издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Сделка с политехом была бы ударом по всему Иркутску»

Профком ИрГТУ проиграл сельским жителям общественные слушания

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

«Приезжайте, у нас творится что-то страшное» – так звучало приглашение жителей деревни Мельничная Падь на вторые общественные слушания о включении в границы поселения 69 гектаров леса. «Страшное» – потому, что земля находится в охранной зоне Ершовского водозабора, основного источника водоснабжения Иркутска. Здесь профком Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) с 2008 года пытается организовать дачное некоммерческое товарищество (ДНТ). Последним препятствием на пути политеха стали местные жители, часть из которых категорически против застройки водоохранной зоны. На сей раз их пугали «толстосумами», «Фондом РЖС» и «дядей», которые могут забрать участок и «никого уже не спрашивать». Тем не менее с перевесом в три голоса победили противники стройки. Но, полагают они, университет попытается взять реванш и всё-таки добиться своего.

«Шоу» в сельском клубе

Маленький домик, русская печка, фотообои с берёзами – декорации для повторных общественных слушаний в Мельничной Пади, которые сразу обещали быть очень напряжёнными. Накануне Нового года в сельском клубе собралось больше полусотни человек. На входе всех прибывших выжимало прямо к столу регистрации, за которым сидели женщины из земельного муниципального отдела. Они записывали участников, заодно заражая их духом общественного собрания.

– Не надо меня фотографировать! – вопила главный специалист земельного отдела. – Не снимайте! Вы нарушаете мои права! Красоты Сибири лучше фотографируйте! А вы дайте паспорт скорее и проходите!

К концу регистрации женщины завели пришедших так, что сами еле успокоили. 

– На 25 декабря 2012 года назначены общественные слушания по включению земельных участков лесного фонда, расположенных на территории Марковского муниципального образования, в земли поселений. В администрацию Марковского МО поступило обращение председателя первичной профсоюзной организации работников ИрГТУ Виталия Пешкова о проведении общественных слушаний. Большая к вам просьба: во время публичных слушаний – помещение маленькое – просим соблюдать тишину. Председатель имеет право удалить участников. Все ваши вопросы будут выслушаны, если вы поднимете руку, – объяснила модератор правила, которые собравшиеся в процессе мероприятия дружно забыли. 

Первым выступил Виталий Пешков, проректор по научной деятельности НИ ИрГТУ, доктор экономических наук, профессор, а ещё член Общественной палаты Иркутской области. Вопросы земельных отношений для спикера вообще профильные – в 2003 году он организовал и был избран заведующим кафедрой «Экспертиза и управление недвижимостью». Рядом стояла группа поддержки: его заместитель в профкоме Татьяна Малушко, председатель Байкальского регионального союза женщин «Ангара» Альбина Широбокова, заведующий кафедрой строительного производства, проректор ИрГТУ Андрей Комаров. 

– Многие меня здесь знают. Я уже выступал. Сегодня у меня разговор с вами, жителями деревни. Суть вопроса такова… Вот, если можно, раз меня сфотографировали – и достаточно. Это ваша каждодневная работа – на таких шоу присутствовать, а у меня это не так часто. Я волнуюсь, – Пешков отвлёкся на прессу. – Мы обращаемся к жителям с просьбой поддержать наше ходатайство о включении кварталов Приморского лесничества в границы Мельничной Пади. С 2008 года мы занимаемся этой работой. 

«Прошли все инстанции»

Всё это время университет, рассказывал Виталий Пешков, шёл по «классическому советскому варианту»: профсоюз выступил с инициативой создать дачное некоммерческое товарищество и обратился к органам власти с просьбой выделить земельный участок. Чиновники ответили, что Байкальский тракт для таких инициатив закрыт. Взамен предложили землю по тракту в Мельничную Падь. Первый участок, который присмотрел профком, располагался сразу на выезде из Иркутска. Но и там ИрГТУ ждал отказ: выяснилось, что земля будет выделена для сотрудников одной из больниц города. В итоге выбор пал на земли лесного фонда в районе деревни Мельничная Падь. «Не могу уже припомнить, как так вышло. Нам сказали, что это единственный из возможных участков для нас», – добавил Пешков. Впоследствии работать с университетом поручили региональному агентству лесного хозяйства, которое пошло ИрГТУ навстречу. Ни одна другая инстанция – Роспотребнадзор, Служба по охране объектов культурного наследия, Байкало-Ангарское государственное бассейновое управление – не возражала против выбора площадки. Более того, ДНТ вошло в схему терпланирования Иркутского района.

«К вопросу строительства мы подошли комплексно. Охрана природы, экологические аспекты полностью соблюдены. Существующие насаждения – сосны, берёзы – останутся. Это будет заактировано вплоть до того, что каждое дерево учтут и дадут охранный документ, – заверял Пешков. – Мы выполнили все требования по водоохранной зоне. Придумали, как сделать, чтобы никакая гадость в залив не попадала. Намерены применить технические решения, позволяющие полностью решить проблему водоотведения и водоснабжения. У нас в университете есть для этого специалисты на профильной кафедре». Председатель профкома добавил, что никто «не собирается приехать и всё захватить»: под новое ДНТ зарезервированы дополнительные электрические мощности. Кроме того, по обращению ИрГТУ стал двигаться вопрос об асфальтировании дороги в Мельничную Падь. В 2012 году минстрой Иркутской области провёл тендер, определили организацию, которая уже выполняет проект и сдаст его к апрелю 2013 года. К сентябрю работы по асфальтированию и освещению этой трассы планируется завершить. 

«Толстосум из Москвы»

Далеко не все селяне были против присоединения участка

На общественных слушаниях стало очевидно, что доводы представителя политеха убедили далеко не всех жителей Мельничной Пади. Во-первых, у них были свои аргументы, во-вторых – эмоции. К последним (в основном к жалости, жадности и классовой неприязни) представители профкома тоже активно апеллировали.

– Участок дважды пытались взять в аренду под рекреационные цели. Кто-то из деревенских. И мы предпринимали меры, чтобы не допустить этого. Знаю зачем: как только участок попадёт в земли поселений, арендаторы будут иметь первое право нас отодвинуть и застроить его, – убеждал собравшихся Пешков. – Наверное, поэтому на «Бабре» стали публиковаться письма, которые, понятно, пишут либо специалисты, либо под диктовку. Житель посёлка Мельничная Падь, даже если он имеет высшее образование, кандидат или доктор наук, но не занимается этим вопросом, не сможет написать такого. Кто-то вопрос муссирует. Понимаю, вы можете крест на нас поставить, и мы уйдём, но придут другие. И не думаю, что вам будет от этого лучше.

В качестве «бонуса» от сотрудничества с университетом председатель профкома пообещал выделить из 200 – 230 участков как минимум 30 для жителей деревни. Он намекнул, что это, конечно, «главный вопрос, который их интересует». 

– Если политех эту землю не возьмёт, она всё равно уйдёт под жильё. Но тому, кто больше заплатит и будет распоряжаться ею как хозяин, а не как партнёр, – поддержала Пешкова Альбина Широбокова. 

– Что такое политех? – перехватил слово проректор ИрГТУ Андрей Комаров. – Это в общем-то нормальные, порядочные люди. Извините за грубость, не жлобьё, не какие-нибудь там барыги. И вот когда мы пытались брать участки в других местах, нас перебивали те, у кого много-много денег. Есть и другая опасность – Фонд РЖС. Участок поставлен на кадастр и готов к тому, чтобы его изъяли из федеральной собственности, провели аукцион, где опять же толстосум победит. А потом можно только предполагать, как всё будет происходить. Очень много участков по Байкальскому тракту захватили люди, которые теперь продают землю по баснословным ценам. А у нас в университете тысяча человек в очереди и три общежития забиты людьми. Они живут с маленькими детьми, и у них нет никаких перспектив с зарплатой шесть тысяч возвести себе жильё. А тут появляется возможность построить маленький домик, но свой. 

В ответ собравшиеся возмущённо зашипели: «С зарплатой в шесть тысяч что они построят?!» Громко заговорила только одна участница: 

– Жительница посёлка «Джоуль», редактор портала «Бабр», участник «Байкальского движения», лазутчик «Байкальской экологической волны» Надежда Шапаева, – представилась она. – У меня пакет вопросов. Первый: почему именно в водоохранной зоне? Второй: если вы собираетесь при помощи ДНТ решать жилищные проблемы сотрудников, значит, вы собираетесь там строить капитально, но капитальное строительство в водоохранной зоне запрещено. Третий: откуда такая уверенность, что землю перекупит толстосум из Москвы? Не исключено, что губернатор сделает водоохранную зону неприкосновенной. Что тогда станет с теми, кто купит участки?

Пешков пояснил, что в дачных домах разрешены прописка и круглогодичное проживание и совсем не обязательно «строить капитально». 

– Второе – по толстосуму. Мы знаем, что есть Фонд РЖС. Сейчас он продал на аукционе участки в Новолисихе, в непосредственной близости к заливу. Это 15-й км Байкальского тракта. Ещё в деревне Бурдаковке – тоже близко к воде. Там будут предприняты проектные решения, которые исключат загрязнение воды. В нашем случае перед участками предполагается двухметровая полоса, где будут находиться выгребные ямы. Подход к ним будет свободный для очистки. Ямы будут герметичны. Все экспертные материалы пройдут оценку.

– Так почему у воды? – повторила Шапаева. 

– Почему у воды… Вот давайте немного отвлечёмся и расслабимся. – За это предложение Пешкова едва не освистали. – У воды, потому что решили, что у воды. 

Школа и детсад вместо «птичек»

Виталий Пешков с волнением отстаивал право ИрГТУ на дачные участки

Объяснение председателя профкома, казалось, на время обескуражило участников слушаний. Но они быстро оправились. Слово взял житель посёлка Игорь Выголовский.

– Вы говорите, что преподаватели нуждаются в жилье и им не хватает денег на покупку квартиры, но на строительство дома точно хватит. Но ведь у политеха было садоводство по Байкальскому тракту. Сколько там сейчас сотрудников университета? 

На вопрос Пешков ответить не смог, но рассказал, как лет восемь назад ИрГТУ пытался выделить в «Политехнике» новые участки. 

– А потом оказалось, что в Иркутске есть юридическая контора вместе с так называемой общественностью, которая успела оформить эту землю под рекреационные цели на 25 лет. У нас участок изъяли, – пожаловался он.

– Где гарантия, что ваши сотрудники не продадут участки как раз тем самым толстосумам, которые заплатят за них хорошие деньги? – включилась Шапаева. 

– Вероятнее всего, земля будет выдаваться в аренду, а не в собственность. Но я не могу дать пока гарантий.

Об экологической опасности напомнила давний оппонент профкома, жительница Мельничной Пади Юлия Карельченко. 

– Вы приводите в пример Бурдаковку, но там нет зоны водозабора. Утверждаете, будто ущерба не будет. Но человек, живя на территории, даже не желая этого, наносит природе вред. На участке произрастает много эндемиков, до сих пор можно найти кукушкины сапожки. Стоит только туда ступить ноге человека, всё пропадёт. Ущерб будет нанесён и иркутскому водозабору. Сделка с политехом и выделение земли в водоохранной зоне стали бы ударом по населению всего Иркутска. 

На возражения Пешкова, который напомнил о согласованиях бассейнового управления и утверждённой схеме терпланирования, Шапаева ответила, что «хорошо знает, как выдаются все эти разрешения». 

– БЦБК разрешение на водосбросы получает регулярно. Но говорить о том, что это законно, не приходится. Если экологическое законодательство, порушенное в 2000-е годы, будет восстановлено, что тогда будут делать жители ДНТ? – продолжила Шапаева. 

– Оформление земли идёт в нарушение федеральных законов! – настаивала Карельченко.

Тут Пешков потерял терпение. 

– Кто-то бегает, всё время вас подначивает, – сказал он, и зря: жителей это возмутило ещё больше. Внезапно из гогота толпы прорезался голос в поддержку профкома: 

– Людей интересуют школа, дорога, вода, отопление. А вы тут про птичек, понимаете ли! Я думаю, эти люди не враги себе. Думаете, они хотят умереть от рака, пить грязную воду и вообще сделать себя уродами?! Люди хотят участки, годами стоят в очереди!

Дальнейшее сильно напоминало фильм «Гараж», который в случае Мельничной Пади можно было бы назвать «Дача». 

– Хотят все, а получат только приближенные к администрации, – закричал кто-то с места. 

– Создавайте ДНТ, но не в водоохранной зоне! Кто о будущем будет думать? – завопили задние ряды сквозь звонки мобильных. 

– Ничего не понимаю. Но ведь сказали выключить телефоны!!! 

– Соблюдайте тишину!

– Мы топчемся на месте. Давайте решать, даём землю или оставляем? Если нет, придёт дядя и спрашивать вас не будет! – призвал один из гостей. 

-– Даём! 

– Нет! Дядя – это вымысел!

-– Не надо ля-ля. Вопрос стоит так: да или нет! 

– Если балаган не прекратится, мы начнём удалять жителей! Уважайте друг друга! – сотруднице земельного отдела Марковского муниципального образования удалось перекричать всех собравшихся. Слово взял один из старожилов Мельничной Пади.

– Я здесь 38 лет веду хозяйство – держу свиней, кроликов, курей. Все имеют в посёлке частную собственность и сортир на улице. Хотите забить политех, у которого преподавательский состав практически нищий, не имеет ни земли, ничего? – вступился он за университет. – Профсоюз решил взяться и проработал вопросы. У нас уже был опыт: пришли частники, выиграли землю, теперь продают по 120 тысяч рублей сотку. Закрыли проход к воде. 

– У нас семь километров до основной дороги. Почему нельзя было выделять землю там? – перебил его другой селянин. 

– Дело говорит! 

– А у самого где участок? 

На исходе второго часа слушаний Пешков продолжал уверять, что только с университетом посёлку достанутся школа, детсад, дорога и прочие блага. Но к тому моменту на него не обращали внимания: участники слушаний дружно ругались, отмахиваясь от Пешкова обвинениями во лжи.

– Я никого не обманываю! Врать не умею и никогда не врал. Схема терпланирования утверждена и полтора года висит на сайте района. Вы что, не видели?!

В нетерпении люди вскочили с мест, дети стали кружить по комнате, от криков зазвенело в ушах. Молодой всклоченный мужчина заорал: «Байкальская экологическая волна» – это иностранный агент. Они получают деньги не только из США, но и из Китая!» Стойкие сотрудницы земельного отдела всё-таки успокоили толпу и вынесли вопрос на голосование, которое подтвердило расхождение во мнениях жителей: 25 человек проголосовали за включение земель в границы поселения, 28 – против. Впрочем, конфликт вокруг привлекательного загородного участка ещё не исчерпан, уверены оппоненты политеха. По их словам, в наступившем году университет попробует взять реванш.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры