издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По работе узнаётся мастер

Заслуженный артист России Владимир Карпенко отмечает юбилей

  • Автор: Матвей ЗОРИН

Композитор, пианист, музыковед, педагог – это всё о нём, Владимире Карпенко, заслуженном артисте России, лауреате премии губернатора Иркутской области, лауреате всероссийских международных конкурсов. Нынешний год для Владимира Евгеньевича – особенный, юбилейный. Хотя и говорят, что 55 лет для творческого человека не возраст, тем не менее это хороший повод оглянуться на пройденный путь, сверить маршрут и двинуться дальше. Благо, планов и замыслов предостаточно.

Наша беседа с юбиляром началась с традиционного вопроса: как он стал музыкантом, что повлияло на выбор, который и определил его жизненный путь? Первые уроки музыки Владимир получил у своего отца, Евгения Петровича Карпенко – музыковеда, дирижёра, педагога и композитора. В 1972 году, будучи школьником (а жили они тогда в городе Лениногорске, что в Восточно-Казахстанской области) написал письмо любимому композитору, музыканту с мировым именем Бенджамину Бриттену, и получил от него из Англии письмо и ноты. 

Надо ли говорить, какую роль сыграл этот факт в становлении будущего пианиста и композитора? Внимание и поддержка такого авторитета, как Бриттен, не просто воодушевило 14-летнего подростка, но и помогло утвердиться в выборе будущих творческих пристрастий, окончить с отличием фортепианное отделение Усть-Каменогорского музыкального училища, а затем историко-теоретического факультета Алма-Атинской государственной консерватории. 

Большое влияние, по словам Владимира Карпенко, на него оказал один из его учителей, выдающийся музыковед, исследователь русской и казахской музыки профессор Пётр Аравин. Его уроки, советы, дружеское участие, конечно же, помогли сориентироваться, обрести уверенность и, наконец, сделать первые шаги в музыкальном сочинительстве. Настоящей школой по композиции стала переписка отца с крупнейшим российским композитором, учеником самого Танеева, профессором московской государственной консерватории Анатолием Александровым. В письмах Анатолий Николаевич помимо детального разбора и критики сочинений отца затрагивал широкий круг вопросов по эстетике, теории и истории музыки. Разумеется, Евгений Петрович считал необходимым знакомить сына с содержанием переписки, поскольку понимал: для Владимира и его профессионального роста это крайне полезно и важно.

Впервые с творчеством моего визави довелось познакомиться в конце 80-х годов, когда на музыкальном горизонте появился ансамбль солистов Иркутской филармонии, создателем и художественным руководителем которого был он, Владимир Карпенко, выступавший в роли пианиста-клавесиниста и аранжировщика. Репертуар ансамбля, просуществовавшего до 2008 года и снискавшего популярность у иркутской публики, составляла русская и зарубежная музыка аж пяти последних столетий. 

Любопытен, кстати, состав ансамбля, для которого Карпенко делал свои аранжировки: кларнет, скрипка, виолончель, клавесин-фортепиано. Ну кто из поклонников хорошей музыки не помнит программы, собиравшие полные залы: «Золотой век Екатерины», «Иностранцы в России», «Голоса минувшего», «Забытые имена», «Вечера у княгини Волконской» и другие? Впервые в Иркутске были исполнены произведения Николая Каретникова, Виктора Якимовского, Ефрема Подгайца, Татьяны Смирновой, впрочем, список этот весьма обширен. В творческом багаже ансамбля – участие в первом международном фестивале старинной музыки в Новосибирске, четырнадцатом международном фестивале «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире» в Санкт-Петербурге, фестивале «Сияние России» в Братске, гастроли в США. За пропаганду современной российской музыки ансамбль был удостоен благодарности от секретариата Союза композиторов России.

Диапазон творческих пристрастий Владимира Карпенко весьма обширен. Скажем, его педагогическая деятельность связана с учебными заведениями Москвы, Санкт-Петербурга и, конечно же, Иркутска. Сегодня Владимир Евгеньевич – доцент кафедры музыкального образования Восточно-Сибирской государственной академии образования, а также преподаватель Иркутского областного колледжа культуры.

Владимир Евгеньевич известен как автор статей по теории и истории музыки, фольклористике, музыкальной культуре Сибири и Иркутска, которые можно найти в сборниках, а также в материалах международных, всероссийских, межрегиональных конференций в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Саратове, Махачкале, Иркутске, в ряде других крупных музыкальных центров страны. В московском издательстве «Композитор» вышло учебное пособие для вузов «Практическое руководство по анализу музыкальных произведений», а в родном Иркутске увидела свет «Хрестоматия по полифонии».

Основные жанры композиторского творчества Владимира Карпенко – камерная инструментальная и камерная вокальная музыка. Среди инструментальных произведений ценители выделяют Квинтет для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано и Трио-сонату для флейты, скрипки, виолончели и клавесина (2002), «Квартет 2+2» для двух скрипок и двух виолончелей и Квартет для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано (2004), фортепианное трио №3 «Воспоминание о Казахстане» (2005), а также Фантазия памяти А. Петрова для симфонического оркестра (2007).

Что касается вокальных циклов, то здесь к числу наиболее значимых можно отнести «Семь романсов на стихи Пушкина» (1984), «Забытые песни» на стихи Молевой (2003), «Люди на берегу» на стихи Росса (2005), «Голоса минувшего» на стихи старинных западноевропейских поэтов и «Азия» на стихи Сулейманова (2008).

Как признаётся сам композитор, в раннем периоде он испытал большое влияние музыки Сергея Прокофьева. Из других классиков XX века, чьё творчество ему особенно близко, Владимир Евгеньевич выделяет Бриттена, Мартину, Респиги, Пуленка, Шнитке, Гласса.

Произведения Владимира Карпенко неоднократно исполнялись в авторских и сборных концертах в Иркутске, обеих столицах, в Казани, Екатеринбурге, Красноярске и других городах России, а также за рубежом. Владимир Евгеньевич – участник международного проекта современной музыки «15 минут славы». Два произведения в рамках этого проекта прозвучали в 2012-2013 гг. в Нью-Йорке, в нынешнем ноябре в Гонконге были представлены его «Контрасты» для флейты, альта и фортепиано, в феврале 2014 года в Испании будет исполнена «Прерванная серенада-2» для кларнета соло. Как видим, держит форму Владимир Карпенко. Ещё как держит!

Музыку Владимира Евгеньевича можно не только услышать, но и прочитать. Только в Иркутске издано тринадцать нотных сборников его произведений. В московском издательстве «Композитор» вышли сборники «Хоровая музыка» и «Музыка для органа». Произведения для фортепиано, скрипки и гобоя опубликованы в Красноярске во втором и третьем выпусках сборника «Музыка композиторов Сибири для детей». Произведения – лауреаты конкурсов вошли в сборники, изданные в Санкт-Петербурге, Казани и Вологде.

В числе ближайших планов – издание в 2014 году сборника произведений детско-юношеского репертуара для разных инструментов, а также книги – сборника историко-теоретических статей по музыкальной истории Иркутска и Сибири. Этот сборник, по сути – первое в Иркутске издание, затрагивающее вопросы как исторического развития, так и теоретического анализа явлений музыкальной истории XVIII–XXI веков (различные эпохи, направления, музыкальные жанры и формы, персонажи). О содержательной стороне книги говорят названия разделов и статей: «Из истории оперы в Иркутске», «Открывая забытое имя», «Сюита памяти отца»… По-новому рассмотреть произведения литературы, а также поэзии, прозы, драматургии с применением методики и инструментария музыковедческого анализа помогут, к примеру, статьи «О музыкальных структурах в поэзии Марка Сергеева», «Особенности строения повести В. Распутина «Деньги для Марии», «Заметки о строении пьес А. Вампилова», «Масштабно-тематические структуры в поэзии Н. Рубцова» и т.д.

По работе, как справедливо подмечено, узнаётся мастер. Это точно о нём, Владимире Карпенко, маэстро, который без суеты и саморекламы делает своё дело красиво и основательно. Вспомним Бетховена: «Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград…»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер