издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Предосудительный Джордж Харрисон, или Несостоявшийся скандал

Неприятная и непонятная ситуация произошла в культурной жизни Иркутска на прошлой неделе. Через несколько дней после открытия в помещении музея истории города была снята с публичного показа выставка Вячеслава Сизых, посвящённая дню рождения гитариста группы «Битлз» Джорджа Харрисона. «Иркутский репортёр» попытался выяснить причины столь скорого закрытия яркой экспозиции, но оказалось, что есть несколько версий этого события.

Начиналось всё радужно и блестяще. Известный иркутский художник, битломан и буддист Слава Сизых задумал выставку ещё в сентябре. Она называлась «Транс-Сибирь – София – Стокгольм-транзит», была приурочена к 71-летию культового лидер-гитариста, которого сам Слава считает «вторым из битлов», и являлась отправной точкой большого путешествия художника по маршруту, заложенному в названии. Из Иркутска Сизых должен уехать выставлять свои работы в Национальной галерее столицы Болгарии, потом у него намечена встреча с престарелыми участниками группы «Абба» в Швеции, для музея которых он везёт в подарок картину.

– Идея выставки кроме прочего была в том, что Харрисон как бы благословляет меня в путешествие, – расстроенно комментирует сам Сизых. – Теперь не знаю, как всё это пойдёт дальше…

На выставку было собрано порядка семидесяти пяти работ художника за разные годы и в разных жанрах – прикладного искусства, монотипии, традиционных живописи и пейзажа. Многие работы были привезены из частных коллекций из других городов. При всём при этом Слава оценивает степень соответствия получившегося задуманному всего на 40% – сказался недостаток времени на подготовку. 

Выставка открылась 25 февраля при большом скоплении культурной публики и с продуманной программой. Открывал её концерт известных музыкантов и коллективов – выступали «Серый дым», Сергей Хукер, Слава Танкин и гитарист Театра Пилигримов Сергей Атлашкин. В общем, как сказала незадолго до этого события на обсуждении деятельности местных музеев одна светская львица из хипстерской тусовки, «музеи должны быть прикольными», и выставка Славы Сизых в полной мере соответствовала этим неистовым требованиям широких масс. 

Через несколько дней Слава Сизых пришёл в музей истории Иркутска со своим братским другом, чтобы показать принадлежащую этому другу картину Славы, висящую в рамках выставки. Но ни эта, ни другие работы художника уже не висели – 1 марта выставку демонтировали, и картины стояли в зале «лицами» к стене. Возмущение художника трудно передать цензурными словами.

– Мне ничего никто не сказал, меня не предупредили, не объяснили причины, – негодует он. – Мы попытались выяснить, что случилось. Сначала служащие музея просто отмалчивались. Потом пришла директор музея и сообщила, что поступила анонимная жалоба от неких жителей города, в которой выставку обвиняли в пропаганде фашизма, наркомании, признаках экстремизма и прочих смертных грехах. И вроде выставку сняли по распоряжению управления культуры Иркутска. При этом мы посылали личные приглашения в управление культуры на открытие выставки – и никто не пришёл. Потом нас обвинили, что мы на открытии были пьяными и едва ли не в состоянии наркотического опьянения. Несмотря на то что я уже несколько лет вообще не употребляю алкоголь!

– Нам поставили условие: если кто-то будет пьяным из участников или зрителей, то открытие не состоится, – поддерживает художника Евгений Хрусталёв, музыкант группы «Серый дым». – Так что, если бы это было правдой, выставку бы закрыли ещё до открытия… 

Однако в самом музее ни возмущение, ни доводы Славы Сизых не разделяют и с ними в корне не согласны. 

– Произошло какое-то недоразумение, – разводит руками заведующий экспозиционно-выставочным отделом музея Алексей Бабичев. – Мы разрешили однодневное мероприятие, приуроченное ко дню рождения Джорджа Харрисона. Никакого договора на месячную экспозицию, как сейчас говорит Слава, мы с ним не заключали – это была устная договорённость на проведение выставки в рамках концерта. Я Славу знаю 25 лет, уважаю как художника и тоже очень люблю «Битлз». Видимо, причина недопонимания в том, что организовывала выставку какая-то посторонняя женщина, которая основное время занимается своим цветочным бизнесом. Что она наобещала Славе, я понятия не имею, и не могу за это нести ответственность… 

– Но зачем было снимать со стен хорошую и яркую выставку? Разве её проведение не в сфере интересов музея? Говорят, вы продавали на неё билеты, то есть это было и к выгоде музея… 

– Вы поймите, у нас есть строгий, утверждённый наперёд план мероприятий. Мы дали выставке время до того срока, когда пора было организовывать следующее плановое мероприятие – детскую выставку к 8 Марта. Я согласен, это не так интересно, как картины про «Битлз», но мы связаны обязательствами. А билеты продавали только на концерт…

– Вы отрицаете, что причиной снятия выставки была некая анонимка в управление культуры?

– Отрицаю. То есть про анонимку я слышал, но никакого влияния на наши действия она не оказала – это были наши внутренние причины. Саму анонимку я не видел. Была только одна недоброжелательная запись в книге отзывов, где говорилось о пропаганде фашизма, наркомании и элементах экстремизма. Но лично я ничего подобного в выставке не усматриваю, и, если Слава захочет, мы можем заключить с ним договор на проведение новой выставки. Мы открыты для сотрудничества. Более того, эта выставка была уже вторым мероприятием в рамках проекта «Битломания», первое прошло 22 ноября прошлого года и было приурочено к выходу «Белого альбома». И мы планируем ещё не одно мероприятие в рамках этого проекта. То есть я хочу сказать, что никаких идейных разногласий мы с творчеством Сизых не имеем, более того, являемся единомышленниками. 

Резюмируя, можно сказать: большого скандала из этого благодатного повода не получилось. Про-изошло досадное недоразумение, и только слегка смущает и вызывает недоумение некая анонимная «общественность», которая пытается вмешиваться в план культурных мероприятий города, наделяет себя цензорскими функциями и пытается за всех решать, что можно смотреть, а чего смотреть не надо. Хорошо, что в этот раз анонимам не удалось примазаться ко всеобщему празднику, отравить эту радость и устроить общественное выяснение личных отношений.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры