издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Диалог с материалом

  • Автор: Леонид Крутов

В иркутской галерее LeArt продолжает работу выставка двух молодых художников – Сергея и Юлии Андрейко. Экспозиция по-своему уникальна: семейная пара представила зрителю текстильные коллажи и картины, выполненные в технике горячей эмали. Оба автора родом из Приангарья и не так давно вернулись в Иркутск, получив высшее художественное образование в Санкт-Петербурге.

Для Иркутска техника горячей эмали совершенно новая и необычная – в городе просто нет авторов, которые бы так же, как Сергей Андрейко, создавали пейзажи путём наслаивания различных эмалей друг на друга. Материал, используемый обычно в декоративно-прикладном искусстве (например, при создании посуды или ювелирных украшений), в данном случае становится полноценным участником появления настоящей картины. Только холстом в ней служит медная пластина, а краской – специальный стекловидный порошок, смешанный с водой.  

«По сути, эмаль – это стекло, окрашенное окислами металла, которое растекается на меди при температуре плюс 800 градусов. Техника эта многослойная, каждый слой запекается отдельно, – рассказывает Сергей Андрейко. – При этом цвет каждого слоя во время запекания меняется, как и сама работа: верхние слои растекаются, нижние всплывают. Благодаря этому возникает своего рода диалог с материалом, который вносит свою лепту в создание произведения. Работа также приобретает элемент неповторимости, так что при всём желании копию сделать не удастся».

Интересно, что в горячей эмали сегодня не работает практически никто (на всю страну, по словам Сергея, наберётся от силы сотни полторы-две художников), хотя эта техника одна из древнейших. «Эмаль появилась в 15 веке до нашей эры, но долгое время технология её обжига оставалась неразвитой, поэтому использовалась только так называемая перегородчатая, или выемчатая, эмаль, – рассказывает художник. – До 16 века нашей эры никто не умел накладывать одну эмаль на другую, пока это не было изобретено во Франции. И всё равно этим занимались немногие. Техника живописной эмали возобновилась лишь в последних десятилетиях 20 века, причём сразу в нескольких странах. Так что получается, что она одновременно и очень давняя, и очень молодая».

По словам Сергея Андрейко, сама техника очень трудоёмка, поэтому далеко не каждый художник по своему характеру способен ею заниматься. Работа заключает в себе в среднем от 10 до 40 слоёв, которые обжигаются последовательно при большой температуре с использованием различных кислот. Слои наплавляются друг на друга, проникают друг в друга, благодаря чему создаётся удивительный эффект: с одной стороны, эти картины объёмны, тверды как камень, но в то же время нежны по колориту, воздушны.

Супруги Андрейко работают в технике, которая считается очень трудоёмкой

Прежде чем найти для себя подходящий материал и стиль, Сергей перепробовал немало художественных техник и даже поменял несколько учебных заведений. Сначала поступил в Иркутское художественное училище, но, не до-учившись, оставил его – поехал учиться в Красноярский художественный институт, но и этот вуз не до конца устроил молодого художника. В конечном счёте автор рванул в Питер, в Государственную художественно-промышленную академию имени А.Л. Штиглица, где наконец нашёл себя в монументальном искусстве. «В каждом городе были свои сэнсэи, благодаря которым и сформировалось моё творческое «я», – говорит он. 

Супруга Сергея Юлия Андрейко работает совсем в другой технике. Её стихия – текстильный коллаж. Тематика работ – история Сибири, славянские корни, объединяющие в себе языческие и христианские верования. Настенные панно, выполненные её руками, тоже довольно интересны и необычны. Объединяя самые разные материалы (текстиль лишь один из них), она умеет вместе с изображением передать некую энергию старых времён. Родом из Черемхова, она познакомилась с Сергеем на первом курсе Иркутского художественного училища и с тех пор всюду следует за ним, сначала в Красноярск, а затем и в Петербург. Там в 2009 году она окончила Санкт-Петербургский государственный педагогический университет имени Герцена, кафедру декоративно-прикладного искусства, а также успела защитить кандидатскую диссертацию по искусствоведению. 

Интересно, что авторы не стали разделять работы, так что возле каждого произведения указано лишь его название, но не имя художника, его создавшего. Так что, не зная, можно подумать, что над всеми произведениями они работали вместе. «В некотором смысле это действительно так, – замечает Сергей. – Мне кажется, что можно было бы назвать нашу экспозицию выставкой современного коллажа. Ведь коллаж можно понимать как гармоничное сочетание различных материалов, техник и тем в одном произведении. Так и мы в своих работах используем множество материалов: и камень, и дерево, и металл, и эмаль, и стекло, и ткань. И затрагиваем самые разные темы, которые, переплетаясь, создают некое общее целое пространство».

Выставка Сергея и Юлии Андрейко будет работать в галерее LeArt (ул. Бабушкина, 1) до 15 июня.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры