издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Особенности «шведского социализма»

Впервые со шведскими пенсионерами мы встретились летом 2011 года, когда праздновалось 350-летие города Иркутска. На юбилей приехала делегация из шведской коммуны Стрёмсунд, с которой столица Приангарья поддерживает деловые отношения уже более десятка лет. В этот раз гостям хотелось посмотреть, чем живут наши пенсионеры. Встреча проходила очень тепло. Иркутяне рассказывали о своём городе, пели гостям песни под аккордеон, угощали собственными пирогами и садовыми заготовками, дарили милые поделки.

И вскоре в Иркутск пришло приглашение от мэра коммуны Стрёмсунд для наших пенсионеров. Мне посчастливилось попасть в состав делегации, возглавляемой председателем регионального отделения Союза пенсионеров России Лилией Бранденбург, побывать в коммуне Стрёмсунд и столице Швеции Стокгольме.

Больше всего меня взволновало в этой далёкой скандинавской стране отношение к людям, в частности к пенсионерам и детям. На их заботу и содержание денег из казны в Швеции не жалеют. Пенсии, правда, пожилые люди здесь начинают получать лишь с 65 лет. Но это вполне объяснимо. Средняя продолжительность жизни шведских мужчин – 78,6 года, женщин – 83,2 года. Многие женщины работают лишь на половину ставки. Даже с учётом этого средняя пенсия в Швеции составляет 1000 долларов в месяц, а полная обычная, если перевести в рубли, около 50 тысяч. Конечно,  жизнь в северной стране в 2-3 раза дороже, чем у нас, но всё равно пенсионеры в Швеции имеют  возможность путешествовать, делать подарки близким. «Нам хватает», – говорили наши собеседники.

Приятно удивили нас шведские дома для престарелых. Жить в них не считается чем-то зазорным. Это норма. Взрослые дети заняты работой, за пожилыми и  больными родителями присматривает государство, вовремя оказывая им необходимую медицинскую помощь. Оно заботится о стариках 24 часа в сутки 365 дней в году. У каждого пенсионера в доме престарелых есть отдельная просторная комната, санузел и кухня. В эти маленькие квартирки многие привозят свою мебель, обставляют всё так, как им нравится, здесь принимают родственников, детей, гостей. В одном из таких домов мы видели тёплые встречи работников муниципалитета со своими родителями. Чиновники были спокойны за своих близких, заботу о которых доверили государству.

У тяжелобольных в комнатах и туалетах оборудованы специальные подъёмники. Многие передвигаются на колясках и на специальных самокатах. Над кроватями есть кнопка вызова медперсонала. Оплата за такие услуги – 70% от пенсии. Если у больного не хватает средств, государство доплачивает за его содержание. В домах престарелых, которые мы посетили, проживали от 13 до 33 человек. Количество персонала примерно равно числу подопечных. 

Инвалиды, недееспособные люди живут в отдельных квартирах под ежесуточным патронажем. Буйные больные содержатся в домах, очень похожих на дома для престарелых. Обязательное условие – медперсонал и соседи не должны раздражать пациентов, в ином случае их заменяют. Пенсионеры покрепче здоровьем живут в своих или арендованных у государства квартирах. Ремонт и содержание жилья в этом случае берёт на себя государство.

Удивительным было для нас и то, что многие шведы, особенно преклонного возраста, ходят по городу с лыжными палками в руках. Оказывается, ходьба как на лыжах укрепляет мышцы сердца. Немало любителей  передвигаться по городу на велотранспорте. Даже мэр коммуны Стрёмсунд ездит на работу на велосипеде. Это полезно для здоровья. Шведы очень берегут и почву, и воду, и воздух от загрязнения. Воду употребляют для питья прямо из водопровода без хлорирования. Воздух в Стрёмсунде так удивительно напоён хвойным ароматом! В нём чувствуется смесь запаха сосны, ели и можжевельника. Клумбы и вазоны в ноябре украшали разноцветные верески, а в Стокгольме – ещё и герани и цикламены.

В квартирах шведских пенсионеров, помещениях различных пенсионных объединений, домах престарелых мы видели много живых комнатных цветов вперемежку с искусственными. Это, наверное, потому, что в северной стране долго, несколько месяцев, длится полярная ночь. В конце ноября в три часа дня уже было совсем темно. Для экономии электричества везде в помещениях стоят свечи. 

В Швеции бережно относятся не только к больным и престарелым. В детских садах создана тёплая домашняя обстановка. Нет окриков и плача. Послеобеденный сон только по желанию ребёнка или его родителей. Для тех, кто не хочет спать, предусмотрены тихие игры или занятия. Детских домов в Швеции вообще нет. Ребёнка, потерявшего родителей, устраивают временно к родственникам или знакомым, а затем находят ему постоянную семью. Служба в армии для молодых людей необязательна. В школе в последние три года обучают будущей профессии по шести направлениям. Желающих учиться дальше подготавливают для поступления в вуз.

Ещё меня приятно поразила чистота на улицах. В Стрёмсунде я не видела ни одного окурка или брошенной бумажки. Зато наблюдала, как в автомат рядом с магазином отправляли пустые пластиковые бутылки. Мы ни разу не встретили пьяного. Сотрудница муниципалитета извинялась перед нами за то, что на улице было не очень, на её взгляд, чисто: проезжую часть пришлось посыпать мелким гравием и песком, так как дорога ночью подмёрзла. И ещё меня порадовало, что есть места на белом свете, где не воруют. На улицах Стокгольма в специально отведённых местах при дороге без всякой охраны стояли припаркованные велосипеды. Однажды за обедом я заметила: «Сложилось впечатление, что у вас в стране не воруют». После некоторой паузы мне корректно ответили, что в Швеции всё-таки воруют, но обычно люди других национальностей. Для сведения: шведы составляют 91% населения, финны – 3%, есть также иранцы, датчане, турки. Мы видели там бывших жителей Ташкента, Чечни, слышали на улицах русскую речь…

Швеция – страна христианского вероисповедания: 82% верующих посещают лютеранскую церковь, есть и католические храмы. Библия лежит в каждом номере гостиницы. Дочь руководителя консультативного совета муниципалитета, подросток, с достоинством сказала нам, что хочет быть дьяконом в церкви. Шведы стараются исполнять божьи заповеди. В седьмой день недели, в воскресенье, они отдыхают. В этот день не работают даже музеи, а на весь Стрёмсунд был открыт лишь один универсальный магазин под названием «Доллар». В нём мы и смогли что-то купить в подарок своим близким. В предыдущие же дни недели гостеприимные хозяева знакомили нас с жизнью шведов с восьми часов утра и привозили в гостиницу «Нордика» в девятом часу вечера.

Мы наблюдали «шведский социализм», постоянную заботу государства о жителях – от колыбели до глубокой старости. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры