издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Упорядочить хаос

Для движения иркутского общественного транспорта учёные напишут расписание

Многочисленные жалобы жителей Иркутска на плохое качество обслуживания со стороны водителей общественного транспорта, несогласованность внутригородских маршрутов, а также нестабильная работа общественного транспорта стали предметом обсуждения на круглом столе, который прошёл 4 декабря в областном центре. Около двух часов представители администрации, правоохранительных, проверяющих и надзорных структур искали ответ на волнующий почти каждого горожанина вопрос: как навести порядок в работе общественного транспорта? За дискуссией наблюдал корреспондент «Сибирского энергетика».

Поводом для проведения круглого стола послужил инцидент, который произошёл в начале недели в Иркутске между водителем маршрутного автобуса № 80к и одним из пассажиров, сделавшим замечание по поводу неисправного спидометра в автобусе. В итоге конфликт закончился побоями и выбитыми стёклами в общественном транспорте. Этот случай далеко не единственный и демонстрирует результат той ситуации, которая сложилась в городе в последнее время. А дела обстоят следующим образом: зачастую пассажирам самостоятельно приходится следить за исправностью машин, выходящих на рейс. 

Рыночный подход 

В Иркутске зарегистрировано 66 маршрутов, при этом около 80% пассажирских перевозок приходится на долю коммерческих транспортных средств. При этом шесть лет назад было три муниципальных автобусных предприятия, на балансе которых находилось 450 единиц транспорта. Сейчас функционирует только одно МУП с автобусным парком 180 единиц. «Рынок пассажирских перевозок в городе развивался стихийно на протяжении 15 лет и особо никем не контролировался, – отметила заместитель начальника департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта ЖКХ администрации Иркутска Юлия Гордина.  – Если во всём мире существует регулируемый пассажирский транспорт, то у нас сформировался иной подход». В итоге коммерческие автобусы могут раньше уйти с маршрута, не предусматривают никаких гарантий для льготных категорий граждан. 

По мнению Юлии Гординой, для того, чтобы урегулировать движение общественного транспорта, необходимо создать единое расписание движения автобусов. Байкальский государственный университет (БГУЭП) в этом году выиграл конкурс на подготовку такого проекта. Регулярное транспортное передвижение подразумевает интервал движения автобусов от двух до двадцати минут. При этом двадцатиминутный интервал предусмотрен только на то время, когда происходит спад пассажирского потока. Расписание будет составлено по результатам исследования пассажиропотока. 

«После мы хотим заключить договоры с перевозчиками, чтобы те на добровольной основе выполняли это расписание, – говорит Гордина. – Лучшим решением перевозчиков было бы пойти нам навстречу и начать работать через центральную диспетчерскую службу. Её в ближайшее время планируется создать». 

Руководитель территориального УФАС по Иркутской области Валентина Заморина сразу поправила докладчика: с точки зрения закона и МУП работает с целью извлечения прибыли, следовательно, оно по своему определению такое же коммерческое предприятие и делить транспортные предприятия на муниципальные и частные в корне неправильно. «У нас действительно хаотичный рынок пассажирских перевозок, так как сегодня любой перевозчик, имеющий более восьми пассажирских мест, может работать на маршруте, – отметила Валентина Заморина. – По её мнению, порядка в транспортной сфере нет в связи с несовершенством в российском законодательстве. С точки зрения закона право на осуществление пассажирских перевозок даёт лицензия, маршрут движения согласуется с органами местного самоуправления. «Одна из функций муниципальных властей – организация транспортного обслуживания населения. В своё время администрация, отпустив вопрос раздачи маршрутов, потеряла контроль над этим процессом», – заявила Валентина Заморина.

Дырявые полы 

Острая проблема, характерная для Иркутска, – проведение технического осмотра общественного транспорта. «Ещё вчера автобус прошёл техническую проверку, а у него дырка в полу, прикрытая линолеумом, обшарпанные кресла. Каким же образом он проходит два раза в год техосмотр, ведь он на ходу разваливается?» – задалась вопросом Валентина Заморина.  

В настоящее время в Иркутске около 2,5 тыс. зарегистрированных единиц общественного транспорта. Государственный  инспектор межрегионального управления Госавтонадзора по Республике Бурятия и Иркутской области Тамара Воронова рассказала о механизме выдачи лицензий. «В первую очередь мы проверяем наличие подвижного состава, данные о производственной базе, о стоянке, о месте прохождения медицинского контроля водителей. Сначала мы проверяем всю документацию, а потом уже сверяем на соответствие. Лицензии выдаются только тем, у кого всё соответствует требованиям».

На вопрос о том, откуда же тогда берутся «разваливающиеся» маршрутные такси и автобусы, старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД УМВД по Иркутску Андрей Кабанов ответил, что при прохождении технического осмотра водители и владельцы коммерческого пассажирского транспорта всё приводят в порядок. Существует множество уловок, которыми они пользуются.

«Сейчас Госавтоинспекция не проводит технический осмотр транспортных средств, в том числе осуществляющих частные пассажироперевозки. Эта функция передана частным фирмам, которые занимаются проведением годового технического осмотра, – рассказал Андрей Кабанов. – За нами осталась функция надзора на линиях». По его словам, одной из главных проблем является нехватка личного состава: сейчас работают максимум три экипажа государственных инспекторов технического надзора. Ещё одной проблемой является негативная реакция пассажиров на то, что сотрудники останавливают автобус для проверки. «Когда инспекторы технического надзора останавливают водителя маршрутки за то, что машина находится в неисправном состоянии, пассажиры в салоне начинают бунтовать. Инспекторам приходится отпускать водителей – нарушителей безопасности дорожного движения и брать с них устные обязательства устранить все неисправности», – отметил Кабанов.   

Всего, по его словам, с начала года в рамках профилактических мероприятий по выявлению технических неисправностей общественного транспорта инспекторы ГИБДД привлекли к административной ответственности около 3 тысяч водителей и 156 должностных лиц автотранспортных предприятий. Но проконтролировать всех водителей просто невозможно, отметил инспектор. «Есть такие водители, которые, зная о том, что началась такая проверка, просто не выходят на маршрут. Дожидаются того времени, когда проверка завершится, выходят на рейс только в час-пик, чтобы «сорвать основной заработок». 

А между тем 

Пассажиры маршрутных автобусов в Иркутске каждый день страдают из-за халатности водителей общественного транспорта. А виноваты в этом не только водители, но и перевозчики. Предприниматели хитрят во время прохождения технического осмотра пассажирского транспорта, в результате неутешительная статистика: с начала года один пассажир погиб и 74 человека пострадали в авариях, виновниками которых стали водители маршрутных такси областного центра. Количество иркутян, пострадавших в ДТП с участием маршруток, в 2012 году выросло на 3,7% по сравнению с прошлым годом. 

При этом аварийность с участием маршрутных такси снизилась в Иркутске, но травмированных пассажиров в ДТП стало больше. Более 1370 ДТП с участием маршрутных такси произошло в Иркутске за 10 месяцев 2012 года. Из них по вине водителей маршруток случилось 774 аварии. Основными причинами ДТП стала техническая неисправность транспортных средств.

Все участники круглого стола при-шли к выводу, что проблема общественного транспорта должна решаться сообща всеми контролирующими органами и только при налаженной  работе с частными перевозчиками.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры