издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Чтобы дети остались с нами»

Драматическая история с возможно счастливым финалом

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Новые офисы вместо ночлежки. Благотворительный фонд «Оберег» и его подопечные – одинокие женщины с детьми, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, и лица без определённого места жительства – могут оказаться на улице. Муниципальное здание по улице Александра Невского, 38, где несколько лет назад местный предприниматель Александр Соболев открыл первый в регионе приют и ночлежку для бездомных, под Новый год продано с аукциона. Те, для кого этот «объект приватизации» – единственное место, которое можно назвать домом, считают ситуацию катастрофой. «Девушки у меня собираются выходить к мэрии с палатками. У нас нет запасных вариантов», – констатирует Соболев.

Женщины, дети и бездомные

Звонок в редакцию раздаётся в среду: «Нас выселяют. Почти 120 человек могут оказаться на улице», – говорит Александр Соболев, учредитель благотворительного фонда «Оберег».

Двухэтажный кирпичный особняк по адресу: улица Александра Невского, 38, – памятник истории и культуры с длинным названием «Здание, где в «Посохинской аудитории» проходили митинги и собрания рабочих и находился склад нелегальной литературы, 1917 год». В советское время здесь была школа, потом здание пришло в упадок. В 2011 году администрация города сдала его в аренду благотворительному фонду «Оберег». Сейчас у фонда несколько основных направлений деятельности: ночлежка для «людей категории бомж», сиропитательный дом «Дача «Надежда» и социальный детский сад, центр бесплатной раздачи детских и взрослых вещей для малоимущих, бесплатная юридическая и психологическая помощь для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 

Только за последние 10 месяцев фонд помог 460 людям и готов подтвердить это документально. 

В настоящее время под опекой «Оберега» находится около 120 человек: более двадцати женщин с детьми (у одной из обитательниц приюта их десять, двое, правда, уже совершеннолетние), 36 малышей ходят в детский сад, более 20 человек находится в ночлежке. «Жить там мы запрещаем, – уточняет Александр Соболев, учредитель фонда. – Там находятся только люди, не способные себя обслужить, больные». 

А вот мамы с детьми здесь как раз живут: отдельный вход с противоположной от ночлежки стороны здания ведёт в просторный коридор с высокими дореволюционными потолками, из которого расходятся комнаты. Частный фонд занимается, по сути, государственной задачей – профилактикой социального сиротства. «Мы очень бедно живём, но это живые люди, – говорит Соболев. – Делаем всё для того, чтобы матери не отказывались от детей и дети не попадали в детский дом. Государство первые полтора года после рождения ребёнка платит пособие в полторы тысячи рублей, зато после того, как он попадает в детский дом, затраты вырастают до 34 тысяч рублей на одного малыша. У нас есть исследование: 72% выпускников детских домов к совершеннолетию так или иначе связаны с криминалом, это огромная машина по производству людей криминального типа. Поэтому, какие бы бедные женщины у нас ни были, у детей здесь есть мамина любовь, и мы это всячески поддерживаем».

Типичная история девушек, которые здесь оказываются, стара как мир: барышня приезжает в город из деревни, учёба, развлечения, молодые люди. 

Когда оказывается, что девушка беременна, кавалер быстро исчезает, а стоит живот заметить работодателю, её по надуманному поводу увольняют. «Если женщина решает оставить ребёнка и обращается к нам, мы полностью обеспечиваем его до двух лет – памперсами, медикаментами, детским питанием – и предоставляем жильё. 

Периодически мамы ворчат, что мы заставляем их работать – два часа в день просим отдать на благо центра: прибрать за собой, полы помыть, вещи сложить», – рассказывает Александр.

«То продаётся, то не продаётся»

Из кирпичного памятника «Оберегу» предложили переехать
в деревянный

Мы приехали в «Оберег» в четверг во время «тихого часа» в детском садике для малообеспеченных матерей-одиночек. Детский сад даёт возможность молодым мамам выйти на работу. «Заявок у нас порядка трёхсот, – продолжает Александр. – Из них мы сначала отобрали 20, сейчас в садик ходит 36 детей. Есть уверенность, что как минимум 25 из них попадёт в детский дом, если садик закроется, поскольку мамы потеряют работу, если не смогут здесь оставлять детей». 

На кухне жарит блинчики жительница приюта и по совместительству помощник воспитателя Евгения Баркова. «В данный момент заменяю повара, – серьёзно говорит девушка. – Я мать-одиночка. Полгода вообще не могла найти работу. В соцзащите сказали, что 523 рубля «детских» – всё, чем они могут мне помочь. На эти деньги я ребёнка на неделю обеспечиваю только хлебом и молоком. Фонд и Александр дали мне работу и место в садике для ребёнка». 

Настя, которая присоединяется к чаепитию, попала сюда всего несколько дней назад. Вера живёт в социальном центре уже два года. Сейчас все жительницы центра одинаково не знают, что делать дальше: в конце декабря здание по Александра Невского, 38, продано на торгах. Новый собственник, ООО «Рента», якобы связанное с неким иркутским бизнесменом, который сейчас живёт в Великобритании, приобрело его за 21 млн рублей при стартовой цене в 20 млн. До этого объект несколько раз выставлялся на торги, но интереса у покупателей не вызывал. «Что здание продаётся, мы знали. Но оно то продаётся, то не продаётся, нас то выгоняют, то не выгоняют, мы уже в таком режиме привыкли работать, – говорит Соболев. – 31 декабря нам позвонили и сказали: есть информация, что здание купили. Мы восприняли это как новогоднюю шутку. 12 января к нам пришли представители нового собственника». 

«У администрации свой приоритет»

Подопечные «Оберега» живут небогато, но для многих это единственное место, которое можно назвать домом

Здание является памятником истории и культуры, находится в аварийном состоянии и требует ремонта, напомнил Сергей Кладов, глава комитета по управлению муниципальным имуществом Иркутска, на брифинге в минувший четверг. В городском бюджете денег на реставрацию – необходимо более 30 млн рублей – не нашлось, было решено его приватизировать. «У администрации свой приоритет – строительство детских садов. Всё-таки организация социальной помощи населению – это полномочия правительства Иркутской области», – заявил Кладов. С «Оберегом» у администрации, по словам чиновника, было достигнуто соглашение о заключении договора аренды только на год. Последний истёк 30 августа 2013 года, но был продлён на неопределённый срок. Фонд может обратиться за помощью и в КУМИ, отметил руководитель комитета, но «Оберег» не обращался. «Если поступят заявления, они будут рассмотрены, и если их удовлетворит наше предложение, сотрудничество будет продолжено», – пообещал Кладов. Здание должно быть отреставрировано, вероятно, в нём появятся новые офисы, предполагают собеседники издания. В любом случае, использовать его как жилое помещение вообще нельзя.

Александр Соболев обещает обратиться в КУМИ с просьбой предоставить альтернативу зданию, но опасается, что на решение вопроса могут уйти месяцы. А их у подопечных «Оберега» нет. Девушки говорят, что готовы выйти к мэрии с палатками – больше им идти просто некуда. «Самое важное для нас сейчас – чтобы фонд сохранился, чтобы наши дети остались с нами», – заключает Вера. 

«Оперативно нашли решение»

Приватизация здания по ул. Александра Невского, 38, поставила будущее социального центра под вопрос

Дальше события развивались стремительно. На брифинге в пятницу министр социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов и глава минимущества региона Антон Протасов сообщили, что по поручению губернатора оперативно нашли решение проблемы, в которую попали «Оберег» и его обитатели, – подыскали помещение, куда может перебраться фонд. Деревянное здание по улице Октябрьской Революции, 11б, площадью почти 500 кв. м, памятник федерального значения, было построено почти 200 лет назад. В 1819-1820 годах в нём даже проживал генерал-губернатор граф Сперанский. «Камин сохранился с тех времён», – подчеркнул Антон Протасов. Кроме камина в здании есть электричество, отопление, канализация и вода, а вокруг – огороженная территория. Впрочем, помещение требует косметического ремонта, признали министры, но «въезжать в него можно хоть в завтра».

Прежде на условиях концессионного соглашения им пользовался областной фонд культуры, который не смог его содержать в надлежащем состоянии. Объект попал в прогнозный план приватизации областного имущества на 2014 год, но, учитывая обстоятельства, его исключили из списка объектов на продажу.

На вопрос, как долго благотворительная организация сможет занимать здание, министр ответил: «Думаю, это будут длительные отношения, как минимум 10 лет». Не исключено, что помещение предоставят в безвозмездное пользование, поскольку среди подопечных «Оберега» есть дети-инвалиды, а такие организации имеют право на льготы. До настоящего времени аренда площадей на Александра Невского, 38, фонду стоила 90 тыс. рублей в месяц плюс около 150 тыс. обходились коммунальные и эксплуатационные расходы, напомнил Антон Протасов. 

Министерство соцразвития, в свою очередь, предложило подкрепить работу фонда ставками психолога и воспитателей за счёт областных учреждений. «Что мне импонирует в работе данного фонда – у них нет иждивенческих настроений, – подчеркнул Владимир Родионов, – а руководитель фонда, выпускник ИГУ по специальности «социальная работа», занимается этой деятельностью очень профессионально». 

Теперь решение предстоит принять фонду. «Помещение будем принимать с девушками в понедельник или вторник, – сказал Александр Соболев. – В любом случае оно тёплое, там не капает с потолка, как у нас, я рад, что его нам предложили, и благодарен за это правительству области». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры