издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Смерть на дороге

Смерть в автоаварии не редкость для нашего региона. Одна из главных причин таких трагедий – управление автомобилем в состоянии опьянения. За три месяца нынешнего года по вине нетрезвых водителей на дорогах погибли три человека, в прошлом году за то же время из жизни ушли восемь жителей области. К сожалению, до общественности подобные случаи доходят, только если виновник ДТП со смертельным исходом носит погоны полицейского либо имеет высокопоставленную родню. Вот тогда народ требует для него сурового наказания, связанного с лишением свободы. Если же за руль сел пьяным обычный работяга, а его жертвы, потерявшие здоровье или даже жизнь, не богаты и не знамениты, общественному мнению нет никакого дела до горя покалеченных или родственников убитых. В таких случаях справедливым считается почему-то условный срок.

В прошлом году в Иркутском районе на перекрёстке дорог, ведущих из Усть-Балея и Осы, столкнулись две иномарки. Трагедия произошла ясным солнечным днём при хорошей видимости на асфальтированной трассе. Обе машины свалились в кюветы. В одной из них, где водитель был трезв и придерживался правил дорожного движения, пострадала целая семья. Младшая девочка очнулась с травмами в детской больнице, её старшая сестра, на последних неделях беременности, так и не пришла в сознание – погибла от сочетанной травмы шеи, груди и живота вместе со своей ещё не родившейся дочкой. Их матери и несостоявшейся бабушке тоже досталось: судмедэксперты признали, что внутрисуставные переломы со смещением костных отломков причинили тяжкий вред здоровью женщины, её трудоспособность снизилась на треть. 

В другой машине пострадавших не оказалось. За рулём в ней находился 32-летний монтажник ООО «Всё для ворот» Андрей Грудинин, отправившийся в дальний путь сразу после застолья. Его пассажиры, тоже принимавшие участие в гулянке, спокойно сели в автомобиль с пьяным водителем и всю дорогу проспали, пробудившись только в кювете. Между прочим, одному из пассажиров было всего 17 лет. 

Иркутский районный суд признал Андрея Грудинина виновным в автоаварии. А непосредственной причиной трагедии назвал состояние алкогольного опьянения, из-за которого водитель пренебрёг правилами дорожного движения: выехал на перекрёсток, не пропустив двигавшуюся по главной дороге машину. На месте происшествия пьяный сильно суетился, пытался как-то загладить причинённый жертвам ДТП вред: помогал вытаскивать из перевёрнутой машины застрявшую там девочку и стоял рядом, пока отец делал ей искусственное дыхание. Потом он просил прощения у отца убитой им беременной женщины за то, что «проявил невнимательность на дороге». Инспектор ГИБДД отметил при этом, что у виновника аварии сильно заплетался язык и от него за версту несло спиртным. 

Позднее Андрей Грудинин добровольно оказал пострадавшей семье материальную помощь: мужу погибшей беременной женщины и её покалеченной матери передал порядка 200 тысяч рублей. И на суде получил массу смягчающих вину обстоятельств: ими стали раскаяние, полное признание вины, положительная характеристика с места работы, оказание помощи потерпевшим. Иркутский районный суд посчитал, что изоляция монтажника, севшего за руль пьяным, будет слишком суровым и несправедливым наказанием за лишение жизни беременной и её ребёнка и причинение тяжкого вреда здоровью пожилой женщины. В итоге Андрей Грудинин получил четыре года условно и лишился водительских прав на 2,5 года. 

Последствиями этого уголовного дела позднее пришлось заниматься Свердловскому районному суду Иркутска. Муж убитой на дороге беременной женщины, её отец и получившая серьёзные травмы мать, выступившая также в интересах пострадавшей в аварии младшей несовершеннолетней дочери, потребовали с преступника компенсации морального вреда, а с компаний «Росгосстрах» и «Страховая группа МСК» взыскания страхового возмещения. Оказалось, что страховщики попытались сэкономить на своих клиентах, не доплатив им в общей сложности 83 тысячи рублей. А пьяный водитель счёл, что суммой, которую он выплатил потерпевшим в ходе следствия, вред от совершённого им преступления уже заглажен. Но тут он просчитался на один-два миллиона, слишком дёшево оценив нравственные страдания людей, потерявших жену, дочь, сестру. По решению Свердловского суда отец и мать погибшей женщины должны получить от любителя пьяной езды по 500 тысяч рублей в качестве компенсации своего горя, а мужу убитой причитается миллион рублей. Но реально взять такие суммы с обыкновенного работяги будет довольно-таки проблематично.

Между тем за три месяца текущего года в Иркутской области произошло 22 ДТП по вине нетрезвых водителей. Их жертвами, не считая троих погибших, стали 22 раненых. Задержано за это время 4120 пьяных за рулём. Ежемесячно сотрудники ГИБДД региона проводят рейды «Пьяный водитель»: в течение трёх дней вылавливают тех, кто не прочь погонять на автомобиле, находясь под градусом. Обычно при этом составляется 150–200 протоколов о нарушении соответствующих статей административного кодекса. К административной ответственности в этом году привлечено на 4% больше пьяных нарушителей дорожных правил. 

В Госдуме в последнее время всё чаще звучат голоса за то, чтобы ужесточить предупредительные меры и серьёзно наказывать тех, кто сел нетрезвым за руль, даже если на дороге обошлось без ДТП. Конфисковывать, например, у таких водителей автомобиль либо штрафовать на стоимость машины, лишать удостоверения на десять лет. А в тех случаях, когда пьянство за рулём привело к человеческим жертвам, отправлять виновных в места лишения свободы. 

Но вместо этих витающих в воздухе более или менее адекватных мер реально проведение в жизнь другой инициативы: в апреле комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству одобрил введение балльной системы штрафов, пре-дусматривающей за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения взыскание 50 тысяч рублей и лишение водительских прав на три года. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры