издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Подснежники» поехали

«Скоро на всех дорогах страны». Фотографии «Москвича-2141» с такой подписью, выдержанные в стиле демотивационных плакатов, начинают распространяться в Интернете в апреле, ближе к началу дачного сезона. Шутники, размещающие их, своей цели добиваются: те, кто ездит на машине круглый год, при виде таких картинок невесело ухмыляются, а некоторые особо эмоциональные особи нервно вздрагивают в ожидании встречи с очередным водителем-дачником. Ведь, к сожалению, стереотипы о них имеют под собой вполне реальные основания.

Мне повезло жить недалеко от окраины Иркутска – 700 или 800 метров до границы города, если верить общедоступным картам. Повезло, потому что окружающий ландшафт пока не напоминает бетонные джунгли, после введения «комендантского часа» можно по ночам наслаждаться относительной тишиной, не выслушивая рёва прямоточных глушителей от проносящихся мимо машин, как жители центра. Можно даже смириться с тем, что по маршруту в наш микрорайон ходят всего два, в лучшем случае три автобуса, а до ближайшей остановки идти семь сотен метров. Если бы не один фатальный недостаток: по пути к ней приходится переходить дорогу, ведущую в сторону Мельничной пади – места, где сосредоточено множество дачных кооперативов. 

С мая по сентябрь по выходным переход превращается в опасное и отнюдь не увлекательное приключение. Особенно в две по сути нерабочие недели в начале мая: первого числа нескончаемый поток машин, дистанция между которыми, кажется, не превышает и метра, едет из города, а четвёртого и пятого – в обратном направлении. То же самое повторяется и в День Победы. Лет 10–12 назад, когда никакого «лежачего полицейского» на выезде из микрорайона со звучным названием Радужный не было и в помине, запросто можно было простоять на обочине и 15, и 20 минут – желающих остановиться не находилось, как и настоящих буйных, способных перебежать дорогу при таком плотном потоке автомобилей. Но даже после того, как искусственную неровность сделали, ситуация не особо изменилась. 

Дело поправилось, только когда в правила дорожного движения включили пункт о том, что «водитель транспортного средства обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на неё для осуществления перехода». Останавливаться стали чаще, но только не стереотипные владельцы выехавших на дорогу «подснежников» – в массе своей «универсалов» «ВАЗ-2104» со ржавыми порогами и им подобных авто, забитых рассадой и садовым инвентарём под крышу. Те сдали на права ещё в предыдущую геологическую эпоху, в ПДД с тех пор не заглядывали и за долгие годы намотали в поездках на дачу на порядок меньше километров, чем водители, ездящие в режиме «дом – работа – дом», в год. 

О том, насколько способствуют безопасности вождения растерянные за долгую зиму навыки (и без того, скажем прямо, не успевшие выработаться за предыдущее лето), равно как и закрывающая весь обзор рассада, мы скромно умолчим. Добавим к этому неспешную манеру передвижения – обычно до предельно допустимой скорости остаётся запас ещё где-то в 20 км/ч, вдобавок превышение «взлётной массы» авто выдающейся динамике не способствует – и получим пробки, возникающие за несколько километров до выезда из города. Ну или столь нелюбимую одним моим приятелем – поклонником механической коробки передач толкучку на Байкальском тракте, из-за которой приходится больше десятка километров жечь сцепление. 

В конечном счёте от этого вновь страдают пешеходы. Почему? А потому, что всегда найдётся кто-то нетерпеливый, решивший объехать медленный поток по обочине. Под колёсами одного такого торопыги ваш покорный слуга чуть не оказался 1 сентября 2012 года, переходя дорогу по обозначенному по всем правилам переходу и даже предварительно убедившись, что его пропускают. Спасли слух и реакция – летящую на большой скорости по грунтовке «Субару» слышно очень хорошо, и тормозит человек быстрее, чем машина. А громкий голос позволил донести до водителя нелицеприятное мнение о нём. Примерно так же, как и до типичного дачника-куркуля в камуфлированной спецовке – обладателя «Шевроле Нивы» с номером 223, вместо площадки перед хлебным киоском решившего вместе с прицепом взгромоздиться на тротуар. 

Конечно, это лишь отдельный пример человека, соответствующего стереотипу. И примеривать навешенный на него ярлык на всех остальных и тем самым оскорблять дачников вообще я не собираюсь. Более того, я прекрасно понимаю людей, для которых наличие дачи – это вопрос выживания или личной продовольственной безопасности. Хочется лишь в очередной раз напомнить о том, что на дороге не место переходящему в хамство эгоизму, в чём бы он ни выражался. Уважение хорошо не только к себе любимому, но и к окружающим – таков, наверное, фундаментальный закон общежития, от которого земной шар отличается разве что размерами. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры