издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Без победы возвращаться нельзя

«Мы начинали репетировать, а дети домой не уходили. Им было интересно, что мы, учителя, оказывается, обыкновенные люди, которые могут смеяться и шутить, дурачиться. Мы очень старались, мы здорово сжились с ребятишками!» – рассказывает Оксана Мащенко, завуч по учебной работе Черемховского педагогического колледжа. Именно этот колледж в середине ноября стал абсолютным победителем II региональной олимпиады по педагогике среди учреждений среднего профессионального образования. Лучшими в общекомандном первенстве оказались и студенты, и преподаватели. «Ступеньки» побывали в Черемхове и увидели своими глазами этот колледж. Неординарный во всех отношениях.

«Мы начинали репетировать, а дети домой не уходили. Им было интересно, что мы, учителя, оказывается, обыкновенные люди, которые могут смеяться и шутить, дурачиться. Мы очень старались, мы здорово сжились с ребятишками!» – рассказывает Оксана Мащенко, завуч по учебной работе Черемховского педагогического колледжа. Именно этот колледж в середине ноября стал абсолютным победителем II региональной олимпиады по педагогике среди учреждений среднего профессионального образования. Лучшими в общекомандном первенстве оказались и студенты, и преподаватели. «Ступеньки» побывали в Черемхове и увидели своими глазами этот колледж. Неординарный во всех отношениях.

– Что у нас интересного? Да у нас всё интересное! – говорит Людмила Сергеевна Жгун, директор этого учебного заведения.  Колледж, которому исполнится 75 лет, наградами не обижен: целая «стена славы» – грамоты, благодарственные письма, дипломы. Теперь вот ещё два кубка – за победу во II региональной олимпиаде СПО. Команда студентов-победителей – третьекурсники  Виктор Казаринов, Алёна Ярлыкова, Елена Дмитриева, Кристина Пестерева и выпускница Дарья Фёдорова. Звёзды преподавательской сборной – Оксана Николаевна Мащенко, Надежда Акимовна Баева, учитель русского языка и литературы, и преподаватель дошкольного образования Наталья Георгиевна Бухарова. Помогала им преподаватель музыки Людмила Юрьевна Соболева. Оксана Мащенко стала лучшей в личном первенстве, Надежда Баева в этом же конкурсе – третья. Даша Фёдорова взяла пятое место среди 35 студентов.

«Где вообще этот колледж находится и где эта местность?»

«Нам с директором повезло. Директор хороший», – перебивают друг друга учителя, совсем как дети. Людмила Жгун возглавляет колледж 30 лет. Кандидат философских наук, отличник просвещения РФ, заслуженный учитель России. «Я холерик сангвинистического темперамента, – смеётся она и добавляет вполне серьёзно: – У нас живёт дух сложившихся традиций. Я лично живу по тому «уставу», который сложился в колледже до меня. Создан он был прежними директорами. Я считаю, очень правильно не ломать, а достраивать».

«Да мы все выпускницы училища, – говорит Оксана Мащенко. –  Нам легче, потому что сами прошли эту школу».  Многие нынешние преподаватели – это бывшие ученики. Тут и атмосфера своя, которую новичок чутко улавливает. По традиции в Черемховском педагогическом колледже никто не повышает голос. «Ругаюсь здесь только я, – смеётся директор. – И только при закрытых дверях. Один на один. Никто не имеет права унижать человеческое достоинство». «У нас чётко индивидуальный подход, потому что на 70% наши студенты – это дети из сельской местности, – говорит она. – Специфика такова: во многих сельских школах не ведётся иностранный язык, нет уроков физкультуры, нет таких предметов, как биология, химия. Дети приходят не с теми знаниями, которые бы нам хотелось видеть. Мой принцип: «Не умеет студент писать – пусть поёт, не умеет петь – пусть рисует, танцует». И если он найдёт себя в чём-то, получит реализацию, тогда наша задача выполнена – он состоялся, во-первых, как человек, а во-вторых, как специалист».

Преподаватели колледжа заставили обратить внимание на своё учебное заведение федеральные власти

 «Мы всё время экспериментируем, – говорит Людмила Жгун. – 30 лет я работаю, и 30 лет занимаемся экспериментами, абсолютными экспериментами». Три года подряд черемховцы участвуют в конкурсе «100 лучших ссузов России» (ссузы – средние специальные учебные заведения). Каждый год – медаль. В 2011 году два преподавателя – Жанна Петровна Черкасова и Надежда Акимовна Баева – получили медали «Лучший педагог СПО России». В 2012 году Александр Анатольевич Уваров, преподаватель общественных дисциплин, завоевал медаль как лучший учитель года. Черемховский колледж разработал собственную уникальную программу по религиоведческому образованию и начал готовить учителей по этой специальности. Программу отправили в Москву, в Академию повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, на кафедру развития образования. «Почитали там и сказали: «Интересно, где вообще этот колледж находится и где эта местность?» – рассказывает Людмила Жгун. Специалист из академии побывал в Черемхове и взял руководство над провинциальным колледжем. Всё развивалось по нарастающей. Колледж начал сотрудничать с Иркутской епархией. Был создан учебник «Основы религиозных культур и светской этики». «Пилотная площадка успешно работает в Новогромовской сельской школе», – рассказывает директор. Третий раз на базе Черемховского педагогического колледжа проходит форум «Золотые купола России».

– Скучно, наверное: религия, священники, нравоучения? – интересуюсь я.

– Да что вы! Какое скучно? – машет рукой Оксана Мащенко. – Приезжайте, у нас на «Куполах» такие дебаты разгораются…

– Все педагогические советы у нас нестандартные, – говорит директор. – Никто никаких докладов не читает. А кому они нужны? Мне вот не нужны. У нас все педсоветы – это деловые игры. Выбираем для себя ситуацию, делим всех на подгруппы. Я очень рада, когда к нам приезжают молодые учителя. Это всегда здорово, если в коллективе люди разных возрастов и с разными взглядами на обучение. Молодёжь у нас не чувствует себя отторгнутой.

Многие молодые специалисты параллельно с преподаванием учатся в магистратуре и аспирантуре. «Для меня это очень важно: я человек, который любит учиться, – рассказывает директор. –  У меня самой на выходе докторская диссертация, тема – «Интеллектуальный человеческий капитал как средство экономического развития социума». Это тот чемодан, который тяжело нести и жалко бросить», – смеётся она. Молодые завучи в педколледже – аспирантки, готовят кандидатские диссертации по философии и педагогике. Во всём учебном заведении 12 преподавателей, сдавших кандидатские минимумы.

«Чётко знаю, как какие дети живут»

«Студент должен знать, что здесь он живёт так, как дома, – говорит Людмила Жгун. – Пришёл на учёбу – должно быть тепло, хорошо, красиво и чисто. Должен быть хороший микроклимат, чтобы человек не трясся, а раскрыл себя. Но за всё хорошее я требую платы. Дети должны беречь то, что им здесь дают». Людмила Жгун преподаёт иностранный язык. В начале каждого года берёт уроки на первом курсе, чтобы узнать всех новичков по именам и фамилиям. На её рабочем столе – пухлые папки. Это списки на материальную помощь. «Я этими вопросами сама занимаюсь, чётко знаю, как какие дети живут, – говорит она. – У меня со студентами очень хороший контакт».

– Не боятся вас?

«Студент должен знать что здесь он живет так, как дома» — говорит Людмила Жгун

– Меня? Очень боятся! – улыбается Людмила Жгун. – Но при этом очень уважают. У нас стиль руководства авторитарный. Я считаю, что Конфуций был прав, когда сказал: «Лучшая демократия – это диктатура». Как бы ни говорили о свободе, если не будет контроля – такая демократия может завести не туда, куда надо. 

– Я не люблю расхлябанных студентов, – признаётся директор. – Вот один пример: мы стараемся, чтобы в нашем учебном заведении не курили. Из моего окна видно, кто куда пошёл сделать затяжку-другую. Бывало, покурят, а я их на пороге уже встречаю: «Пачку сигарет я у тебя покупаю, бери 50 рублей. Заходишь ко мне в кабинет, куришь, пока дым из ушей не пойдёт. Тут накуришься, за угол бегать не будешь». Они это понимают. Так что прибегать к описанным экзекуциям не приходится.

– Они за другой угол ходят.

– А там завуч. У завуча окна во двор, – смеётся Людмила Сергеевна.

– У нас каждый студент как ребёнок, – добавляет Оксана Мащенко. – Мы можем пожурить, поругать. Но в то же время они знают: если возникнут какие-то трудности, и не только в учёбе, но и в семье, в личной жизни, – можно прийти к нам. Это здорово, что они нам доверяют.

«У нас есть музыкальная гостиная, литературная, научно-исследовательское общество студентов по разным направлениям, масса спортивных секций. Абсолютно всё бесплатно», – перечисляет директор. В колледже проходят творческие уроки – дебаты, творческие мастерские, различные деловые игры и флеш-мобы. Людмила Жгун говорит, что «интеллектуальный голод», который часто не может утолить обычная сельская  школа, здесь стараются восполнить. И дети видят, куда им двигаться дальше.

«Они правда молодцы»

«Я сразу им сказала: «Без победы возвращаться нельзя!» – заявила Людмила Жгун, когда речь зашла об олимпиаде. – Очень горжусь своими девчонками – они просто молодцы. Они правда молодцы. И преподаватели, и студенты». «Мы очень старались, – Оксана Мащенко улыбается. –  Просто у нас очень хороший творческий коллектив». II олимпиада проводилась ВСГАО. Отдельно оценивались студенческие и преподавательские команды. «Практически  все задания были рассчитаны на экспромт, и только «визитку» мы готовили заранее, – рассказывает Наталья Бухарова. – Нам давали полтора-два часа, и за это время хочешь не хочешь, а подготовься». Если преподавателей организаторы хотели увидеть скорее с творческой, нестандартной стороны, то студенты должны были показать и чёткие знания по теории педагогики: они делали тестовые задания, решали кейсы.

– А когда начались конкурсы КВН, пошёл азарт, – добавляет Оксана Мащенко. – Вошли в раж. Мы не думали, что вся олимпиада будет организована по фильмам Леонида Гайдая. Тема – «Педагогическое наследие режиссёра». Студенты раскрыли свой потенциал, это было здорово. А самое главное – ребятишки открыли нас. Когда мы ведём уроки, это одно. А в творчестве – совсем другое. Мы начинали репетировать, а дети не уходили. Им было интересно, что мы, учителя, оказывается, обыкновенные люди, которые могут смеяться и шутить, дурачиться. Мы очень старались, мы настолько сжились с ребятишками!

Этот колледж и вправду похож на дом – очень тёплый, обжитой. «А вы приезжайте к нам ещё», – говорит Людмила Жгун. Они – обычные практики, которые школу знают не из вузовских методичек. Настоящие учителя. «Хотелось бы, чтобы к учительскому столу шёл добрый и творческий человек, – Людмила Сергеевна говорит о том, что хорошо знает. – Мы же сегодня все испуганные, агрессивные, как будто живём на каком-то вулкане. А я этого не хочу. Я хочу, чтобы люди улыбались». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры