издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Под надёжным крылом

  • Автор: Алина РОМАШКИНА, Нижний Новгород

На днях нижегородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 39 отмечает круглую дату – 100 лет со дня основания. Созданная на средства меценатов школа для особых детей и сегодня под крылом бизнеса – крупной российской энергокомпании «ЕвроСибЭнерго» (в Нижнем Новгороде её представляет ГК «ВолгаЭнерго»).

Любой ребёнок нуждается в помощи и поддержке. А в первую очередь тот, кто родился менее сильным и способным, чем другие малыши.

Нижегородская школа-интернат № 39 стала первым в регионе и третьим в Российской империи (после Москвы и Санкт-Петербурга) вспомогательным образовательным учреждением для детей с отклонениями в развитии.

– Школу создала Инна Васильевна Игнатьева, мама ребёнка, имевшего отклонения в развитии, – рассказывает Ирина Обрядчикова, заместитель директора школы-интерната. – Она хотела, чтобы у её чада так же, как и у обычных детей, была возможность обучаться.

И это ей удалось. В основу работы нижегородского интерната лёг опыт коррекционных школ двух российских столиц. А вот за помощью в организации и материальном обеспечении учебного учреждения женщина обратилась к сильным мира сего. Здание под школу выделил известный нижегородский купец, меценат, благотворитель Николай Александрович Бугров. Организацию образовательного учреждения курировали главы города: сначала городской голова Иван Васильевич Богоявленский, затем – судовладелец Иван Васильевич Сироткин. В 1913 году школа стала существовать официально. Расходы на её содержание были внесены в городской бюджет.

Право на будущее

И в начале прошлого века, и сегодня основным принципом работы школы является тезис о том, что любой больной ребёнок, независимо от глубины его заболевания, имеет право и должен учиться. Сегодня в интернате обучается 114 нижегородцев в возрасте от 7 до 18 лет. Из 19 классов девять – для детей со сложной структурой дефекта и глубокой умственной отсталостью (синдромом Дауна, ДЦП, аутизмом).

– Раньше на таких детях ставили клеймо – «необучаемые». Мы отказались от этого термина, – подчёркивает Ирина Обрядчикова. – Дети, независимо от патологии, учатся здесь. Они все способны развиваться, главное – создать для этого соответствующие условия.

Среди воспитанников интерната – дети с разной степенью сложности заболеваний. Есть ребята, которые неспособны обучаться грамоте. Но это не значит, что они не могут научиться общаться с другими. К примеру, аутисты, которые, по словам педагога, вообще имеют трудности с общением, используют язык пиктограмм, жестов.

– К сожалению, современное российское общество не готово принять таких детей. Им сложно трудоустроиться, найти себе место в жизни. Конечно, многое зависит от семей, окружения, в котором они растут, – добавляет Ирина Обрядчикова. – Мы как педагоги стремимся дать им все навыки, необходимые для самостоятельной жизни.

Защитить от бед

И в тяжёлые времена интернат принимал и поддерживал своих воспитанников. Здесь жили и живут ребята из неблагополучных, малоимущих семей. Когда в 1990-е ПТУ перестали принимать выпускников 8 класса, педагоги разработали программу для 9 класса, затем – 10-го. Сегодня ребята оканчивают 11 классов по государственной образовательной программе.

– Мы понимаем, что многим нужно больше времени, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, – добавляет Ирина Обрядчикова. – Они имеют возможность пробыть у нас до 18–20 лет. В течение 2-3 лет ребята успевают повзрослеть, приобрести больше навыков, психической стабильности. Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии подвержены стороннему влиянию. Мы хотим максимально оградить наших выпускников от опасностей, которые поджидают их в большой жизни.

По словам Ирины Обрядчиковой, в интернате было организовано многопрофильное обучение. Если в ПТУ принимали только в строительные классы мальчиков и в швейные девочек, то в школе они могли получить более разносторонние знания:

– Помимо строительства и шитья, они проходят курсы первой медицинской помощи, электротехники, кулинарии, а также вязания, вышивки для девочек, мальчики обучаются ремонту обуви, столярным, слесарным специальностям, – добавляет она. – Для ребят с низким уровнем в развитии интеллекта ввели также щёточное дело – их трудоустраивают на щёточную фабрику имени Николая Островского.

В новый век

Конечно, чтобы работать в интернате, требуется немало любви, сил, терпения. Ни для кого не секрет, что, несмотря на сложность профессии педагога, она не всегда оплачивается адекватно. По словам Ирины Обрядчиковой, из пяти молодых преподавателей, приходящих в интернат, остаётся один-два, но навсегда. 

– Конечно, у интерната, как и у других образовательных учреждений, есть потребность в приобретении новой техники, оборудования, учебных пособий, – добавляет она. – К примеру, в компьютерном классе мы обучаем ребят работе с компьютером – начиная с того, чтобы правильно напечатать своё имя, и заканчивая работой в сети Интернет.

Год назад ГК «ВолгаЭнерго» впервые провела благотворительную акцию для воспитанников 39-й школы. В частности, были выделены средства на приобретение спортивного оборудования и инвентаря. С 2013 года школа-интернат № 39 официально является подшефным учреждением «ЕвроСибЭнерго». В честь 100-летия компания подарит школе новую компьютерную технику.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры