издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Мёртвые души» возвращаются в мир

Заметки с Международного форума Анонимных Алкоголиков

  • Автор: Алёна, член содружества АА (Иркутск)

Прошедший в конце июля Байкальский слёт Анонимных алкоголиков стран Азии и Океании вызвал не очень пристальное внимание прессы, хотя он не может пожаловаться и на её равнодушие. Несколько публикаций о масштабной «тусовке» трезвенников всё-таки увидели свет. И не нам, смиренным грешникам содружества, обижаться на их поверхностное содержание, шутливый тон или даже прямые смысловые искажения, которые были допущены журналистами. В самом деле, людям, далёким от наших проблем и принципов, очень трудно было объективно отразить то, что происходило в дни анонимного форума. Спасибо им уже хотя бы за проявленную лояльность. Беспомощность некоторых репортёров особенно была заметна во время пресс-конференции с организаторами мероприятия и гостями из генерального офиса АА в Нью-Йорке. С разных ракурсов и подходов представители СМИ старались разобраться в одном стержневом вопросе: ради чего собирались делегации трезвенников из девяти стран и нескольких регионов России. И, похоже, никак не могли удовлетвориться ответами.

В самом деле, когда собираются пьянчуги, чтобы «сообразить на троих», – это всем понятно, по крайней мере, в нашей стране. А вот если давно протрезвевшие жертвы зелёного змия встречаются, преодолевая границы и расстояния, летят с одного континента на другой – это кажется непостижимым. Члены содружества отвечают: «Мы делимся опытом». Неискушённый журналист, как и любой сторонний человек, только пожмёт плечами. Каким опытом? Как не пить? Что же тут особенного? Разве для этого нужны какие-то особые психотехники, навыки и умения? Знаешь, что пить тебе нельзя, вот и не пей! Чего тут рассусоливать? Чего летать «за три моря», а то и за океан? Вот если бы на Байкале решили большой «сабантуй» устроить! Так какой «сабантуй» при сухом-то законе?

Попробуем всё же растолковать нашим землякам, зачем нам всё это было нужно, что мы почерпнули из «братской чаши трезвости», которую разделили за три дня на священном озере. Делегации общались в режиме конференции и «круглых столов», рассказывали друг другу о своих организационных и культурологических проблемах и достижениях. В эти же дни, что называется, «кулуарно» многие из нас сумели поговорить по душам с ветеранами движения из дальних земель, в личном общении почувствовать себя частицей всемирного сообщества людей, не покорившихся алкоголизму, нашедших в жизни достойный путь. Только мы, прошедшие все круги ада нашей беспощадной болезни, знаем, как темны они и беспросветны, как фатально одинока и потерянна душа, заблудившаяся в этих кругах, и как трудно потом преодолевать это «приросшее» к сознанию одиночест-во. И только мы можем дорожить причастностью к огромной семье спасённых, в которой нашли поддержку и надежду в самые горькие минуты жизненного краха.

Алкоголики всех стран соединены уже своим неумолимым диагнозом, который, при всех исторических и этнических различиях, всё же делает нас «людьми одной крови», отлично понимающими друг друга, несмотря на языковые барьеры. И нам действительно важно и существенно видеть друг друга лицом к лицу, мы живо интересуемся тем, как содружество растёт и крепнет в других странах, какие испытывает болезни роста, чем мы сообща можем друг другу помогать и приносить пользу.

На Байкальском слёте мы очень порадовались за своих монгольских соседей (кстати, в Монголию, на празднование 15-летия АА на родине Чингисхана, отправились многие делегаты форума после его окончания, были среди них и иркутяне). Содружество там развивается очень динамично и грамотно и в строгом соответствии с предписаниями нашей программы выздоровления. Хорошо работает практика наставничества, очень активно и масштабно проходят массовые мероприятия, растёт авторитет анонимных алкоголиков среди населения. Большую поддержку движению оказывает Монгольское государство, хотя это порой противоречит принципам АА. До недавнего времени монгольские трезвенники обеспечивались «дармовыми» помещениями, мебелью и литературой, большие события и «съезды» (собиравшие целые стадионы!) финансировались частично из казны. Сейчас окрепшее братство отказывается от этой плотной опеки ради чистоты традиций: повсеместно в мире мы не принимаем помощи извне и сами себя содержим на свои же добровольные пожертвования.

Очень мощное движение сейчас в Индии. Там в отклик на радиопередачи, посвящённые АА, на объявленные номера телефонов доверия поступают тысячи звонков о помощи, братство ширится день ото дня. 

Довольно сложно приходится анонимному сообществу в Японии, которая является очень закрытой страной, из-за чего наши японские друзья живут в некой изоляции от всемирного источника. Но и она потихоньку преодолевается. Мы особенно рады были видеть на нашем слёте мужчину и женщину, посланцев Страны восходящего солнца, прибывших вместе со своим переводчиком. У наших «братьев» из Объединённых Арабских Эмиратов большие сложности из-за обострения политических и религиозных междуусобиц. Очень трудно бывает признавать себя членами единства, когда на собраниях встречаются представители разных кланов и теологических направлений. Но тем не менее, хоть и не без усилий, преодолеваются и эти острые моменты, когда люди хотят избавиться от общих мучений и отстоять у губительного недуга свою жизнь. 

На мой взгляд, самое важное – это сохранить чистоту идей программы «12 шагов», уберечь её от национальных или теософских окрашиваний. Распространяясь по миру, движение встречает разнообразные соблазны: «оправославиться», пре-вратиться в практику терапевтичес-ких тренингов, как в реабилитационных центрах, или погрузиться всецело в буддизм. Я ничего, кроме хорошего, не могу сказать о православии или психотерапии. Однако это вовсе не наши «12 шагов», которые представляют собой путь индивидуального духовного роста, не ограниченный никакими концепциями и догмами. В рамках этой программы каждый строит свои сокровенные отношения с высшей силой, находя в ней защиту и возрождение, следуя принципам честного поступательного движения души и взаимопомощи. 

Поскольку даже после отказа от алкоголя люди нашего анамнеза долгое время ещё остаются малоадекватными и с трудом интегрированными в социальную жизнь, как раз и важно учиться друг у друга. Чему? Да буквально всему. Как организовать работу от рядовых собраний до таких вот, как наш нынешний Байкальский слёт, «крупнокалиберных» международных встреч. Как работать в связке с наставником и поддерживать наставляемых, избегая манипулирования друг другом и лукавых эгоистических мотивов. Как, в частности, использовать блага технического прогресса – Интернет, скайп, видеоконференции, электронную почту, форумы, виртуальное присутствие в удалённых группах и прочие «гаджеты», чтобы укреп-лять и распространять связи друг с другом. Как и кому оказать помощь в подготовке переводов литературы АА на ещё не охваченные языки, например такие, как тывинский. 

Это всё важные практические вопросы, и они, не сомневаюсь, найдут своё решение. Но, мне кажется, гораздо более ценно в таких мероприятиях личное общение с ветеранами движения из других стран, особенно с теми, кого можно назвать носителями по-настоящему качественного выздоровления. Мне, например, очень не хватило общения с Мэри Клер – представительницей генерального офиса в США. Эта женщина и её товарищ Грэг привнесли в атмосферу нашей конференции чуть ли не осязаемые волны любви и терпимости, помогли в разноголосых дискуссиях услышать каждую, порой даже острую или импульсивную точку зрения. Американские друзья продемонстрировали нам технику преодоления противоречий, «укрощения иголок», как я бы это назвала, ради прихода к общему полезному результату. 

У нас в Иркутске содружеству 22 года, есть добрые традиции, есть авторитетный костяк. Но, на мой взгляд, наше выздоровление не может похвастаться блестящими результатами. Речь не идёт о возврате к алкоголю, у нас не много так называемых «срывников». Но важно ведь не просто отказаться от употребления яда (как могут подумать, наверное, многие за пределами нашего круга). Главное – научиться сотрудничать с этим миром, принимать его и себя в нём, извлекать радость и смысл из повседневной жизни. Если этого не происходит, «мёртвая душа» алкоголика, как очень точно выразилась Мэри Клер, обречена страдать и дальше. Это может привести к рецидиву болезни, а может разрушить человека иначе – через душевное расстройство, удушающие депрессии, наконец, инфаркт или инсульт. Для меня, например, просто благословением стала моя заокеанская наставница, которую я нашла через Интернет. Женщина, которая живёт в Америке, помогла и помогает мне обретать всё более и более светлое и осмысленное существование. Мы регулярно общаемся по скайпу. Подобный опыт взяли на вооружение и многие другие мои товарищи из Иркутска. Мы видим, что он очень успешен. Рядом такого руководства мы не нашли, но нас выручает содружество, преодолевающее все границы.

Чем больше личных контактов (только, я подчёркиваю, трезвых личных контактов) у выздоравливающего, тем быстрее и легче он прогрессирует. Главный враг и убийца нашего брата-алкоголика – это невероятная зацикленность на себе, на своих проблемах, на своей боли, отверженности, одиночестве. Её и нужно преодолевать в первую очередь. Надо делиться чувствами, просить помощи, предлагать и оказывать её друг другу. Иными словами, перешагивать через свой эгоизм. Этому учат нас и другие визитёры, которые время от времени посещают наш регион. В Иркутск уже не единожды со своими практическими семинарами по прохождению «12 шагов» приезжал опытнейший «спикер» из Москвы Евгений. Его семинары пользуются огромным спросом (ни в коем случае не коммерческим, занятия бесплатны для всех желающих). В прошлом году с авторской программой семинара мы принимали гостя из Украины Николая, который щедро делился своим опытом и пониманием духовного роста. Это конкретная учёба, которая даёт техники, инструменты для работы над собой и приобретения новых навыков жизни. 

Мы сами стараемся расширять радиус своих «откровений», когда, скажем, собираемся небольшой неформальной стайкой и едем к нашим товарищам в Ангарск. Подобный опыт используется в городах, где много групп анонимных алкоголиков, в столицах, к примеру. Там ведётся обмен спикерскими выступ-лениями людей из разных групп, ребята приглашают друг друга на какие-то праздники. И это прекрасно. Чем больше разного и хорошего опыта мы можем увидеть и воспринять, чем с большим количеством своих «собратьев» мы сможем хотя бы просто обняться по нашей традиции, тем шире и теплее становится для нас наша общая семья, роднее и безопаснее мир, который мы когда-то безумно отвергли.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры