издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Ориентируются на восход Солнца в Охотном ряду»

Инициативу Госдумы о «зимнем времени» одобряют не все эксперты

В Госдуму на прошлой неделе был внесён законопроект о возвращении «зимнего времени». Страну предлагается снова поделить на 10 часовых поясов и с осени 2014 года ввести вечное «зимнее время». Авторы законопроекта приводят некие шокирующие цифры, которые должны убедить коллег: «зимнее время» необходимо. В городе Новосибирске в первые пять дней после перевода стрелок весной 2012 года число суицидов увеличилось на 66%, уверяют авторы законопроекта. Между тем Иркутская область, на первый взгляд, от этой инициативы только выигрывает – с вводом «зимнего времени» разница с астрономическим временем у нас сократится с двух часов до одного. Однако не все эксперты «Конкурента» видят в этой инициативе благо. Один из разработчиков реформы времени, заместитель директора Института географии РАН, профессор Аркадий Тишков, уверен: законопроект имеет «популистский» характер, не продуман, грешит ошибками. А главное, сами регионы теряют право определять, в каком часовом поясе им жить.

Депутаты Госдумы во главе с председателем думского Комитета по охране здоровья Сергеем Калашниковым решили вернуть россиянам «зимнее время». В начале прошлой недели в Госдуму был внесён законопроект о поправках в ФЗ №107 «Об исчислении времени», подписанный группой депутатов. От Иркутской области свой росчерк поставил один – Сергей Тен. После принятия Закона «Об исчислении времени» более чем в 20 регионах России, занимающих 80% территории страны, где проживает 40% населения, административное время стало опережать поясное на два часа. В 54 субъектах РФ, включая Москву и центральные регионы, Западную Сибирь, восток Красноярского края, Камчатку, поясное время теперь опережает административное на один час. А совпадает оно с астрономическим только в семи регионах России, констатировали авторы законопроекта. «Проведённые в течение 2012-2013 гг. научные медицинские исследования свидетельствуют о серьёзном ухудшении в зимне-весенний период 2012 года состояния здоровья жителей тех регионов, где установленное зональное время опережает поясное, – сказано в пояснительной записке к законопроекту. – Так, в г. Новосибирске получены данные об увеличении вызовов «скорой помощи» к больным с инфарктами и инсультами в первые пять суток после перевода стрелок весной 2012 года по сравнению с предшествующей этому пятидневкой на 11,7%, росте суицидов – на 66%». По сведениям авторов, в первые полмесяца после введения вечного «летнего времени» в Новосибирске произошло на 41% больше ДТП, чем в предшествующем году. «Исследования 2013 года также подтверждают ухудшение здоровья в результате десинхронизации биологических ритмов организма», – говорят авторы и ссылаются на исследования ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения». Сотрудники этого центра зафиксировали рост обращаемости за медицинской помощью среди всех возрастных групп «после введения режима постоянного «летнего времени». «Важнейшим для обеспечения восстановительных процессов в организме человека считается сон в период перед восходом Солнца, – говорится в пояснительной записке. – Несоответствие искусственно введённого «социального» суточного ритма естественному требует больших компенсаторных затрат органов и систем человека, особенно со стороны центральной нервной системы». 

Законопроект предполагает возвращение на территории России 10 часовых поясов (после первого этапа реформы времени они были сокращены с 11 до 9), установление «московского времени», соответствующего всемирному координированному времени UTC +3 часа (сейчас UTC +4 часа). Часовые зоны по стране, по мнению авторов, в этом случае максимально приблизятся к часовым поясам всемирного координированного времени. Иркутская область, согласно этому законопроекту, попадает в пятую часовую зону, то есть разница с Москвой остаётся прежней – пять часов. Кроме того, законопроект вводит с осени 2014 года так называемое «зимнее время». Для Иркутска это означает, что полдень будет наступать не в 14 с лишним часов, как сейчас, а в 13 часов. Но стоит заметить, что Иркутская область обширна и есть разница между наступлением рассвета в самой западной и самой восточной точках региона. Тем не менее принято ориентироваться всё же на Иркутск. 

Сергей Тен вопрос «Конкурента» о том, что подтолкнуло его подписать законопроект, предпочёл оставить без ответа. Депутат Госдумы Евгений Рульков сообщил, что о позиции фракции КПРФ пока ничего не знает, но лично законопроект читал и считает его приближенным к интересам большинства регионов России. «В целом предложены ра-зумные вещи – мы должны вернуться к наиболее естественным астрономическим ритмам, так будет легче и взрослым и детям», – заметил он. Директор Института географии СО РАН им. В.Б. Сочавы Виктор Плюснин считает, что для региона возвращение на один час к астрономическому времени – очевидный плюс. «Есть какие-то экономические, энергетические аргументы, безусловно. Однако я рассуждаю как географ. Земля условно разделена на часовые пояса, каждый из которых соответствует примерно 15 градусам. Каждый час земной шар поворачивается на 15 градусов. И деление нашей большой страны по советскому варианту на 11 часовых поясов примерно соответствовало астрономическим законам вращения Земли. Я уверен, что людям, как и любому земному существу, важно жить в том ритме, который установлен тысячелетиями. Дёргать его туда-сюда, устанавливать нормы подъёма и засыпания, не соответствующие световому дню, – это нехорошо и на здоровье обязательно скажется. Не нужно преувеличивать адаптивные способности человеческого организма».  

Если географов заботит человек как таковой, то физики традиционно к «временным» страстям относятся более философски и более сдержанно.  Заместитель директора Восточно-Сибирского филиала Научно исследовательского института физико-технических и радио-технических измерений (ВС ВНИИФТРИ) Виктор Егоров пояснил «Конкуренту»: «Перевод стрелок – это чисто административная процедура. К проблеме точного времени, коим занимается наш институт, она не имеет никакого отношения. Так что сотрудники ВС  ВНИИФТРИ ничем не отличаются от простых граждан в своём отношении к этому вопросу. По итогам проведённого у нас соцопроса мнения разделились. Кому-то из наших специалистов более близко «летнее» время, кому-то «зимнее», а кто-то за сезонный перевод стрелок. На работе нашего института реформа и появляющиеся законопроекты «о времени» никак не сказываются. Мы работаем по всемирному координированному времени UTC, поясные и сезонные «подвижки» к основной нашей задаче – проблеме точного измерения времени – не имеют отношения». Тем не менее, Виктор Егоров озвучил своё личное мнение: в столь обширной стране не нужно стремиться к сокращению часовых поясов. «Что касается сезонного перевода стрелок, я думаю, что рационально было бы иметь летом летнее время, зимой – зимнее», – заметил он.  

«Конкурент» решил обратиться за комментарием к одному из разработчиков реформы времени, заместителю директора Института географии РАН, профессору, доктору географических наук Аркадию Тишкову.  Он напомнил: депутаты внесли законопроект, касающийся действующей и ещё не законченной реформы времени в стране. По его мнению, инициатива является ничем иным, как «проявлением лоббизма рекламодателей», которым выгодно иметь зрителей в прайм-тайм тёмными вечерами. Тишков считает, что законопроект «имеет явный «пиар-оттенок». «Все три основные фракции – Единая Россия, ЛДПР и КПРФ – подали несколько месяцев назад законопроекты, по которым вносились поправки в действующий ФЗ «Об исчислении времени», – сказал он. – Ни один из законопроектов не выдерживал критики как юридический документ, все они имели противоречия, а главное – возвращали нас назад, отрицая все положительные стороны реформы, в частности, увеличение продолжительности светлого времени суток». Аркадий Тишков заметил, что авторы законопроекта проигнорировали «позитивные результаты межотраслевого мониторинга последствий реформы времени, который проводился в течение 2013 года». По его словам, в этом мониторинге участвовали в том числе Минздрав, МВД, Минобрнауки, Минтруда и другие. 21 января результаты мониторинга были представлены президенту. Картина, со слов доктора географических наук, выглядит так: «Смертность по стране снизилась, состояние здоровья населения в большинстве регионов улучшилось, уровень травматизма на дорогах сократился». 

«Депутаты категорически не хотят говорить о таких острых фактах прямого лоббизма рекламодателей, как расширение прайм-тайма на ТВ до 23-24 часов, что приводит к сидению значительной части трудоспособного населения у телевизоров до полуночи и далее, а также о том, что вся сфера обслуживания в городах приспособилась к ночной жизни граждан, – заметил Аркадий Тишков. – К этому следует добавить, что миллионы граждан ночи напролёт сидят в Интернете. После этого говорить о невозможности зимой вставать до рассвета и об утомляемости – по меньшей мере глупо. Возврат так называемого «зимнего» времени приведёт к потерям эффективного светлого времени. Сейчас его уровень в большинстве регионов самый большой, светлое вечернее время мы можем использовать для досуга. Некоторые регионы в результате принятия этого законопроекта потеряют 20–50% своего светлого времени!  Например, Чита получит только 530 часов в год эффективно используемого населением светлого времени суток с 18-00 по 23-00, тогда как сейчас при летнем времени оно составляет 1153 часа».  

Аркадий Тишков видит только один «относительно позитивный» момент законопроекта – может вернуться часовая зона Мск+1 (следующая после Московской часовой зоны). В начале перестройки она была «рваная» и представлена Самарской областью и Удмуртией. Однако и это решение обставлено «странными, безграмотными с позиций географии, манёврами». «Объединяются субъекты Федерации с совершенно разными световыми режимами, например, Оренбург и Республика Коми», – заметил профессор. Остальное, по мнению географа, несет лишь негативный оттенок. К примеру, Пермский край, Башкортостан, Оренбургская область, Омская область, Якутия, Забайкальский край и ряд других субъектов сразу сдвинут своё местное время на 2 часа. А это достаточно опасные эксперименты с населением. Законопроект, по мнению Тишкова, содержит «много путаницы» и в установлении статуса отдельных регионов относительно часовых зон, особенно на Дальнем Востоке, где может начать действовать так называемое «двойное время», разорвутся региональные связи. «Абсурд, но практически большинство дальневосточных регионов, к примеру, восток Якутии, Хабаровского края, Приморского края, Чукотки и Сахалин, а в европейской части России Удмуртия и часть Татарстана, после принятия закона начнут жить с опережением солнечного времени, чего нет нигде в мире», – заметил ученый. 

Аркадий Тишков обратил внимание на главную проблему: согласно реформе времени, сейчас у регионов есть возможность самим принимать решение о «часовом поясе». Окончательное решение за правительством, однако оно принимается по представлению субъекта федерации. «Госдума же собирается сама определять, как и кому устанавливать режим времени и огульно определять единый его характер и в Архангельске и Сочи, относимых к одному часовому поясу, но разнящихся по времени восходов и закатов на 4-5 часов. Такое чувство, что наши депутаты никогда не учили ни географии, ни астрономии, а теперь занимаются самопиаром и «исправлением законов природы», причём ориентируясь исключительно на время восхода Солнца на Охотном ряду», – эмоционально заявил ученый. 

Напомним, что в Иркутской области это право на самоопределение свелось в итоге к голосованию Заксобрания, приведшему к комичному результату. В конце 2010 года федеральный тренд требовал присоединения Иркутской области к часовому поясу Красноярского края, за что и голосовали депутаты. А в 2011 году правительство РФ «переиграло» ситуацию, оставив Иркутскую области в пяти часах от Москвы. Депутаты просто не угадали, какие настроения веяли из столицы. Символом  «игр во время» стали солнечные часы, установленные у ТЦ «Вояж» в 2011 году как раз в период первого этапа временной реформы. Иркутская область с отменой «зимнего» времени получила разницу с астрономическим временем на 2 часа, а часы устанавливались с учетом разницы в час. И теперь они вечно показывают неправильное время. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры