издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бензиновый взлёт

Отечественные производители топлива в росте цен обвиняют Белоруссию

  • По материалам: СМИ

Рост цен на бензин, которым отметилось начало августа, несколько замедлил темпы. Если за первую неделю месяца ценники на российских АЗС в среднем выросли на 1,4%, то с 6 по 12 августа, по данным Росстата, бензин подорожал на 0,6%. С начала же года топливо выросло в цене на 5%. Тем не менее, по оценкам экспертов, предпосылки для дальнейшего роста сохраняются, а по прогнозам Минэнерго, озвученным в СМИ ещё зимой, стоимость автомобильного топлива к концу года может достигнуть роста в 12-13%.

Бензин и дизтопливо дорожают с начала июля. На оптовом рынке цены взлетели примерно на треть. Розница с учётом переходящих запасов и поставок по старым контрактам среагировала с некоторым запозданием. Так, на 5 августа бензин на отечественных АЗС в среднем стоил 29,79 рубля за литр. По данным Росстата, за неделю розничные цены выросли в среднем на 40 копеек (на 0,2–0,5%).

Согласно данным статистического ведомства, которые приводит «Независимая газета», больше всего подорожал бензин марки Аи-95 – за неделю на 46 копеек, – на 5 августа он обходился потребителям по 31,74 рубля за литр. Бензин Аи-92 (Аи-93) за этот же период стал стоить на 37 копеек больше – 28,81 рубля за литр. Аи-80 и дизтопливо прибавили в цене по 8 копеек – до 27 и 31,13 рубля соответственно. Рост цен на АЗС зафиксирован в 66 регионах, и лишь в 17 стоимость автомобильного топлива осталась неизменной.

Цены на АЗС пошли вверх вслед за оптовыми ценами, которые выросли за июнь-июль почти на 20–30%.

«Ведомости» называют несколько причин: российский рынок в первом полугодии оказался насыщен белорусским бензином (с начала года было поставлено более 600 тыс. т), все резервы (нефтебазы, НПЗ, АЗС) были переполнены, и нефтяники были вынуждены сокращать производство бензина и начать его экспортировать (сейчас в России действует заградительная пошлина на бензин в размере 90% от нефтяной). По данным ЦДУ ТЭК, в июле производство высокооктановых бензинов сократилось на 9900 т, до 2,277 млн. т, их отгрузка на внутренний рынок снизилась на 131,8 тыс. т, до 2,155 млн. т. С 1 по 23 июля нефтяники, по предварительным данным Минэнерго, экспортировали 160,9 тыс. т бензина. А импорт белорусского бензина сократился.

Об ажиотажном спросе на нефтепродукты на бирже свидетельствует доклад СПБМТСБ «Об объёмах реализации нефтепродуктов посредством биржевых торгов и о ценовых трендах», который представили в Минэнерго к заседанию штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России. Согласно докладу, данные которого приводят «Известия», с 1 по 7 августа 2013 года на бирже спрос на бензин «Регуляр-92» превышал предложение на 96–212%, на «Премиум-95» – на 125–210%.

По мнению источника издания в крупной нефтяной компании, оптовые цены на бензин были взвинчены искусственно путём раздувания ажиотажного спроса на биржах, а накопленных резервов топлива вполне хватило бы для удовлетворения планового спроса на бензин.

ФАС уже пообещала найти виновных и потребовала от нефтяных компаний объяснений. По словам начальника управления ТЭК ФАС Дмитрия Махонина, к 13 августа письменные объяснения причин роста цен на бензин в июле уже прислали «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз», «Лукойл» и СПБМТСБ. Их аргументы сводятся к жалобам на повышение спроса на нефтепродукты в преддверии ремонта ряда НПЗ, на рост акцизов на высокооктановое топливо на 400–600 рублей за тонну, рост курса доллара и мировых цен на нефть. Кроме того, нефтяники ссылаются на то, что белорусские компании не поставили заявленные в межправительственные соглашения объёмы топлива.

Белорусский след

Дмитрий Гусев, коммерческий директор компании «НовоТЭК-Трейдинг», сообщают «Известия», также полагает, что одной из причин роста оптовых цен на бензин в июле стало падение объёмов продаж белорусского бензина на бирже, что привело к дефициту на внутреннем рынке. «В конце июня – начале июля белорусские компании подняли цены на своё моторное топливо, ориентируясь на цены на рынках Северной Европы и Украины (примерно на 3-4 тысячи рублей за тонну дороже, чем продавали российские нефтяники). При этом на белорусских продавцов бензина не распространяется совместный приказ ФАС и Минэнерго о возможности повышать стартовую цену на партию выставляемого топлива не более чем на 20% от цены закрытия биржи предыдущего дня. Таким образом, виртуально белорусское топливо на бирже присутствовало, но по такой цене его не покупали, так как поначалу цены у отечественных нефтяных компаний были ниже. Однако потом наши нефтяники стали поднимать цены, ориентируясь на белорусские компании как на ценовой индикатор», – заявил Гусев.

При этом в июле текущего года на СПБМТСБ продано лишь 18,9 тыс. т автобензинов из Белоруссии из общего объёма продаж в 507,5 тыс. т. А объём биржевых продаж автобензинов во втором летнем месяце составил 15,4% от общего произведённого в стране – 3,3 млн. т (по оперативным данным Мин-энерго).

В июле президент Российского топливного союза Евгений Аркуша в письме к Аркадию Дворковичу попросил правительство добиться поставок белорусских нефтепродуктов в объёме не менее 150 тыс. т в месяц.

Впрочем, у белорусской версии есть и немало противников в силу слишком малой доли поставок, которая приходится на соседа. «О каком ценовом ориентире вообще идёт речь, если в 2013 году доля белорусского бензина на рынке России составила всего 3%? Равняться на чью-то цену можно, если эта компания занимает существенную долю на рынке», – замечает директор по развитию бизнеса агентства «Аналитика топливных рынков» Михаил Турукалов.

По данным Анатолия Голомолзина, заместителя главы ФАС, с начала года и до конца июля из Белоруссии на российский рынок было поставлено около 700 тыс. т бензина, то есть в среднем всего по 100 тыс. т в месяц.

По словам представителя концерна «Белнефтехим», информация о том, что Белоруссия не выполняет свои договорённости по поставкам нефтепродуктов в Россию, неверна. «В течение семи месяцев Беларусь предлагала к продаже на российский рынок около 3,2 млн. т автомобильного топлива, но спроса на такой объём не было. Фактические продажи составили 860 тыс. т в соответствии с потребностями рынка», – заявил он «Известиям». Получается, что данные белорусских компаний расходятся с данными ФАС и Минэнерго.

Михаил Турукалов объясняет: межправительственное соглашение двух стран о поставках нефти не требует того, чтобы белорусские нефтяники продавали нефтепродукты по тем ценам, которые являются конкурентоспособными на рынке России. Более того, в соглашении указано, что поставки белорусских нефтепродуктов в Россию могут быть сокращены или приостановлены в периоды, когда цены на рынке России существенно ниже цен на альтернативных рынках.

Волна из Центра

По информации Турукалова, взрывной июльский рост оптовых цен на бензин Аи-92 и Аи-95 начался с НПЗ «Роснефти» и «Газпром нефти». По его данным, «Роснефть» с июля прекратила внебиржевые продажи железнодорожных партий нефтепродуктов с заводов, принадлежащих поглощённой ею ТНК-ВР (Рязанская НПК, Саратовский НПЗ и ЯНОС). Ранее в этом году ТНК-ВР продавала на внебиржевом рынке ежемесячно до 50 тыс. т нефтепродуктов, что вдобавок к биржевым продажам бензина на уровне 80–90 тыс. т в месяц покрывало значительную часть спроса со стороны независимых сетей АЗС.

Изменение логистических потоков быстро «осушило» рынок Москвы и Московской области, примерно 40% потребностей которого обеспечивается за счёт Московского НПЗ и ещё 40% за счёт Рязанской НПК и ЯНОСа. Рост биржевых цен на бензин, по мнению Турукалова, начался именно на базисах поставки Центрального федерального округа, а затем распространился на Поволжье и Сибирь.

C середины июня по 2 августа, по данным «Аналитики топливных рынков», биржевая цена бензина «Регуляр-92» производства Рязанского и Ярославского НПЗ взлетела на 8600 рублей, или на 31%, до 36 600 рублей за тонну. Самарский бензин за этот же период подорожал почти на 8300 рублей (на 30%), до 35 660 рублей за тонну, а Уфимский – на 8500 рублей (на 32%), до 35 200 рублей за тонну. Если бы закупаемый на бирже бензин «Регуляр-92» производства Рязанского НПЗ и ЯНОСа реализовывался на московских заправках, то в конце июля это приносило бы убыток в размере 2,5–2,7 тыс. рублей на тонну, а «Премиум-95» – 1,8–2 тыс. рублей на тонну. В расчётах учтены транспортные затраты, операционные издержки среднестатистической АЗС в Москве и расходы на обслуживание кредита. Официально нефтяники не комментируют этот вопрос.

Однако независимые владельцы АЗС не успели «впасть в тотальный убыток», ведь за прошедшие полгода, когда оптовые цены на бензин падали или не росли, они успели заработать хорошую маржу.

Экспортный заслон ФАС

На прошлой неделе, чтобы не допустить создания дефицита топлива на внутреннем рынке и роста цен, Мин-энерго рекомендовало нефтяным компаниям увеличить запасы товарного бензина с 1,27 млн. до 1,7 млн. т к 1 сентября, а также временно отказаться от экспорта топлива. Впрочем, по мнению некоторых экспертов, такие меры вряд ли смогут серьёзно повлиять на ситуацию. Михаил Турукалов высказал сомнение в возможности пополнить запасы до этого уровня за три недели. «Запретить экспорт бензина с августа для наполнения резервов проблематично, так как контракты уже заключены, а за срыв поставки предусмотрены штрафы. В то же время, если с оптового рынка убрать 400 тыс. т в резерв, цены вырастут ещё больше», – подчёркивает собеседник «Ведомостей». По его мнению, для нефтяников было бы эффективнее не накапливать запасы, а продавать бензины на бирже и вне её, в регионах присутствия. Тогда бы изменилась психология рынка и спрос, толкающий цены вверх, спал, объясняет Турукалов.

Провести анализ факторов роста цен на нефтепродукты в России и подготовить прогноз на последние два квартала текущего года пообещала и ФАС. Напомним, в 2011 году ФАС уже предъявляла нефтекомпаниям обвинения в завышении цен и создании искусственного дефицита. Так «Роснефть» была оштрафовала на 1,75 млрд. рублей, «Башнефть» – на 778 млн., ЛУКОЙЛ – на 600 млн. «Роснефть» и ЛУКОЙЛ ФАС обвинила в злоупотреблении доминирующим положением путём установления и поддержания монопольно высокой цены на дизельное топливо и авиакеросин в четвёртом квартале 2010-го – январе 2011 года. «Башнефть», по данным антимонопольного ведомства, установила и поддерживала монопольно высокие цены на оптовом и мелокооптовом рынках автомобильных бензинов с апреля по сентябрь 2011 года. В порядке устранения последствий нарушений компания «Башнефть» представила в ФАС информацию о снижении цен на бензин более чем на 15%. ТНК-BP, признанная ФАС виновной в завышении цен на нефтепродукты, в итоге уплатила 1,17 млрд. рублей, хотя изначально ведомство собиралось назначить штраф в 1,8 млрд. рублей.

В целом эксперты считают, что июльский и августовский рост цен вполне закономерный и пока не столь существенный. С начала года бензин для конечного потребителя подорожал примерно на 5%. И это при том, что зимой глава Минэнерго Александр Новак не исключал роста цен на топливо в пределах 12–13%, напомнил «Независимой газете» президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Не факт, что прогноз министра непременно сбудется, но предпосылки для дальнейшего роста розничных цен на бензин и дизтопливо, очевидно, сохранятся.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры