издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Фемида «включила счётчик»

Если верить судебной практике, среди страховых компаний сегодня наибольшей популярностью пользуется такой незатейливый способ обмана клиента, как занижение реальной суммы выплат. Вот лишь несколько дел, рассмотренных в Свердловском районном суде Иркутска по искам автовладельцев, переживших аварию на дороге.

Хозяин «Мерседеса» Алексей Ч. в декабре прошлого года попал в ДТП на пересечении улиц Касьянова и Пушкина: его машина столкнулась с «Тойотой», водитель которой проигнорировал знак «Уступите дорогу». Поскольку нарушитель правил дорожного движения застраховал свою гражданскую ответственность в ООО «Росгосстрах», туда и обратился пострадавший с заявлением. Компания признала случай страховым, произвела оценку ущерба и в положенный срок «возместила» его Алексею Ч., выплатив 10 тысяч 139 рублей 31 копейку. Когда у владельца «Мерседеса», отдавшего за ремонт своего разбитого авто более 58 тысяч рублей, прошёл первый шок, он отправился в суд, потребовав взыскать с ООО «Росгосстрах» причитающиеся ему деньги. 

Представитель страховой компании на заседание суда не явился, проигнорировав повестку. Между тем в ходе судебного разбирательства было проанализировано заключение автотовароведческой экспертизы. И выяснилось, что с учётом износа «Мерседеса», составившего 39%, «Росгосстрах» должен был выплатить пострадавшему в ДТП не 10 тысяч рублей, на которые он расщедрился, а почти в четыре раза больше. 

Но, кроме разницы этих двух величин, составившей 27 тысяч рублей с копейками, нарушителю Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» была присуждена ещё и неустойка за «ненадлежащее исполнение обязательств» в сумме около двух тысяч рублей. К этому суд добавил тысячу рублей в качестве возмещения морального вреда Алексею Ч., согласившись с тем, что клиента заставили нервничать и переживать. За то, что законные требования потребителя компания не удовлетворила добровольно, её обязали заплатить штраф в размере 23,5 тысячи рублей – эти деньги тоже получит истец. Кроме того, «Росгосстраху» придётся возместить Алексею Ч. все понесённые им судебные расходы – по оплате услуг эксперта, нотариуса, адвоката. И наконец, суд взыскал с него госпошлину. В целом компания, не доплатившая клиенту 27 тысяч рублей, потеряла 72 тысячи.

С подобным результатом рассмотрено исковое заявление Михаила Б., собственника «Субару Легаси». Попав в конце прошлого года на плотине ГЭС в автоаварию, виновником которой был признан другой участник движения, потерпевший попытался возместить ущерб в компании, где страховал свою собственную гражданскую ответственность. По закону он имел на это право, поскольку вред в ДТП был нанесён только его имуществу. И история повторилась: этому клиенту «Росгосстрах» тоже не доплатил за восстановительный ремонт с учётом износа автомобиля приличную сумму – 21 тысячу рублей. И суд опять «включил счётчик»: четыре тысячи рублей составила неустойка, в одну тысячу обошёлся моральный вред, около 

13 тысяч начислено в виде штрафа. С госпошлиной расходы «Росгосстраха» по иску Михаила Б. обернулись в 40 тысяч рублей – точно по пословице «Скупой платит дважды». 

У владельца «Тойты Премио» Дмитрия К., обратившегося с исковым заявлением в тот же Свердловский районный суд Иркутска, обстоятельства были несколько иными. Ещё в 2012 году он заключил договор добровольного страхования нового автомобиля на случай угона либо ущерба с ОАО «Русская страховая транспортная компания». Страховая сумма по договору составила полмиллиона рублей. Спустя год машину, стоявшую во дворе дома, похитили. Но напрасно клиент, представивший страховщику вместе с заявлением полный пакет документов, ждал, что ему добровольно возместят ущерб. Жертве угонщиков также пришлось обращаться за защитой своих прав к Фемиде. Свердловский суд удовлетворил законные требования истца и взыскал с Русской страховой транспортной компании не только полагающиеся клиенту полмиллиона рублей, но и штраф в размере половины этой суммы за невыполнение законного требования в добровольном порядке. Вместе с компенсацией морального вреда, возмещением судебных расходов истца и госпошлиной проигравшему процесс ответчику придётся расстаться с суммой в 770 тысяч рублей. 

Спрашивается, почему же страховые компании идут на риск, нарушая права клиентов? Ответ один: за защитой в суд обращаются далеко не все пострадавшие авто­владельцы. Большая их часть соглашается с суммами, предлагаемыми им в качестве страховых выплат. А некоторые и вовсе предпочитают забыть о деньгах, которые им причитаются, экономя собственные время и нервы. Обращение к Фемиде, конечно, тоже связано с треволнениями, но, как свидетельствует судебная практика, они того стоят.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры