издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Нам нужна поддержка»

  • Автор: Георгий Борисов

Когда-то автомобильный спорт был уделом энтузиастов, что придавало ему особый соревновательный дух. Сейчас в него пришёл крупный бизнес, и пусть кто-то полагает, что это убило саму суть гонок, превратив их в битву бюджетов, а не людей, зато исчезли сложности с финансированием соревнований. В Иркутской области дело обстоит с точностью до наоборот – автоспорт здесь существует благодаря энтузиазму спортсменов и тех спонсоров, которых они могут воодушевить.

Автоспорт в силу своей дороговизны априори никогда не был массовым. Однако, как это ни парадоксально, во времена СССР, когда машина с полным на то основанием могла считаться роскошью, он развивался. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно лишь взглянуть на перечень именитых спортсменов в «Википедии» или вспомнить ралли-марафон Мехико – Лондон 1970 года, победителями в котором по соотношению представленных на старте и финише машин вышли три советских экипажа на «Москвичах-412». Впрочем, в то время был развит не только спорт высоких достижений, но и более массовый его сегмент: достаточно сказать, что под эгидой ДОСААФ во многих крупных городах, в том числе и в Иркутске, существовали спортивно-технические клубы. Свои команды содержали и крупные организации, к примеру Ангарский нефтехимический комбинат. Именно из клуба АНХК вышел известный автогонщик Сергей Киренский, который в настоящее время регулярно выступает в роли главного судьи на различных автосоревнованиях. 

Профессиональные энтузиасты

В девяностых годах ситуация изменилась кардинально. Если с организационной точки зрения значительных перемен не произошло – была образована Российская автомобильная федерация, аккредитованная в FIA и в настоящее время насчитывающая 63 региональных отделения, – то с технической возникли существенные сложности с инфраструктурой для спортивных мероприятий. Последнее утверждение справедливо лишь отчасти – в европейских регионах страны есть немало современных автодромов, где проводятся различные соревнования. В Иркутской области автоспорт начал возрождаться с 1993 года, когда силами профессора кафедры ИрГТУ Амира Бектимирова и известного иркутского гонщика Владимира Анисимова при поддержке ректора ИрГТУ Ивана Головных и руководства Иркутского государственного университета на площадке между улицами Лермонтова и Улан-Баторской была построена трасса для занятий автоспортом. При этом появившееся там кольцо общей протяжённостью 

1,4 км было доступно не только профессиональным спортсменам, но и любителям, которые могли спокойно кататься по нему в те дни, когда не проводились официальные соревнования. Помимо автокросса, прижившегося у нас в силу своей зрелищности и относительной дешевизны, в регионе проводились и проводятся горные и трековые гонки. «Если взглянуть в классификатор Министерства спорта РФ, то там порядка 20 видов автоспорта», – рассказывает председатель Иркутского отделения Российской автомобильной федерации Павел Кириллов. Спортивные традиции удалось сохранить не только в областном центре, но и в Братске и Шелехове. В Братске благодаря стараниям представителя ДОСААФ России Вячеслава Алексанова получили прописку первые в «новейшей истории регионального автоспорта» официальные соревнования – этапа Кубка России по автокроссу, собиравшего более 60 спортсменов со всей России. В последнем случае несомненная заслуга наиболее титулованного гонщика из Иркутской области Александра Пушкаря, организаторов Школы высшего водительского мастерства братьев Алексея и Сергея Степановых и администрации города Шелехова. Александр Пушкарь первый из региональных спортсменов получил звание мастера спорта РФ, а в 2010 году стал серебряным призёром чемпионата России по автокроссу – достижение, которое пока ни один из наших земляков не повторил. «Сергей Киренский, сколько мог, держался в Ангарске, но, к сожалению, там мы потеряли техническую базу», – продолжает наш собеседник.

Ещё одной территорией, где спорту вообще и автоспорту в частности уделяют довольно много внимания, является город Слюдянка. К примеру, именно здесь, на трассе в расположенном недалеко от прибайкальского городка карьере «Перевал» 9 июня проводилась XXIII горная гонка «Байкал-2013», в которой участвовали не только местные спортсмены, но и представители Читы, Улан-Удэ и Красноярска. По итогам спортивного сезона 2012 года двум иркутским гонщикам – Леониду Максимову и Алексею Ярковскому – присвоено звание мастера спорта. «Спортсмены очень перспективные, регулярно выезжают на этапы чемпионата и Кубка России, – отмечает Павел Игоревич. – Ярковский в прошлом году попал в двадцатку лучших спортсменов страны, нынче перед ним стоит задача попасть в десятку лидеров. Дай бог, чтобы у него это получилось». 

Перспектива без трассы

После некоторого затишья конца девяностых – начала нулевых интерес к автоспорту в Иркутской области возрос, и желающих заниматься им среди молодёжи, если судить по количеству обращений в региональное отделение Российской автомобильной федерации, в последние восемь-девять лет становится всё больше. Однако развитию мешает целый ряд проблем, часть из которых можно решить с трудом, а часть нерешаема в принципе. Первая – дороговизна автоспорта. «Стартовый взнос», то есть затраты на покупку сильно подержанной машины из разряда «классики» Волжского автозавода и её незначительную доработку, выполненную самостоятельно, вкупе с приобретением формы колеблется от 100 до 150 тыс. рублей. «Но это не будет чемпионский автомобиль – на нём вы только научитесь азам гоночного вождения», – подчёркивает Кириллов. А, к примеру, глубоко переработанный ВАЗ-2108 Олега Герасимова из Канска Красноярского края, на котором гонщик выиграл чемпионат России 2011 года в дивизионе Д1, обошёлся в 1,5 млн. рублей: изначально переднеприводная машина была переделана под полный привод, к тому же в неё установили двигатель с турбонаддувом, и это лишь самая дорогостоящая часть доработок. При этом мастеров, способных качественно и технически грамотно построить на базе серийной машины гоночный автомобиль, не так много, и они разбросаны по России, так что спортсмены привязаны к ним. В случае с иностранными спорткарами стоимость покупки и обслуживания становится поистине заоблачной – чего стоят только таможенные пошлины, которые, если не учитывать утилизационный сбор, составляют 25% от и без того высокой цены машины. 

Но если молодой спортсмен находит деньги на покупку действительно чемпионского автомобиля, возникает другая проблема – выезд на соревнования в другие регионы (в чемпионат России по автокроссу включены восемь этапов, места проведения которых разбросаны по всей стране). «К примеру, Дальнему Востоку, когда туда не было дороги, дали определённые привилегии: там проходил региональный чемпионат, по итогам которого гонщики получали те же звания и разряды, что и по результатам чемпионата России, – замечает председатель Иркутского отделения Российской автомобильной федерации. – Сегодня такой практики нет: если хочешь что-то получить – нужно садиться в машину и ехать через всю страну». В Приангарье ситуация во многом схожа: из сотни с лишним участников местной спортивной организации, среди которых числятся 20 кандидатов в мастера спорта, лишь немногие могут позволить себе выезжать за пределы Сибири. 

В довершение всего в 2013 году у иркутских спортсменов возникла ещё одна серьёзная проблема – исчезло место для тренировок и соревнований. Участок в микрорайоне Университетский, где расположена трасса для автокросса, по итогам декабрьских торгов Фонда развития жилищного строительства был сдан в аренду ООО «Универстрой». По условиям конкурса на этой земле будет возведено не менее 83 тыс. кв. м жилья с сопутствующей социальной инфраструктурой. Несмотря на то что избранный в ноябре прошлого года ректор ИГУ Александр Аргучинцев не исключал пересмотра результатов торгов (участок находился в собственности университета. – «Конкурент»), сейчас территория стройки огорожена забором, а въезд на трассу ещё весной ограничивал шлагбаум. «Сегодня проходит поиск альтернативной площадки, – говорит Кириллов. – Мы обратились в городскую администрацию и Думу Иркутска, нам обещали помочь. Но время поджимает – надо уже подавать заявку на чемпионат России по автокроссу на 2014 год». 

Теоретически проблему если не с этапом всероссийских соревнований, то хотя бы с подготовкой гонщиков могло бы решить появление автодрома «Байкальское кольцо», о котором заговорили в апреле 2012 года. В июле прошлого года мэр Иркутска Виктор Кондрашов через страницу в социальной сети «Фейсбук» сообщил о том, что найдены инвесторы для строительства трассы, однако с тех пор новостей о проекте не было. Между тем собеседник «Конкурента» считает эту идею трудновыполнимой в силу различных законодательных, климатических, географических и иных сложностей.

 «Но я был бы рад, если бы нашёлся человек, готовый оказать помощь в реализации этого проекта», – подчёркивает он. 

«Нам нужна поддержка, – резюмирует Павел Игоревич. – Не скажу, что нам её вовсе не оказывают – в разные годы существенную помощь при проведении соревнований оказывали министры по физической культуре, спорту и молодёжной политике, министры здравоохранения областного правительства, специалисты администраций городов, городских Дум, депутаты разных созывов, руководство областных МЧС и ГИБДД, Байкальского поисково-спасательного отряда, представители множества других предприятий и организаций. Но, видимо, этого недостаточно. Если так будет продолжаться, то мы, образно говоря, так и будем вариться в собственном соку». И, видимо, правы будут те, кто утверждает, что многочисленные уличные гонщики, которых столь не любят мирные обыватели, занимаются своим полулегальным ремеслом от безысходности, ведь у них нет законного места для того, чтобы реализовать свои спортивные амбиции.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры