издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Богучанская арифметика

Квартир для переселенцев из зоны подтопления БоГЭС оказалось недостаточно

Люди из посёлков Кеуль и Невон Усть-Илимского района, чьи дома попадают в зону подтопления при заполнении водохранилища Богучанской ГЭС, начали переезжать в новое жильё. В Братске, Усть-Илимске и Иркутском районе для них было построено 429 квартир, ещё шесть приобрели в Саянске. Однако фактически в перечне переселенцев значатся 513 семей, а в долгосрочной целевой программе «Подготовка зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС» речь идёт о 606 домохозяйствах, подлежащих расселению. В качестве выхода из сложившейся ситуации в региональном министерстве строительства и дорожного хозяйства рассматривают возможность строительства недостающего жилья в Усть-Илимске.

«У нас согласно контракту построено 429 квартир: 291 в Иркутском районе, 88 в Усть-Илимске, 50 в Братске, – сообщил руководитель дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС Алексей Коротнев, выступая 7 февраля на совещании в министерстве строительства и дорожного хозяйства Иркутской области. Ещё шесть приобретены в Саянске, люди в них уже въехали. Ещё 137 квартир из числа оставшихся распределили между переселенцами: определены владельцы жилья в Усть-Илимске, в Братске одна пятикомнатная квартира осталась невостребованной. Оформлено право собственности на 110 квартир в жилом комплексе «Луговое» под Иркутском, 29 из них уже распределили между теми, кому предстоит переезд из Кеуля и Невона. «Работа идёт в режиме он-лайн, и надо сказать человеческое спасибо Федеральной регистрационной службе за то, что она быстро регистрирует это жильё», – констатировал Коротнев. 

Если квартиры в Иркутском районе пока только распределяют, то в Братске и Усть-Илимске идёт переселение: в первом городе в новые дома уже въехали 26 семей, во втором только пять – установившиеся там крепкие морозы не способствуют массовому переезду. В «Луговом» есть нарекания по благоустройству придомовой территории, но подрядчик – компания «Востсибстрой» – намерен приступить к её облагораживанию в апреле-мае и выполнить все необходимые работы в установленные сроки – до 30 июля. 

Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин указал на существенно более масштабную проблему: построенного жилья не хватает для переезда всех переселенцев. «Я исхожу из того, что по всей программе нам надо переселить 606 домостроений, а построено 429, – пояснил он. – Арифметика простая. А ещё бывает, что в одном домовладении проживают несколько семей, так что понадобятся ещё квартиры». По данным, которые привёл Коротнев, переселению подлежат только 513 семей. В каких-то из упомянутых 606 домов попросту никто не живёт, в отдельных случаях невозможно определить собственника здания. Однако при формировании программы и, в дальнейшем, государственного контракта на строительство жилья за основу был взят простой принцип: один дом – одна семья. 

«К сожалению, мы абсолютно не защищены от человеческого фактора, – заметил министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Михаил Литвин. – Когда мы собирали информацию, в одном доме могла проживать одна семья, а в какой-то момент их вдруг оказывалось шесть. Это вопрос прокуратуры». Как показывает практика Красноярского края, где переселение людей из зоны заполнения водохранилища БоГЭС официально завершилось в конце января, случаи фиктивной прописки нельзя сбрасывать со счетов. И рассматривать их действительно должны правоохранительные органы, но есть одно «но»: в законе «Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению» сказано, что полномочия по его реализации возложены на министерство строительства и дорожного хозяйства. «По закону оно может создать комиссию, которая будет с каждой семьёй работать на месте и в случае злоупотреблений, может быть, обращаться в прокуратуру», – сказал Валерий Лукин. Так или иначе, необходимости строительства дополнительных квартир это не снимает. И, по словам Михаила Литвина, в качестве площадки для возведения жилья в минстрое рассматривают Усть-Илимск. Но для начала необходимо определиться с объёмами строительства. «Дело в том, что часть граждан, которые проживают в зоне подтопления, до сих пор никуда не хотят переезжать, а хотят получить компенсацию, чего не позволяет закон, – заключил Алексей Коротнев. – Поэтому мы не можем построить для них квартиру в Усть-Илимске, а они потом захотят переехать в Братск или ещё куда-нибудь. Только в связи с этим у нас возникают трудности по формированию списка необходимого жилья».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры