издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Сад и огород – это моя жизнь!»

Людмила Строцкая принимает поздравления с юбилеем

  • Автор:  Ирина МОРОЗОВА

Нынешняя весенняя осень плавно миновала зимний рубеж. Середина декабря, а на дворе только-только подморозило. До нового садово-огородного сезона ещё пара месяцев (для многих он начинается с пестования рассады в феврале-марте, а то и в январе), а потому самое время обратиться к теории, к любимым справочникам. Впрочем, строго теорией называть изложенное там не совсем верно – чаще это результат анализа многолетней кропотливой работы, осмысления того опыта, который приобретается путём проб и ошибок. Одна из таких книг – знакомый многим земледельцам справочник садовода и огородника Людмилы Иннокентьевны Строцкой. На днях Людмила Иннокентьевна, ведущий агроном филиала Россельхозцентра по Иркутской области, член Иркутского клуба садоводов-опытников имени Томсона и автор ряда публикаций в нашей газете, отметила юбилей. Мы обрадовались возможности встретиться с ней, вспомнить, как всё начиналось, а заодно выяснить, что интересного предлагает наука для получения отличных урожаев.

Очень часто садоводы-любители не могут определить, какое заболевание или вредитель на повреждённых растениях. А от этого зависит эффективность защитных мероприятий. Поэтому бывает срочно нужна профессиональная консультация специалиста по защите растений.

Людмила Иннокентьевна Строцкая посвятила этому всю жизнь. Окончив в 1971 году Иркутский сельхозинститут, стала молодым специалистом-лесопатологом. С коллегами отправлялись в длительные, до двух-трёх месяцев, командировки сначала для изучения, а потом и для борьбы с сибирским шелкопрядом. «Московской фирмой были организованы экспедиции, и мы, местные лесопатологи, помогали: проводили обследования, околоты деревьев, обработки биологическим препаратом дендробактерином, который изобрёл Талалаев, – рассказывает наша героиня. – Затем проходили вновь, смотрели эффективность. Это была романтика, конечно. Это была молодость».

Увлекательная работа в поле была прервана необходимостью найти службу поближе к дому – родились дети. В 1975 году подруга привела на областную станцию защиты растений. На долгие годы она стала основным местом работы. Там-то и началось самое интересное. У специалистов были свои участки земли – огороды, как их называли. Конечно, к грядкам соседей присматривались. Во всех отношениях образцово-показательным был огород Тамары Ивановны Воробьёвой. «Я ходила за ней с блокнотом и писала, писала, писала», – вспоминает Людмила Иннокентьевна. Тамара Ивановна и пригласила в клуб имени Томсона.

С мужем Иваном Григорьевичем любые трудности нипочём

В 1983 году в семье Строцких появилась дача, а с ней и новые заботы. Знаний, полученных ранее, не хватало, пришлось трижды с октября по март учиться на курсах садоводов и огородников, которые возглавляла Мария Алексеевна Дерябина. Те курсы Людмила Иннокентьевна сейчас называет своими университетами. Период ученичества, когда информация поглощается и из книг, и из бесед со специалистами, и из передач на радио и телевидении, закончился быстро – к Людмиле Иннокентьевне стали обра­щаться за помощью. А как откажешь, когда недавно сама напитывалась новым и ощущаешь это новое и эти знания как эстафетную палочку, которую необходимо передать другому?

Обращений становилось всё больше, поддержки советом искали в основном работающие садоводы, те, кто всю неделю ждал пятницы, чтобы отправиться на заветные шесть соток. Отдыхать? Но в конце 1980-х – начале 1990-х об отдыхе на своём загородном участке и не помышляли – дай бог успеть сделать всё услышанное, рекомендованное и задуманное, порой вовсе не приводящее к обильному урожаю, но забирающее массу сил и времени, за короткие выходные. Делалось много ненужной, бесполезной работы. И появилась идея написать справочник садовода и огородника.

«Начиналось всё смешно, – Людмила Иннокентьевна показывает средней толщины тетрадку в мягкой обложке с изображением кустика земляники и божьей коровки с надписью «Справочник садовода-любителя». – В таком виде выпускались справочники, но тогда, в начале 90-х, они ценились». Однако книжки, с большими трудами изданные, ещё нужно было реализовать. Пришлось выйти на рынок, самим их продавать. На обложке указана цена, написанная от руки, – 5 рублей – столько в то время стоил стакан ягоды. Справочники сразу стали очень популярными, и не случайно – в каждом по пунктам перечислялось, что нужно сделать в выходные, чтобы на даче можно было не только работать, но и от души общаться с близкими и природой. И так были расписаны дела на своих сотках на все субботы-воскресенья до конца сезона. Потом справочники дополнялись, редактировались, и вскоре садоводов Приангарья порадовал выходом новый вариант, теперь уже более объёмистый, основательный, наполненный полезными сведениями как для начинающих земледельцев, так и для опытных.

Флоксы – любимые цветы Людмилы Иннокентьевны. На даче они повсюду

 Но всегда главной заботой для Людмилы Иннокентьевны оставалась дача. «Садоводство настолько увлекло мою семью, что всё свободное время мы стремились провести на даче. У каждого из нас обозначилось своё хобби. Муж строил и занимался овощами, я – цветами и садом, дети были маленькими и также помогали чем могли. Сыну очень нравилось сидеть в ямах, подготовленных для саженцев, и играть в войну. А когда копали подвал, он на своём детском самосвале помогал папе вывозить грунт. Дочь больше работала со мной, помогала закладывать сад и повышать агрофон участка», – делится наша героиня. 

Вся семья любит розы, однако первыми цветами, поселившимися на участке, стали пионы из коллекции Зинаиды Викторовны Шкелёвой из томсоновского клуба. Настоящей гордостью хозяйки является куст пионов японской селекции, посаженный в 1986-м, до сих пор растущий на одном месте и ежегодно пышно цветущий. В трудные 1990-е хорошим подспорьем для семьи стал небольшой питомник, где готовилась рассада перцев, томатов, других овощных культур. Когда спрашиваешь Людмилу Иннокентьевну, чем заниматься ей нравится больше всего, она берёт паузу, а после перечисляет, называя сорта, и помидоры, и огурцы, и патиссоны, и перцы, и много чего ещё. И всё же любимчики есть. Сейчас это облепиха, земляника. Есть и хобби – виноделие. В иной год Строцкие запасают до 30 банок домашнего вина, самое вкус­ное, по мнению Людмилы Иннокентьевны, крыжовенное.

Мы обсуждаем нюансы агротехники (защита растений – это элемент агротехники, и если правильно работать с семенами, не надеяться на авось, а тщательно выбирать сорта и верно их выращивать, необходимости в химической обработке не возникнет), касаемся модной сейчас темы органического земледелия и предпочтения сортов гибридам (наша героиня к гибридам предубеждения не испытывает, считая их «недостатки» вроде неспособности воспроизводить себя из-за невозможности давать полноценные семена надуманными и отмечая такие их достоинства, как устойчивость к бурой пятнистости и хорошая лёжкость плодов), вспоминаем лучший, по словам Людмилы Иннокентьевны, состав грунта для рассады (2 части перегноя, 1 часть земли, 0,5 части речного песка, 0,5 части торфа смешать, на ведро смеси добавить горсть золы и 1 ст. л. комплексного удобрения). Не обходим вниманием и яблоневый сад. Людмила Иннокентьевна убеждена, что горностаевую моль можно одолеть малыми силами, просто сделать это нужно вовремя и правильно: в конце мая – начале июня, как только начинают опадать лепестки после цветения и буреет верхний ярус листочков, а гусеницы выходят из мин, вредитель наиболее уязвим и чувствителен к обработкам препаратами.

Какой же сад без яблонь?

Наша героиня и сейчас нередко занята – консультации, участие в теле– и радиопередачах, подготовка публикаций. А ещё нужно знать, какие темы поднимались в последних передачах для дачников на местных телеканалах (вдруг позвонят и спросят о том, что там обсуждалось?), о чём пишут коллеги, какие новинки появились на рынке. Хлопот много, только называть их обузой Людмила Иннокентьевна не спешит – просто упоминает как о необходимости всегда быть в курсе. В какой-то момент она говорит: «Сад и огород стали не просто увлечением – это моя жизнь». И понимаешь, слушая эту милую обаятельную женщину, глаза которой полны молодого задора, когда она рассказывает о своей даче, семье, любимых томсоновцах и бабушках, что обращаются за советом, справочнике, который в очередной раз готовится к переизданию (на работе специально был взят отпуск без содержания), какое это большое счастье – заниматься по-настоящему интересным делом.

Дорогая Людмила Иннокентьевна!

Присоединяемся ко всем поздравлениям, которые вы принимали в день рождения, желаем заботы и внимания близких, здоровья, а ещё творческих успехов!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры