издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В центре криминальных скандалов

по-прежнему остаётся бывший директор Прибайкальского национального парка

В региональном управлении Следственного комитета России на прошлой неделе завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего директора Прибайкальского национального парка Олега Апанасика. Ему предъявлено окончательное обвинение в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности). Сейчас Олег Апанасик знакомится с материалами уголовного дела, которые составляют два тома, перед его передачей в суд для вынесения приговора.

Случайный выстрел

Вызвавшее широкий резонанс дело первоначально было возбуждено по признакам умышленного убийства (ч. 1 ст. 105 УК РФ). 

9 декабря прошлого года в больнице скончался от огнестрельного ранения в грудь 51-летний житель Никольска учитель технологии Пётр Лепёшкин. За преступление в тот же день был задержан его  знакомый Олег Апанасик. Выяснилось, что именно он, будучи пьяным, произвёл смертельный выстрел, когда пятеро охотников уже разъезжались по домам. Подозреваемый уверял, что роковой выстрел был случайным.  

Это же подтвердили и назначенные следователем по особо важным делам Евгением Карчевским экспертизы – как баллистическая, так и исследование трупа. Когда прогремел выстрел, обвиняемый находился в салоне автомобиля УАЗ, а его жертва – рядом с машиной. Свидетелями преступления стали ещё трое мужчин, принимавших участие в охоте, сопровождавшейся гулянкой. Один из свидетелей сидел возле Апанасика в УАЗе, остальные находились снаружи. Директор парка не смог вразумительно объяснить на следствии, почему выстрелило лежавшее на сиденье автомобиля ружьё: защитник природы был настолько пьян, что толком ничего и не помнил. Он сказал лишь, что привстал с места, потом снова уселся – и угодил прямо на ствол. Пуля прошла через дверь автомобиля, и стоявший возле неё Пётр Лепёшкин упал.

Следствие длилось четыре месяца, и при окончательном обвинении умышленное убийство превратилось в неосторожное причинение смерти. По статье 109, в случае обвинительного приговора не умеющему обращаться с оружием охотнику, юристу по образованию, грозят либо исправительные, либо принудительные работы на срок до двух лет, либо на тот же срок ограничение или лишение свободы. Но последнее маловероятно. 

Уволен с шумом

В декабре прошлого года Олег Апанасик, подозреваемый в убийстве, был, наконец, уволен с поста директора Прибайкальского национального парка. Этого решения Минприроды РФ добивались многие сотрудники заповедника, учёные и общественность. За три с половиной года в кресле руководителя государственного природоохранного учреждения Апанасик умудрился засветиться в нескольких громких скандалах. Один из них связан опять же с уголовным преследованием, но разнообразия ради инкриминируемое ему преступление на этот раз относилось к разряду не насильственных, а коррупционных. 

В сентябре 2010 года Олег Апанасик был задержан в гостинице «Алтаргана» села Нижняя Иволга близ столицы Бурятии за вымогательство взятки в сумме шести миллионов рублей вместе с чиновником из Москвы – заместителем директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Михаилом Травкиным. В Следственном управлении СК России по Бурятии  возбудили уголовное дело по п.п. «в», «г» ч. 4 ст. 290 УК (получение взятки в крупном размере, сопряжённое с вымогательством). 

По первоначальной версии следствия, Травкин и Апанасик требовали деньги с подрядной организации за продолжение финансирования работ по строительству административного здания природоохранного учреждения республики Бурятия. Договаривающиеся стороны сторговались, в конце концов, на сумму «отката» в 3 млн. рублей. Посредником выступил и.о. директора ФГУ «Забайкальский национальный парк» Александр Бекетов. При получении первого взноса в сумме одного миллиона рублей чиновников задержали с поличным. Михаил Травкин и Олег Апанасик были сначала арестованы, но вскоре отпущены под залог в 3 млн. рублей за каждого. 

В отношении Александра Бекетова, который согласился сотрудничать со следствием и участвовать в оперативном мероприятии, дело было выделено в отдельное производство. Он признался, что за посредничество в получении со строителей денег Травкин обещал ему содействие в назначении на должность директора парка.   

Прокуратура несколько раз возвращала материалы обоих коррупционных дел на дополнительное расследование. Как сообщил старший помощник руководителя СУ Следственного комитета РФ по республике Бурятии Дмитрий Столяров, дело в отношении Бекетова сейчас находится в Москве, где обжалуется очередное решение по нему прокуратуры республики. Уже сам срок производства по этим делам свидетельствует о сложностях в доказывании вины чиновников, несмотря на то, что они были взяты с поличным. Возникли, например, проблемы с квалификацией действий подельников Апанасика, у прокуратуры появились сомнения в том, что имело место именно получение взятки, а не мошенничество. Якобы московский деятель не обладал служебными полномочиями ни для прекращения финансирования строительства офиса Забайкальского национального парка, ни для назначения Бекетова на должность его руководителя. В результате судьба всех причастных к взятке, в том числе и Апанасика, до сих пор не решена. 

Дмитрий Столяров уточнил, что Михаилу Травкину и Олегу Апанасику  недавно предъявлено окончательное обвинение – теперь им инкриминируют ч. 5 ст. 290 уголовного закона в новой редакции (получение взятки в крупном размере группой лиц по предварительному сговору). При этом Апанасик проходит как соучастник непосредственного исполнителя преступления (ст. 33 УК РФ). С материалами уголовного дела обвиняемые ознакомились, и следователь приступил к подготовке обвинительного заключения. Когда уголовное дело будет передано в суд, Дмитрий Столяров сообщить затруднился. Но предупредил, что оно очень объёмное, и составление обвинительного заключения, наверное, займёт порядочно времени.   

Кризис «функционирования»

Поразительно, но Минприроды РФ поначалу оставило подозреваемого в коррупционном преступлении Олега Апанасика руководить заповедником, письменно ответив возмущённому этим фактом коллективу, что «предъявленное обвинение не связано с функционированием возглавляемого им национального парка». И это при том, что речь идёт о должностном преступлении. Только очередной скандал с трупом на «пьяной» охоте заставил освободить «ценного» кадра, в прошлом работавшего адвокатом и менеджером по туризму, но никакого отношения к охране природы никогда не имевшего, от чина директора заповедника. Наконец, и в Москве, видимо, поняли, что подследственному, который находится под уголовным преследованием сразу в двух регионах и вынужден мотаться туда-сюда, занимаясь собственной защитой, совсем уж не до мероприятий по охране озера Байкал и не до управления коллективом из 150 бюджетников.

Тем более что значительная часть этого коллектива объявила Апанасику войну и засыпала жалобами не только Минприроды, СК России, но и дважды выходила на президента страны. За три с половиной года в должности директора заповедника Олег Апанасик, дилетант в вопросах защиты флоры и фауны,  успел уволить многих профессионалов, фактически ликвидировать научное подразделение и превратить природоохранное, эколого-просветительское и научно-исследовательское учреждение в коммерческое предприятие. Так, по словам бывшего заместителя по науке Виталия Рябцева, сегодня в национальном парке работает лишь одна научная сотрудница. Все остальные учёные были сокращены «ради оптимизации хозяйственной деятельности и штатного расписания». 

Никто не сомневается, что такая «оптимизация» была реакцией на коллективные письма, отправленные на имя президента России, о развале работы в Прибайкальском национальном парке и кризисе заповедной системы страны в целом. Из 12 подписантов, по словам Виталия Рябцева, четверых вынудили уволиться по собственному желанию, стольких же сократили (двое позднее восстановились через суд), один отказался от своей подписи. Сведение счетов со специалистами заповедного дела, известными учёными, происходило как раз накануне коррупционного скандала в Бурятии, который высветил подлинные интересы Апанасика, весьма далёкие от охраны природы Прибайкалья.

Сейчас национальным парком руководит один из заместителей Олега Апанасика, продолжающий его политику по приоритетному развитию хозяйственной деятельности в ущерб природоохранной, считают учёные. Они полагают, что итогом может стать прекращение уже в ближайшем будущем многолетних наблюдений за редкими видами животных и растений Прибайкалья, уникальными природными объектами. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры