издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Боевое крещение

О первом раскрытом преступлении рассказывают руководители подразделений полиции

В канун профессионального праздника мы попросили руководителей рассказать о начале своей карьеры в органах. Сегодня они отвечают за самые серьёзные направления в работе полиции. Но, несмотря на чины и звания, каждый из них на всю жизнь запомнил боевое крещение. Это потом число раскрытых преступлений будет исчисляться сотнями, но первый опыт юного офицера навсегда останется в его памяти.

Ищите женщину 

Свой первый опыт оперативной работы начальник УМВД России по г. Иркутску полковник полиции Олег Кнаус приобрёл в феврале 1994 года. Стажёр, ещё не получивший офицерское звание, работал по телефонному сообщению медиков. Один из пациентов был доставлен в больницу с ножевым ранением. На все вопросы мужчина твердил одну и ту же фразу: мол, шёл по улице, попросили закурить, не дал – порезали. 

Сомневаясь в правдивости его слов, милиционер Свердловского РУВД установил круг знакомых потерпевшего. Среди них оказались две подозрительные дамы, живущие в пятиэтажке на улице Ломоносова. Наведавшись к ним, Олег Кнаус проявил, можно сказать, оперативную смекалку: рассказал, что их знакомый, с которым они накануне распивали спиртное, во всём признался. И предложил не ломать комедию и дать показания. Уловка стажёра сработала. Хозяйка и её гостья рассказали о совершённом преступлении. В итоге едва не лишившая жизни человека иркутянка получила три года колонии. «Преступник должен быть наказан, иначе и быть не может», – говорит главный полицейский Иркутска.

Жертвы голубого экрана

Полковник полиции Валерий Матвеев, заместитель начальника Управления уголовного розыска ГУ МВД России по Иркутской области, начинал на заре 1990-х опером в Юго-Западном РОВД Ангарска. Тогда город нефтехимиков одолевали квартирные воры. 

Анализируя совершённые преступления, сыщики обратили внимание на интересную закономерность. Жертвами домушников становились только те из горожан, кто владел видеотехникой. Тогда видео­магнитофон являлся важным атрибутом финансового благополучия семьи. Шло время, список пострадавших увеличивался, а сотрудники продолжали гадать, кто же станет следующей жертвой. Ответ на этот вопрос вскоре был найден. Центральное телевидение заканчивало трансляцию поздним вечером, после чего граждане ложились спать. Поэтому после полуночи свет голубых экранов горел лишь в тех окнах, где, следовательно, и была видеоаппаратура. 

Прочёсывая по ночам вверенную территорию, милиционеры заприметили двух таксистов. А поскольку именно этот вид транспорта был наиболее удобен для вывоза краденого, решили понаблюдать за шофёрами. Поймали всех, в том числе и главаря группы – матёрого рецидивиста, который на суде признался в десятках хищений. 

Одна из таких краж потребовала от воров значительных усилий. Столкнувшись едва ли не с бронированной дверью, домушники пробрались в соседскую «двушку» и разобрали стену между квартирами. У обеспеченного мужчины зло­умышленники вынесли практически всё имущество, а небогатым соседям в качестве компенсации за причинённые неудобства оставили на столе бутылку водки и 25 рублей. 

Грабитель с честным взглядом 

Начальник отдела МВД России по Иркутскому району Валерий Коростылёв, рассказал сразу о двух преступлениях, которые были для него первыми: одно он раскрыл в качестве следователя, другое – будучи оперативником. 

Осенью 1994 года младший следователь Ленинского отдела милиции Коростылёв пытался разобраться в обстоятельствах пропажи хрустальной вазы. Любитель спиртного, мужчина средних лет пожаловался: мол, сидел с другом, потом уснул… Открыв глаза, ещё не протрезвевшая жертва заметила лишь спину убегающего из квартиры с добычей в руках человека. 

Первым делом следователь отыскал похищенное имущество. Ваза красовалась на импровизированном лотке у старушки, торгующей на стихийном рынке у остановки «Школьная». Она же и описала преступника, которым оказался собутыльник потерпевшего. Грабитель признался, что очень хотел продолжения банкета, но не имел для этого наличнос­ти. Расставшись с товарищем, вернулся, чтобы попросить в долг. А поскольку потенциальный заёмщик крепко спал, его внимание привлёк злосчастный хрустальный предмет. Чтобы направить это дело в суд, Коростылёву потребовалась всего неделя. Фемида признала подсудимого виновным и назначила ему семь лет колонии. Были учтены отрицательные характеристики и ранее совершённые им противоправные деяния. 

В 1998 году следователь Коростылёв переквалифицировался в оперуполномоченного. За первые два дня в новом милицейском амплуа он вышел на след серийного уличного грабителя. 

В рай­оне подстанции женщина лишилась норковой шапки. На месте происшествия в ближайшем ларьке похищенный головной убор был найден. А позже удалось задержать и подозреваемого. Как вспоминает Коростылёв, его подопечный был человеком незаурядным. Внешность мужчины не выдавала его криминальных пристрастий, а кристально честный пронизывающий взгляд мог кого угодно заставить усомниться в его причастности даже к самому малозначительному правонарушению. «Ловили его и раньше с чужой шапкой в руках. А он тут же клянётся, что сам её подобрал, в милицию понёс. И настолько правдоподобно рассказывал!» – вспоминает сегодняшний руководитель районного отдела МВД. Однако факты – самая упрямая вещь в мире. Как только Гусев попал за решётку, нападения на женщин прекратились. Но только на два месяца. Потом в Ново-Ленино появился ещё один «герой», но уже другого уголовного дела. 

Слёзы раскаяния

Своё первое боевое крещение полковник полиции Александр Фёдоров, нынешний начальник управления экономической безо­пасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Иркутской области, получил в 1995 году. Тогда он был стажёром, закреплённым за транспортной отраслью Куйбышевского района областного центра. В милицию поступила информация о возможных злоупотреблениях главного бухгалтера таксомоторного парка. Стажёр обратил внимание на значительное списание автомобильной техники. Тщательно изучив документы и опросив людей, Александр выяснил, что вполне исправная «Волга» по указанию главбуха была отправлена на металлолом. На самом же деле женщина переоформила автомобиль на своего сына и в конечном итоге продала. «Тогда я впервые увидел слёзы раскаяния при даче признательных показаний, – рассказывает начальник управления. – Директор таксопарка отнёсся к моей работе с пониманием и не стал чинить препятствий. Напротив, благодаря его принципиальности, мне удалось выявить ряд других должностных преступлений в организации». Впоследствии подозреваемая была признана виновной и получила несколько лет лишения свободы условно, полностью возместив нанесённый ущерб.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры