издательская группа
Восточно-Сибирская правда

За точность расчётов

  • Автор: Татьяна Артамонова

Общая сумма проблемного долга потребителей тепла и электроэнергии перед Иркутской энергосбытовой компанией сохраняется на прежнем уровне. Сложной всё ещё остаётся обстановка с котельными области. Это отрицательно сказывается на подготовке к отопительному сезону в регионе. «Иркутскэнергосбыт» протягивает руку помощи предприятиям, однако некоторые предпочитают выходить на процедуру банкротства, увеличивая долг перед энергокомпанией и ставя под угрозу жизнеобеспечение населения.

В поисках решений

Во время подготовки к отопительному сезону особенно актуальны вопросы просроченных задолженностей. Многие долги тянутся годами, крупные предприятия области, остановка которых грозит рядом неприятностей для их руководства, регулярно не оплачивают счета. Самым проблемным на сегодняшний день является Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат.  

Как рассказал «Сибирскому энергетику» заместитель директора по сбыту ООО «Иркутскэнергосбыт» Юрий Тарапатин, общий долг БЦБК перевалил за 90 млн. рублей. Из них 30 млн. составляет мораторный долг, остальные 60 млн. – это задолженность за текущее потребление. В июле комбинат оплатил всего 500 тыс. рублей. В Байкальске уже несколько дней нет горячей воды. 

Не менее проблемным предприятием сейчас является ОАО «Производственное объединение Усольмаш», которое задолжало энергетикам свыше 12 млн. рублей. Предсказывать, как скоро «Усольмаш» сможет расплатиться по долгам, никто не берётся. Предприятие полностью зависит от внешних заказов, но рынок сейчас лихорадит, поэтому «Усольмаш» находится в сложном финансовом положении. 

С каждым расчётным периодом общая сумма долга растёт. Энергетики вместе с региональным Министерством ЖКХ и должниками проводят встречи, совместно пытаются найти способ снижения задолженности. Однако не всегда проблемные ситуации удаётся разрешить путём переговоров. Так, обычно медленно продвигаются вопросы с долгами местных бюджетов перед энергетиками. На 20 июля муниципалитеты за весь период задолжали 132 млн. рублей. При этом просроченный долг в размере почти 97 млн. рублей тянется не первый месяц. Самый большой долг – 25,7 млн. рублей – у Нижнеилимского района, задолженность в размере 12,8 млн. рублей у Чунского района, большие долги у Черемховского, Братского, Шелеховского районов. Как правило, справиться муниципалитеты со своими долгами без помощи областного правительства не могут.

Впрочем, как показывает практика,  если районы правильно приняли бюджеты, вовремя согласовали с областным правительством документы на выпадающие доходы, никаких задолженностей не возникает. Такая стабильная обстановка в Киренском районе.

Простая схема долга

С 2011 года в Иркутской области появилась нехорошая тенденция: массовое банкротство фирм, которые арендуют котельные. По словам Юрия Тарапатина, за неполные три года в разряд недействующих, обанкротившихся, перешли 25 котельных, увеличив при этом дебиторскую задолженность ООО «Иркутскэнергосбыт» на 237 млн. рублей. Объясняется резкий рост количества банкротов среди котельных просто. 

Нередко конкурс на аренду муниципальных котельных выигрывают ООО с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, которые к тому же в своём штате не имеют специалистов в сфере экономики и  энергетики. Такие хозяйствующие субъекты быстро накапливают долги, действуют всего несколько отопительных сезонов, а затем объявляют себя банкротами. Иркутская энергосбытовая компания во время отопительного сезона не имеет права отказать в отпуске тепловой и электрической энергии в том числе и  таким проблемным фирмам.

«Долги котельных в регионе достигли критической отметки. Сегодня задолженность по всем котельным составляет 489 млн. рублей. При этом уровень оплаты – всего 50%. Процедура банкротства ничего не даёт. Поэтому сейчас мы регулярно проводим с коммунальщиками встречи на уровне ОАО «Иркутскэнерго», анализируем хозяйственную деятельность предприятий и выдаём им рекомендации, следуя которым они реально могут сократить свои долги», – отметил собеседник «Сибирского энергетика». 

Положительные примеры уже есть. Так, в Усть-Кутском районе, добавил Юрий Тарапатин, к решению проблемы присоединилась местная администрация.  Если же встречи не дают результатов, вопрос выносится на уровень регионального министерства ЖКХ. Пока мэры муниципалитетов отстраняются от проблем, страдает население, в частности в домах нет горячей воды.

В энергосбытовой компании отмечают, что собираемость платежей с населения в последнее время растёт
во многом благодаря появлению новых способов оплаты

На днях прокуратура Иркутской области сообщила, что Слюдянский районный суд Иркутской области по иску прокурора вынес решение об обязании ООО «Тепловодоснабжение» погасить задолженность перед ООО «Иркутская энергосбытовая компания» за фактически поставленную электроэнергию в размере более 5,5 млн. рублей. Бездействие предприятия по погашению долгов признано незаконным. 

Кроме того, Иркутская энергосбытовая компания предлагает заключать агентские договоры  с должниками: энергокомпания сама собирает плату за коммунальные услуги с населения, пропорционально расщепляя её на поставщиков ресурсов. 

Общий язык с УК

В целом по области стабилизируется обстановка с долгами управляющих компаний перед «Иркутскэнергосбытом».  «Политика, которую проводит сбытовая компания по всем территориям, даёт только положительные результаты. Уже давно налажено понимание с УК и ТСЖ и выработаны механизмы взаимодействия», – отметил Юрий Тарапатин. Он добавил, что сейчас энергосбытовая компания выходит на агентские договоры в нескольких городах. Такой опыт в Усольском, Братском, Ангарском районах, городах Черемхове и Саянске хорошо зарекомендовал себя.   

Регулярно растёт собираемость оплаты с населения. Только за первое полугодие она выросла на 17%.Теперь рассчитаться за коммунальные услуги можно через Интернет, воспользовавшись личным кабинетом на сайте Иркутской энергосбытовой компании, через Сбербанк-Онлайн, систему Город, практически в любом банке или платёжном терминале. А также в отделениях Почты России или в офисах компании Иркутскэнергосбыт. Такие центры обслуживания населения Иркутскэнергосбыт открыл во всех городах и районных центрах. Заочная система обслуживания, развиваемая сбытовиками последние три года, стала отличной альтернативой посещению офиса компании: все вопросы, связанные с контролем, энергосбережением и оплатой ресурсов, можно решить, не выходя из дома. 

По прогнозам Юрия Тарапатина, общая задолженность перед Иркутской энергосбытовой компанией должна сокращаться. Сейчас налажена системная работа с должниками, к решению вопроса подключилась прокуратура, региональное правительство. Напрямую от сокращения долгов зависит и готовность региона к предстоящему отопительному сезону.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры