издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Такого ещё нет в Иркутске»

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Девять муниципальных памятников деревянного зодчества в областном центре нашли инвесторов, которые будут их восстанавливать, за прошедший год. Об этом «Сибирскому энергетику» рассказала генеральный директор муниципального агентства по развитию памятников Иркутска Ирина Кравец. Уже к концу этого года иркутяне смогут увидеть несколько восстановленных зданий, рассчитывают в АРПИ. Как продвигается работа и что будет с отреставрированным историческим наследием, выясняла Алёна МАХНЁВА.

На данный момент АРПИ, созданное администрацией Иркутска для сохранения и восстановления объектов культурного наследия в январе прошлого года, заключило договоры с инвесторами по девяти историческим объектам. Однако проведение торгов и продажа домов – это ещё не достижение, считает Ирина Кравец. Говорить об итогах можно будет, когда здания отреставрируют и введут в эксплуатацию, то есть в 2014 году. Инвестиционный и реставрационный цикл, который включает подготовку проекта, необходимые согласования и собственно работы по сохранению объекта, составляет примерно два года. 

– Для тех объектов, которые мы начали реставрировать первыми, например по улице Декабрьских событий, 17, планируемый срок ввода в эксплуатацию – начало 2014 года. Весной начинается строительный сезон, за лето восстанавливаем здание, осенью сможем начать отделку, соответственно, в конце года, если всё пойдёт по плану, готовим дом ко вводу в эксплуатацию. 

К началу следующего года таких зданий должны быть несколько. Кроме сгоревшего доходного дома по Декабрьских событий, 17, это особняк на Горького, 34, построенный во второй половине XIX века, – объект большой и сложный, по словам Ирины Кравец, тем не менее работы там идут достаточно быстро. Для особняка начала ХХ века на Тимирязева, 5, уже готов проект, он проходит госэкспертизу, аналогичные документы готовятся для памятника «Дом жилой, 1850–1890-е годы» на Сурикова, 9, они тоже проходят госэкпертизу.  

Ещё один памятник в последнюю неделю прошлого года был продан с молотка министерством имущественных отношений Иркутской области. Напомним, дом Шубиных, самое старое деревянное здание Иркутска, чудом уцелевшее в большом городском пожаре 1879 года, было изъято судом у нерадивых собственников. Объект на Лапина, 23а, приобрела компания «ЭлитСтрой». Это первый прецедент такого рода в масштабах страны, поэтому оформление всех документов занимает довольно много времени, уточнили в министерстве. Ожидается, что договор с инвестором будет подписан в течение недели.  

В АРПИ отмечают, что интерес к памятникам за прошлый год вырос. 

– На первый выставленный на конкурс объект был один потенциальный инвестор, на второй – уже два претендента. На последнем конкурсе было пять заявок, – говорит глава агентства. – Первая причина: люди увидели, что агентство уже год работает и выполняет свои задачи. Мы не только получаем деньги от инвесторов, но и берём на себя всю нагрузку, связанную с прохождением административных процедур, согласований. АРПИ выполняет функцию заказчика застройщика: заказ техусловий, заказ проекта, технический надзор и так далее. 

Вторая причина, по словам Кравец, – экономическая выгода «исторических» инвестиций:  

– Люди начали сравнивать цены. Есть возможность купить участок в центре города за 30–40 миллионов рублей и вложить ещё, допустим, 10 миллионов в строительство либо купить земельный участок с памятником за 3–10 миллионов рублей и потратить те же 10 миллионов на реставрацию. Третий момент – изменившееся законодательство. Сейчас разрешение на строительство можно получить, если утверждены правила застройки и землепользования. ПЗЗ утверждены только для 15% города, а поскольку Иркутск – исторический город, правила землепользования и застройки будут направляться на согласование в Минкультуры. Я прогнозирую, что ПЗЗ будут утверждены за два года, поэтому никто в центре ничего законно построить в ближайшее время не сможет. При этом в Градостроительном кодексе прописано, что объекты культурного наследия не подпадают под этот регламент, разрешение на восстановление или реставрацию памятника выдаётся без ПЗЗ. Таким образом, памятники – единственное, во что можно легально вкладывать в ближайшие пару лет, – заключает эксперт. 

Самым дорогим из проданных объектов пока является уже упомянутый особняк на Горького, 34. Выкупная стоимость составила 11,5 млн. рублей. Реставрация здания тоже обойдётся недёшево – в нём сохранились резной потолок, балясины, поясняет Ирина Кравец. Внутри есть небольшая сцена с аркой, где ещё в дореволюционное время проводились детские спектакли. Как будет использоваться здание, где в конце ХХ века располагался детский сад, пока неизвестно, но, по словам Ирины Кравец, инвестор намерен сохранить сцену. 

– Как мне кажется, там можно устроить ресторан, – предполагает руководитель АРПИ.

К концу года на месте нескольких разрушенных домов-памятников можно будет увидеть восстановленные здания, надеются в АРПИ

Агентство не раскрывает инвесторов. Известно, что это как организации, так и частные лица. Одна категория – инвесторы, которые покупают недвижимость и затем сдают в аренду, чтобы жить на ренту. Ещё один тип – строительные организации, которые владеют лицензией на реставрационные работы и которым надо чем-то заниматься, поскольку строительный рынок «несколько сжался». Но самая интересная группа – предприниматели или компании, у которых есть задумка что-то сделать, но они пока не нашли, где в городе можно реализовать свою идею. Именно форма иногда притягивает содержание, считает собеседник «СЭ» и приводит в пример магазин экологичных продуктов, который разместится в одном из деревянных памятников.  

– Есть другой инвестор, он долго искал свою «фишку» и не мог найти форму, в которой может существовать этот проект. Не могу сказать, что это, потому что такого ещё нет в Иркутске, – улыбается Ирина Кравец. – Есть банковская структура, которая хочет организовать формат, отличный от классических банков. 

Будущие функции памятников определяются на стадии проекта, после того, как эскиз здания проходит историко-культурную и техническую экспертизы. Первая подтверждает, что предмет охраны изображён именно таким, каким он был, даже если дом утрачен, – внешний  вид восстанавливается по фотографиям и чертежам. Техническая экспертиза подтверждает, что здание будет безопасно для людей. На стадии проекта прорисовывается внутренняя технология и становится ясно, что будет в здании – общепит, магазин или офис. 

В настоящее время часть объектов готовится к конкурсам, на торги выставлено три здания, ещё два АРПИ реставрирует собственными силами – на средства, полученные от прошедших конкурсов. Что это за объекты, Ирина Кравец не уточнила. В эту категорию могут попадать дома, не заинтересовавшие инвесторов, например усадьба Горячкиной на Фурье, 5а, которая выставлялась на торги уже несколько раз. 

– А есть, наоборот, интересный объект, который мы способны своими силами отреставрировать, сдать в аренду, чтобы эти средства снова направить на реставрацию. 

Самыми сложными объектами глава агентства называет уже упомянутую усадьбу Горячкиной и здание с двойным адресом ул. Радищева, 5к – ул. Рабочего штаба, 4. 

У дома на Фурье, 5а, небольшая площадь, всего 58 кв. м, к тому же он «смотрит» не на улицу, а стоит на второй линии. Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области, по словам Кравец, не даёт согласия на его перенос: улица Фурье – историческая, дом находится в своей исторической среде. Нынешнее расположение может затруднить реставрацию – в тесный двор будет сложно доставить технику. 

Второе здание, побывавшее в огне, стоит у Маратовского кольца, соседствует с городской больницей №9. Его тоже нужно переносить, поскольку посредине дома проходит красная линия: если дорога будет расширяться, строиться двухуровневая развязка, а такие планы есть, здание будет мешать. 

Кроме собственно восстановления памятников, АРПИ считает своими задачами повышение их инвестиционной привлекательности, участие в подготовке специалистов-реставраторов и работу в рамках трёхстороннего соглашения с Вологдой и Томском. Оно, возможно, даст Иркутску и этим городам возможность совместно войти в ФЦП «Культура России», заключила собеседник «СЭ». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры