу после учёбы. Он прошёл все ступеньки профессиональной карьеры: был помощником машиниста, бригадиром, старшим мастером, руководителем локомотивного депо, заместителем начальника и начальником Тайшетского отделения, затем Иркутского отделения ВСЖД. Потом в течение 12 лет возглавлял Восточно-Сибирскую железную дорогу. «Мы с Юрием Абрамовичем Ножиковым познакомились в 1976 году. Тогда он руководил «БратскГЭСстроем», а я работал начальником Тайшетского отделения ВСЖД. Не могу сказать, что с Юрием Абрамовичем мы были великими друзьями. Нас связывала трудовая дружба. Так получалось, что в самые трудные минуты мы оказывались рядом и о многом говорили, советовались, поддерживали друг друга. Для меня огромная честь получить награду в честь его имени», – рассказывает о первом избранном губернаторе Иркутской области Геннадий Комаров. 

Геннадий Павлович отмечает, что всегда пытался перенять у Юрия Ножикова стремление помочь людям и убеждённость, что безвыходных ситуаций не бывает. Три ключевых своих дела Комаров считает самыми важными. Во-первых, в 1996 году на ВСЖД была внедрена новая система управления движением. Сейчас разработкой местных специалистов успешно пользуется вся железная дорога страны, хотя в своё время многие считали, например, стрелочный перевод из Иркутска во Владивостоке утопией. Сегодня всё это работает. Во-вторых, вместе с администрацией области Геннадий Комаров добился снижения тарифов на перевозку леса на 25%. Это было сделано для того, чтобы лесная продукция по железнодорожным путям двигалась на Запад внутри страны. Третьим важным делом железнодорожник называет то, что среди 15 железных дорог России ему для ВСЖД всегда удавалось добыть большее финансирование, чем другим руководителям магистралей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры