издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Проверки на дорогах

Работа Дорожной службы Иркутской области подверглась резкой критике

  • Автор: Ольга МУТОВИНА, «Восточно-Сибирская правда»

В минувшую пятницу СМИ распространили информацию о том, что губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко опроверг данные об увольнении генерального директора дорожной службы Андрея Кайдаша. Напомним, на прошлой неделе губернатор подверг критике работу компании и потребовал от Андрея Кайдаша представить программу развития дорожной службы на следующий год. Возможность рассказать о своём видении перспектив предприятия представилась в минувший четверг на заседании областного правительства. На нём же Андрей Кайдаш получил отповедь, которая многих навела на мысли об отставке гендиректора ДСИО.

К заседанию областного правительства Андрей Кайдаш подошёл тщательно: подготовил подробный доклад, представил красочные слайды с таблицами, графиками и фотографиями. Руководитель дорожной службы пообещал, что в следующем году прибыль компании увеличится вдвое, расходы на погашение кредитов сократятся, а доля на региональном дорожном рынке возрастёт. Напомним, сейчас дорожная служба выполняет лишь 16% от объёма всех работ. 

Но наглядная агитация не произвела на слушателей должного впечатления. «Даже я, имея большой опыт работы предпринимателем, не научился рисовать такие красивые презентации, – заявил в ответ на выступление Андрея Кайдаша губернатор. – Вы можете сколько угодно показывать мне ваши слайды, но факты говорят сами за себя. Я не верю в обещанную вами прибыль. Вы рассчитываете на инвестиции. Но, глядя на изношенную технику, оборудование, которые требуют постоянных вложений, ни один инвестор не согласится вложить деньги в ваше предприятие». 

– Андрей Анатольевич, вы в прошлом довольно успешный предприниматель. Какой смысл вам работать на таком заваленном предприятии? Патриотизм? Или какая-то тайна? Что вами движет? – обратился Сергей Ерощенко с неожиданным вопросом к руководителю дорожной службы. 

– В первую очередь это спортивная злость. Я видел, как пытались обанкротить дорожную службу, – философски начал Андрей Кайдаш. – Я вошёл в информационное поле и тогда уже знал, что будут дорожные фонды и увеличение рынка дорожной отрасли. У нас было два года, чтобы подготовиться к большим объёмам. Мы сменили менеджмент на 80% и начали работать. Я считаю, мы достигли серьёзных результатов. Девять из десяти человек просто не верили, что мы спасём предприятие от банкротства… 

– Но вы упускаете присутствие рентабельности в этой сфере, – прервал губернатор. – Во всём мире принято, что дороги – наиболее рентабельная сфера деятельности. 

– У меня просьба открыть 52-й слайд. Мы ждали этого вопроса, – не теряя энтузиазма, вновь перешёл к презентации Андрей Кайдаш. – Вот реальные расходы дорожной службы. Всё до копейки в долях, в процентах, куда уходят деньги. Содержание дорог в прошлом году принесло нам 156 миллионов рублей убытков. Хотя в общем работа дорожной службы оказалась рентабельной. То есть за счёт сверхрентабельных направлений мы добиваемся гашения убытков по той миссии, которую несёт дорожная служба, – содержание дорог. С нашим финансированием это глубоко убыточное направление. Это реалии, это правда. Частные компании на содержание с такими ценами не пойдут. 

Заместитель председателя об-ластного правительства Николай Хиценко напомнил Андрею Кайдашу о жалобах на работу дорожной службы, которые приходят практически из всех муниципалитетов области. В ответ руководитель предприятия сослался на недостаток техники. «Сложно что-либо сделать, если у нас нет половины комбинированных машин с отвалами. По технологии они должны идти парами. А снег, он имеет такую особенность – идёт сразу и везде», – изрёк руководитель дорожной службы. На это Николай Хиценко возразил, что большая часть жалоб вызвана безответственностью и откровенным пьянством сотрудников службы. «Можно сколько угодно купить новой техники, – сказал зампред. – Но в руках у безалаберных людей и пьяниц она быстро придёт в негодность». И на этот аргумент у Андрея Кайдаша был готов ответ: заработная плата на предприятии ниже, чем в среднем по отрасли, и даже ниже среднеобластной.

– Вам нужно оптимизировать процесс на тот объём заказов, который можете исполнить. Вы никогда не добьётесь хорошей рентабельности, если будете брать работу, которую не в состоянии выполнить своей техникой, своим менеджментом, – предложил выход из сложной ситуации Сергей Ерощенко. – Нужно сокращать коллектив, брать только те заказы, которые можете исполнить, и выходить на нормальную рентабельность, и с этим уже к инвестору. Я не допущу финансирования низкорентабельного предприятия из областного бюджета. 

Многие присутствовавшие подумали, что на этом рассмотрение вопроса закончилось. Некоторые журналисты поспешили в редакции писать сообщения в ленты новостей. Как раз в этот момент из-за одного из последних столов в зале поднялся скромный молодой человек и попросил слова: «У меня есть доклад, можно я выйду?» Докладчиком оказался и.о. руководителя региональной дирекции по строительству автодорог Кирилл Торопов. Он сообщил, что по поручению министра строительства и дорожного хозяйства Михаила Литвина в Дорожной службе Иркутской области была проведена проверка. «Андрей Анатольевич всячески преграждал доступ к информации. Создаётся такое впечатление, что дорожная служба – это собственность Андрея Кайдаша. Сотрудники запуганы, вся информация даётся только через генерального директора, – рассказал специалист. – Экономическая эффективность деятельности службы оставляет желать лучшего. По итогам за девять месяцев 2012 года при выручке более двух миллиардов рублей чистая прибыль предприятия составила лишь 15 миллионов. Таким образом, рентабельность службы не превышает 1%». 

Причиной таких показателей, по мнению проверяющих, является неэффективное управление предприятием. Основной недостаток – отсутствие экономического и финансового планирования. Единственным инструментом планирования сейчас является график движения денежных средств, да и тот составляется на очень короткое время – один месяц. «Грубо говоря, руководство обрекает себя на жизнь от зарплаты до зарплаты, но и этого не хватает, приходится жить в долг, – продолжил Кирилл Торопов. – На 1 октября нынешнего года размер задолженности перед кредиторами составил 612 миллионов рублей. При такой рентабельности, когда источник погашения непонятен, долги грозят предприятию банкротством».

Прослушав доклад, Андрей Кайдаш вновь попросил микрофон. «У нас полная прозрачность. Людей, которые пришли, мы свободно допустили к документам, – в который раз возразил своим оппонентам руководитель дорожной службы. – Выводы, что вы сделали, интересные. О банкротстве мы уже два года не думаем. Но если вы не цените наш труд, пусть работает другой директор». 

Как выяснилось позже, Андрею Кайдашу ещё придётся поработать руководителем дорожной службы. По крайней мере, до того времени, пока на его место не будет подобран более эффективный директор.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры