издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Три штрафных балла, или О пользе подмигивания

Сегодня колонка соседствует со статьёй про дрифтеров, которых многие законопослушные водители (часто вполне заслуженно) считают исключительно дорожными хулиганами. Поэтому кому-то покажется странным, что мы вновь говорим о шофёрских правилах хорошего тона. В ответ напомню лишь высказывание Сергея Калюжнова, вынесенное в заглавие: «Давайте вести себя как спортсмены». А посему поговорим о таком проявлении вежливости и взаимоуважения, как включённый перед манёвром «поворотник».

Кто на память процитирует пункт 8.1 Правил дорожного движения? Лес рук, как говорили учителя на протяжении многих поколений. Напомню: «Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении манёвра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения». Если честно, то мне и самому пришлось искать эту цитату в Интернете, потому что Правила дорожного движения запомнились только в виде картинок из экзаменационных билетов, которые, наверное, преследуют по ночам любого, кто законно сдал экзамен на права. 

Запомнилась и сама сцена во время экзамена: автобусная остановка, на которой стоит «ПАЗ», как обычно, заехавший в карман лишь наполовину, и учебный Renault Logan, которому предстоит его объехать. «Три штрафных балла», – меланхолично говорит инструктор, когда ученик во впереди идущей машине перестраивается, никак не обозначив свои намерения. «Ещё три», – произносим мы уже хором, когда тот возвращается в свой ряд безо всякого сигнала. Экзамен, кстати, будущий водитель сдал – сидевший на заднем сиденье инспектор ГАИ объяснил потом, что в этот момент смотрел в окно. Подвергать его выводы сомнению, равно как и объяснять причину нашего сомнения, мы всё-таки не стали.   

За себя могу сказать, что инструкторская дрессировка не прошла даром – рука  даже спустя несколько лет после экзамена тянется к рычажку «поворотника» автоматически. Впрочем, бывали и такие случаи, когда при резком торможении приходилось перестраиваться в соседний ряд, успев только стрельнуть глазами в зеркало заднего вида. В остальном же вопрос о том, включать или не включать заблаговременно сигнал поворота, даже не возникал – догматы не обсуждаются априори. Даже при парковке во дворе одного из иркутских научных институтов, когда приятель с большим водительским стажем лишь произнёс: «Здесь же никого в радиусе километра нет». 

Однако короткая поездка по иркутским улицам показывает: выучка сохранилась далеко не у всех. Часто попадаются те, кто не только непредсказуемо «играет в шахматы» между рядами, не включая вообще ничего, но и принципиально не пользуется «поворотниками» даже при проезде перекрёстков. Лишь за 500 метров трассы до моего дома увидеть такие типажи довелось дважды. И оба раза на Т-образных перекрёстках, главная дорога на которых уходит в сторону. 

Но стоит зайти на форум одного известного автомобильного сайта, популярного не только в Иркутске, но и на востоке России, как выяснится, что сигнал поворота при обгоне всегда включают 55,96% водителей, а иногда забывают им воспользоваться 21,1% водителей. Тех же, кто никогда не подмигивает потоку «поворотником», лишь 18,35%. Выборка, конечно, невелика, и вряд ли её можно считать, как говорят социологи, репрезентативной – проголосовало лишь 109 посетителей ветки форума. Но всё же отрадно, что тех, кто пишет фразы вроде «когда подрезаю, не включаю «поворотники», – меньшинство. А в соседней ветке в большинстве оказываются те, кто при съезде с главной дороги  отсчитывает три-четыре щелчка, сигнализирующих о включённом сигнале поворота. 

Благолепие заканчивается, стоит почитать сообщения в темах, посвящённых хамству иркутских водителей. В хоре возмущённых голосов время от времени слышно: «Скоростной режим не соблюдаю, могу подрезать, но всегда моргну «аварийкой» в знак извинения или благодарности». С точки зрения логики подобные заявления вызывают лишь один вопрос: а в чём смысл, соблюдая некое неписаное правило, отрывать руку от руля и тянуться к кнопке в центре приборной панели, отвлекаясь от дороги, когда можно в рамках закона сделать лёгкое движение пальцем, не подвергая потенциальной опасности себя и окружающих?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры