издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пешеходная попытка номер два

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Единственную пешеходную улицу в Иркутске в дневные часы вновь закрыли для автомобилистов. На этот раз городские власти установили шлагбаум, ключи от которого не раздали ни одной организации, находящейся на Урицкого. Пока никто не берётся предсказать, как долго прослужит новое пропускное устройство. Старый шлагбаум вандалы сломали в конце прошлого года. Больше месяца иркутский «Арбат» был несанкционированной автостоянкой.

Депутат против

Пропускной режим на Урицкого местные и областные власти пытаются наладить уже два года. На пешеходном статусе несколько лет настаивали общественники, их инициативу поддерживала Служба по охране объектов культурного наследия Приангарья. Дело в том, что на иркутском «Арбате» находится уникальный градостроительный комплекс памятников культуры и архитектуры XIX-XX веков. Эксперты подчеркивают, что ради его сохранения необходимо оградить заповедную зону от вибрации, которую в большей степени создаёт движущийся по улице и рядом с ней поток транспорта.

Сначала городские власти своими силами пытались ограничивать движение автомобилей по Урицкого, однако каждый раз против благого дела выступали предприниматели, чьи магазины и организации находятся на улице. В спор вмешалась даже Федеральная антимонопольная служба, предписанием которой в 2011 году идее пешеходной улицы был положен конец.

Создать пешеходный островок в центре Иркутска удалось лишь в феврале 2012 года, когда было подписано соответствующее постановление правительства региона на основании заключения Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области. С 20 февра­ля улицу Урицкого закрыли для движения транспорта с 8 до 21 часа. 

В марте въезд на улицу со стороны Карла Маркса перекрыли железобетонные блоки, одновременно со стороны Дзержинского был установлен шлагбаум. Брелоки от пропускного устройства получили 42 организации, находящиеся на запо­ведной улице.

Уже через несколько месяцев стало очевидно, что проект провален. Вдоль всей улицы весь день находились автомобили, пешеходы были вынуждены лавировать между припаркованными машинами. На днях заммэра – председатель комитета по управлению Правобережным округом Евгений Дроков признал, что ключи от шлагбаума копировались и распространялись между всеми желающими. В конце прошлого года оборудование вообще вышло из строя. Начальник отдела коммунального хозяйства Правобережного округа Семен Чекашкин пояснил, что на старом шлагбауме было сломано автоматическое устройство, в итоге ограждение превратилось в простую «палку на опорах», которую любой мог поднять рукой. Дроков добавил, что хотя на соседнем здании специально для контроля работы пропускного устройства находится видеокамера, записывающее устройство не помогло в поимке вандалов. 

Больше месяца заповедная территория была большой парковочной площадкой. Начальник ГИБДД УВД по городу Иркутску Ильи Подвойных объяснял, что поставить экипаж ГИБДД для регулирования движения на улице даже временно, до появления нового шлагбаума, невозможно. «Данная улица не является очагом аварийности. Эвакуировать транспорт мы оттуда тоже не можем – это не предусмотрено законодательством», – подчеркивал Илья Подвойных.

В мэрии тоже признали своё бессилие, подчеркнув, что единственный способ навести порядок на улице – установить новый шлагбаум и не раздавать брелоки никому. Именно такую перспективу обрисовал народным избранникам на депутатских слушаниях Евгений Дроков. Примечательно, что в ответ отдельные депутаты предложили вовсе отказаться от проекта, несмотря на размещение уникальных культурных и архитектурных памятников на Урицкого.

По мнению депутата Ирины Ежовой, после нескольких лет бе­зуспешной борьбы с автомобилистами стоит признать своё поражение и открыть Урицкого для движения транспорта. «Раз мы из года в год любым созывом не можем сделать улицу пешеходной, может, мы и не станем этого делать с учётом того, что это всего лишь улица. Наверное, если бы близлежащие улицы сформировали некий пешеходный квартал, соответствующим образом огороженный, как это сделано в цивилизованных городах, тогда данный вопрос решился бы», – отметила Ежова. 

Однако пешеходный статус улица получила благодаря постановлению регионального правительства. И местные власти теперь обязаны обеспечить соблюдение данного решения. 

Шлагбаум на замке

Новое ограждение со стороны улицы Дзержинского появилось на прошлой неделе. Шлагбаум установила администрация Иркутска на средства из городского бюджета. Оборудование обошлось в 32 тыс. рублей. На этот раз, заверил Евгений Дроков, брелоки от шлагбаума не получила ни одна организация, находящаяся на Урицкого. Не сделали исключения и для силовых ведомств, подчеркнул заммэра. Для надежности на ограждение повесили даже тросовый замок.

«Ключи от замка и брелок от шлагбаума есть у специального человека, сотрудника администрации. Он будет каждое утро приезжать, закрывать улицу, а вечером – открывать. В период активного использования улицы пешеходами, с 8 до 21 часа, согласно постановлению правительства области, она будет для автомобилистов недос­тупной», – отметил Дроков. 

Пока Урицкого действительно удалось очистить от скопления автомобилей. На следующий день после установки шлагбаума возле ограждения «Иркутский репортер» наблюдал картину, как водитель инкассаторской машины в 10 утра громко возмущается, что не имеет возможности заехать на запретную территорию. В пятницу, 7 февраля, частная машина простояла весь день возле магазинов, не имея возможности выехать. Продавцы сказали, что не знают владельца транспорт­ного средства, но автомобиль появился на Урицкого до закрытия шлагбаума.

О возможности возникновения такой ситуации предупреждал Евгений Дроков. «Если автомобиль заехал на улицу в разрешённое время, но не успел её покинуть, он просто становится заложником до конца дня. В следующий раз водитель 10 раз подумает, прежде чем заезжать в заповедную зону», – отметил зам­мэра. Он добавил, что все магазины, кафе и организации не лишили возможности подвозить товар, они это могут делать в вечернее и ночное время. И предпринимателям даже не стоит пытаться получить особое разрешение от мэрии. В свою очередь начальник ГИБДД Иркут­ска Илья Подвойных подчеркнул, что на улицу «не будет заезжать ни одна машина сотрудников ГУВД и прокуратуры». Данные меры согласованы со всеми ведомствами. 

Между тем в пресс-службе администрации Иркутска пояснили, что ключи и брелок от шлагбаума выдали сотруднику Единой диспетчерской службе города и ГУ МЧС России по Иркутской области для свободного доступа на запретную территорию в экстренных случаях.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры