издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Приказ покинуть судно

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Иркутскому региональному отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ИРО ВООПИК), вероятно, придётся покинуть ледокол «Ангара». В июне областное министерство имущественных отношений, собственник судна-памятника, подало иск к общественной организации, требуя освободить «объекты безвозмездного пользования» – сам ледокол и пирс в микрорайоне Солнечный. В минувший вторник была назначена дата первого судебного заседания по иску, а в пятницу о судьбе «Ангары» и ИРО ВООПИК недвусмысленно высказались губернатор области Сергей Ерощенко и министр имущественных отношений Антон Протасов.

Ледокол «Ангара» был заказан императорским правительством в конце 1898 года у фирмы «Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и компания» в Ньюкасле. За более чем вековую историю судно много чего повидало: во время гражданской войны несколько раз переходило от белых к красным, в Великую Отечественную перевозило баржи с рыбой, несколько раз оказывалось на грани гибели. Сегодня «Ангара» – самый старый в мире ледокол линейного типа. Но спокойной жизнь корабля-музея, уже много лет без движения стоящего в заливе ГЭС напротив микрорайона Солнечный, назвать по-прежнему нельзя. 

ИРО ВООПИК неоднократно обращалось к руководству региона с просьбой передать ледокол, который был восстановлен и содержится без единой копейки государственных денег, в собственность общественной организации. В 2011 году губернатор Дмитрий Мезенцев публично обещал руководителю ИРО Владимиру Китаеву рассмотреть такую возможность. Однако судно по-прежнему принадлежит государству в лице министерства имущественных отношений области. В настоящее время оно требует от Иркутского отделения ВООПИК освободить ледокол и пирс. 

Нынешний иск минимущества для ИРО ВООПИК – не первый случай судебного разбирательства. Второй процесс  только что прошёл в Кировском суде. Свои претензии к общественной организации предъявляет Восточно-Сибирское управление государственного речного надзора. В результате проверки ещё в прошлом году ведомство обнаружило нарушения Кодекса внутреннего водного транспорта России. По словам Владимира Китаева, управление требовало и по-прежнему требует, чтобы на судне был шкипер, который умеет прокладывать курс по береговым ориентирам и ориентировать корабль по звёздам, полноценная команда, в том числе матросы, имеющие сертификат на выполнение работ по причаливанию, буксировке и так далее, лицензию на право плавания по рекам РФ. Впрочем, в прошлом году суд ведомству отказал. «Суд постановил: «Судовладелец Китаев не издал распоряжения о выходе ледокола «Ангара» в плавание, поэтому претензии Восточно-Сибирского государственного речного надзора являются необоснованными», – говорит руководитель ИРО ВООПИК. – 23 года ледокол стоит на одном месте. Это памятник. И его куда-то двинуть можно только с разрешения федерального Министерства культуры». Да и технической возможности двигаться самостоятельно у ледокола нет: при реставрации в 1990 году было принято решение за соединительной муфтой часть вала, которая жёстко присоединена к гребному винту, выпилить, чтобы электромотором можно было машину прокручивать и показывать. В минувшую среду Владимир Китаев вновь объяснял это в суде. 

Встреча на берегу 

А в пятницу на берегу залива в Солнечном собрались представители СМИ и местные жители. Активисты ТОС «Солнечный» пришли на встречу с губернатором Сергеем Ерощенко. Он прибыл в компании министра имущественных отношений, заместителей, мэра Иркутска Виктора Кондрашова. Представитель компании-проектировщика под объективами местных телеканалов развернул перед губернатором красивый чертёж. Областные и городские власти решили продемонстрировать населению, какой станет набережная в Солнечном после берегоукрепления стоимостью более 480 млн. рублей, проектирование которого завершится до конца года.

Однако жителей микрорайона в первую очередь интересовало, на каком основании застраивается береговая линия. «К воде не подойти, лыжники зимой с лыжами вынуждены лазить через забор, около «Ракеты» посидеть на лавочке стоит 150 или 200 рублей», – коротко обрисовала «Конкуренту» ситуацию Мария Михайловна, жительница Солнечного. 

После берегоукрепления у людей будет доступ к воде, причём бесплатный, заверил губернатор. 

– Скажите, почему мы этого добиваемся в течение двадцати лет? – засомневались жители. 

– Вот сейчас пришёл губернатор и всё решил, – убежденно ответила за главу региона его заместитель Лариса Забродская.

Но жители устные заявления, пусть и на телекамеры, на веру не приняли и попросили у губернатора письменное подтверждение. 

Второй острый вопрос, который поставили перед властями активисты, касался ледокола «Ангара». 

– Ходят слухи, что там разместится МЧС или спасатели. Мы уже собрали 800 подписей, как только соберём еще 200 – пойдём на референдум, – предупредила ответственная за культурно-массовый сектор ТОС «Солнечный» Ирина Филиппова. – Но я вам сразу скажу: ледокол мы не отдадим. 

– Во-первых, никто ледокол отбирать не собирается, – успокоил Сергей Ерощенко. – Он восстановлен за счёт жителей Иркутской области, и то, в каком он состоянии, – я, уж извините, специалист во флоте – то, что он стоит накренённый, неправильно. Так эксплуатировать его никто не позволит. Обслуживать корабль, стоящий на воде, должна профильная организация. Там будет музей. 

– Он есть там, – в голос заверили жители. – У нас дети Сибири и Дальнего Востока там бывают.

– Сделаем ремонт, опять же за счёт жителей области или инвестора, музей будет общедоступным и безопасным. Сейчас он в аварийном состоянии, – сказал губернатор. А на вопрос, что будет с ИРО ВООПИК, ответил коротко: «Это не моя проблема». 

Представителей ТОСа, которые просили оставить общественную организацию на корабле, попыталась урезонить Лариса Забродская:

– Я встречалась с Галиной Ивановной Маланичевой, председателем ВООПИК России, мы с ней проговорили два часа, я привезла протокол, по которому мы будем работать с этим ледоколом. После 20 сентября я пригласила Галину Ивановну сюда. 

«Можно будет в водолазный скафандр залезть» 

Говоря о возможном визите Галины Маланичевой, весть о котором действительно несколько успокоила жителей, замгубернатора не упомянула, что на 26 сентября назначено заседание суда по иску 

минимущества к ИРО ВООПИК. 

Позицию министерства в этом конфликте для «Конкурента» прояснил его глава Антон Протасов: 

– ИРО ВООПИК не выполняет требования двух федеральных органов. Несмотря на то что судно стоит, на нём постоянно должны быть шкипер и три матроса. Там ужасное состояние электропроводки. Женщины (активисты ТОС «Солнечный». – «Конкурент») говорят, что оно в хорошем состоянии, я считаю, это просто смешно. Если оно даст течь или что-то сгорит, женщины скажут: «Мы не специалисты». ИРО ВООПИК в течение двух лет игнорирует замечания. 

Есть и такое нарушение: объект был выделен в безвозмездное пользование, никакая субаренда там невозможна. В данный момент ряд сотовых компаний разместил там свои антенны. ИРО занимается коммерческой деятельностью, хотя должно следить за кораблём. 

Владимир Китаев парирует: ИРО не сдаёт ни одного квадратного метра, за исключением места крепления антенн сотовой связи, разрешение на которое выдала Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Облик памятника они не меняют, а средства, вырученные за аренду, полностью идут на оплату электроэнергии, зимой их даже не хватает. 

Руководитель иркутского отделения ВООПИК опасается, что разговоры о техническом состоянии судна выльются в итоге в вывод ледокола из залива для ремонта в доке: 

–  У нас есть справка ВСРП 1998 года, в которой говорится, что корпус абсолютно нормальный, доковый ремонт не нужен, все работы можно провести на рейде. Я, как инженер, хорошо понимаю, что док нужен только для одной цели – вскрыть стальную палубу и выкинуть то, что и является памятником, – машинное отделение. 

Это нужно, чтобы освободить помещение, предполагает Владимир Китаев. Ледокол – это четырёхэтажка: шлюпочная, верхняя, средняя палубы и котельное отделение. Последнее имеет высоту 7 метров, без него площадь судна составляет больше 2000 кв. м, а с котельным отделением добавится почти столько же. 

В свою очередь, Антон Протасов считает, что ИРО борется за «Ангару», поскольку это, по сути, его офис. 

– Как может власть себя так вести с организацией, за свой счёт восстанавливающей памятники?! – недоумевает Китаев. – Мы двадцать третий год за свои средства, частично собранные, конечно, содержим судно. Любой другой будет относиться к кораблю с меньшей бережливостью, чем ИРО, которое вложило силы и средства в его восстановление. Представьте, только из машинного отделения было поднято вёдрами 23 тонны ила и грязи… 

Но в правительстве, похоже, уже определили дальнейшую судьбу «Ангары». Сейчас, по словам Антона Протасова, ледокол закреплён за аварийно-спасательной службой. 

– Это наше областное учреждение, у которого есть водолазы и другие специалисты. Они будут занимать небольшую часть ледокола и следить за порядком в акватории, – сообщил министр. – На ледоколе будет располагаться экспозиция краеведческого музея, а также выставка водных спасательных костюмов. Такая, как дети любят, – можно будет в водолазный скафандр залезть.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры