Астрономы прогнозируют приближение Великой кометы

Но боятся, что Солнце её разрушит

Большая, или Великая, комета может украсить небо Земли в ноябре 2013 года. Об этом рассказал директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев на встрече с журналистами на прошлой неделе. Комета C/2012 S1 (ISON) по светимости сравнится с Луной, если только не будет разрушена Солнцем, она пройдёт всего в 1–1,8 млн. км от светила. Открыли комету российский учёный, аспирант Петрозаводского госуниверситета Артём Новичонок и белорусский учёный из Витебска Виталий Невский. Интересно, что Артём Новичонок по основной профессии биолог. Но многолетнее увлечение астрономией взяло верх. Сейчас Новичонок занят строительством астрономической обсерватории при Петрозаводском университете. И пока его комета мчалась к Солнцу, он путешествовал по Земле. В ноябре прошлого года биолог приезжал в Иркутск, чтобы получить совет от местных астрономов, как лучше обустроить будущую обсерваторию.

Артём Новичонок – персона, по словам Сергея Язева, более чем интересная. Аспирант Петрозаводского госуниверситета, по профессии биолог. Артём признался, что, как только защитит кандидатскую диссертацию, с биологией планирует расстаться, потому что уже давно им движет другая страсть – астрономия. «Я хочу заниматься физикой, химией комет, их составом», – сказал он в одном из интервью. Начинал Артём как астроном-любитель, но за  годы наблюдений вышел на вполне профессиональный уровень. Свою первую комету он открыл в 2011 году вместе с коллегой Владимиром Герке по снимкам с телескопа обсерватории НЦ «Ка-Дар» на Северном Кавказе. Тогда коллегам повезло: они были первооткрывателями этого объекта, и комета P/2011 R3 получила имя Novichonok-Gerke по фамилиям учёных. Интересно, что Новичонок в этот момент находился во Вьетнаме и комету открыл буквально «со снимка». Оказалось, что это первая комета, открытая российскими учёными с 1989 года, и первая, что была открыта во Вьетнаме. Так биолог внёс свой вклад в развитие отечественной астрономии.

В сентябре 2012 года Артём Новичонок и астроном Виталий Невский из Витебска (Белоруссия) были на Северном Кавказе. И снова невероятно повезло.  Они открыли комету C/2012 S1 (ISON), потенциально она может стать одной из самых ярких комет десятилетия. Сам объект был обнаружен ранее, однако его кометную природу определили именно Новичонок и Невский. Они стали первооткрывателями, но, к сожалению, имя учёных эта комета не получила – таковы международные требования. Зато она носит имя проекта ISON (одна из обсерваторий этого проекта расположена в районе Кисловодска, на её телескопе-рефракторе была открыта комета). В ноябре 2012 года Артём Новичонок побывал в Иркутске. Как рассказал Сергей Язев, ректор Петрозаводского госуниверситета поручил Новичонку организовать при вузе астрономическую обсерваторию, и учёный приезжал за советом к иркутским коллегам. Строительство новой обсерватории начнётся уже в 2013 году.

Комете C/2012 S1 (ISON) пророчат судьбу Большой, или Великой, кометы (особенно яркой и заметной при наблюдении с Земли невооружённым глазом). Такие кометы появляются довольно редко. К примеру, комета Хейла-Боппа или комета Хякутакэ, появившиеся в небе в конце 90-х. Комета Икейя-Секи, открытая в сентябре 1965 года, наблюдалась очень красиво – к 21 октября в перигелии (ближайшей к Солнцу точке орбиты) она не была полностью уничтожена светилом, а эффектно «распустила хвост». Позиционные наблюдения этой кометы в период до перигелия сделал в Крыму  Николай Степанович Черных, бывший иркутянин, до конца жизни связанный с Иркутском (позже выяснилось, что эти наблюдения оказались единственными в СССР).

Новая комета, по словам Сергея Язева, может стать самой большой за последние 70 лет. В ноябре 2013 года она пройдёт всего в 1–1,8 км от Солнца. Для сравнения: Меркурий находится на расстоянии около 60 млн. км от Солнца, при этом в дневное время его поверхность раскаляется до температуры выше плюс 350 градусов по Цельсию.  Так что комета в перигелии будет испытывать серьёзные гравитационные и температурные воздействия Солнца и может исчезнуть. Тогда наблюдателям с Земли не придётся увидеть ничего, разве что астрономам – туманное облачко. Всё будет зависеть от «устойчивости» кометы и её орбиты, бывали случаи, что на столь близком расстоянии от Солнца кометам удавалось сохраниться и показать землянам великолепное зрелище. Сергей Язев пояснил, что по светимости комета в перигелии будет сравнима с Луной. Хвост может распушиться на полнеба. Однако это всё произойдёт при условии, если небесная странница не будет уничтожена Солнцем, как это случилось с кометой C/2010 X1 (Elenin), открытой в 2010 году российским астрономом Леонидом Елениным. В августе 2011 года её ядро разрушилось. Будем  надеяться, что Артёму Новичонку и Виталию Невскому повезёт и их гостья из космоса окажется настоящей Великой кометой.