издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«В этой войне отступать нельзя»

Ответ общества на нарковызов должен быть адекватным

Если наркоситуация в регионе в прошлом году и изменилась, то незначительно. Такой вывод можно было сделать после заседания Антинаркотической комиссии в Иркутской области, на котором подводились итоги работы всех ведомств, пытающихся противостоять наркоугрозе. Правда, по данным министерства здравоохранения, число больных наркоманией в регионе сократилось за год на 12,6%. Но эта цифра, к сожалению, мало соотносится со спросом на смертоносное зелье, она свидетельствует скорее о потере доверия наркозависимых к людям в белых халатах. Радоваться снижению количества зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств на 0,5 % тоже вряд ли стоит. Ведь оно указывает на уровень профессионализма правоохранителей и изощрённость наркомафии, так что по логике – чем больше преступлений выявляется в этой сфере, тем лучше.

Достижением в противостоянии спруту, дотянувшемуся уже и до окраин региона, могло бы стать повышение цены на наркотики – это послужило бы явным доказательством успехов правоохранительных органов в перекрытии каналов поставки зелья. Увы, по сравнению с 2012 годом стоимость героина в Приангарье снизилась в среднем на 23,7%, а значит, «король» наркотиков стал более доступным для юных любителей кайфа. Цена на так называемую «травку», средства каннабисной группы, за год не изменилась, что тоже не радует. Результаты социологического исследования не менее красноречиво свидетельствуют о высокой степени доступности наркотиков в регионе: большинство респондентов заявили, что приобрести дурь «сравнительно легко» (43,4%) и «очень легко» (21,75%). 

Наиболее объективно оценить наркоситуацию в области позволяет специально разработанная методика, включающая четыре критерия: масштабы незаконного оборота и немедицинского потребления зелья,­ обращаемость за наркологической помощью и смертность от передозировок и отравлений. О результатах мониторинга доложила на заседании помощник губернатора, секретарь Антинаркотической комиссии в Иркутской области Марина Горохова. По её словам, распространённость противоправных деяний в регионе оценивается как кризисная. Нарушений закона в Приан­гарье регистрируется 548,5 на 100 тысяч населения, тогда как в среднем по России этот показатель составляет 396,6. Больше всего противоправных деяний в сфере оборота наркотиков регистрируется в Черемховском и Балаганском районах, Ангарском муниципальном образовании и городах Черемхове, Усть-Илимске, Зиме, Усолье-Сибирском и Тулуне. За наркопреступления в Иркутской области задерживают 112 человек из каждой сотни тысяч, а в среднем по России – 124. 

Наиболее объективным, пожалуй, является критерий масштабов распространения немедицинского потребления наркотиков с учётом латентности. Он рассчитывается по формуле, где значатся как число больных, зарегистрированных у нар­кологов, так и количество умерших от передозировок. В 2013-м расчёты не утешили: потребителей наркоты в регионе оказалось 1965 человек на 100 тысяч населения, что в 2,4 раза выше, чем было годом раньше. Увеличилась на 4,2% так называемая первичная заболеваемость наркоманией. Управление Роспотреб­надзора зарегистрировало почти втрое больше случаев острых отравлений наркотиками: 1160 против 401. По данным судебно-медицинской экспертизы, в прошлом году умерло по этой причине 116 наркозависимых, что на 7,4% больше, чем в 2012-м. Правда, участники заседания связывают такую печальную статистику с улучшением учёта. Но, по-видимому, система мониторинга ещё далека от совершенства. Начальник регионального управления ФСКН Алексей Зяблицкий заявил, что медики сегодня не имеют возможности установить причины отравлений и смертей, связанных с приёмом синтетических наркотиков. А именно этот вид зелья приобретает у молодёжи наибольшую популярность. Чтобы увидеть достоверную картину, необходимо закупить в муниципальные образования оборудование, позволяющее выявлять «синтетику». 

Алексей Зяблицкий предложил также меры, позволяющие оценить масштабы произрастания в регионе дикорастущей конопли. По его словам, количество очагов роста «травки» в районах часто занижается. Уже сейчас, не дожидаясь, когда объявят операцию «Мак», министерству сельского хозяйства следует начать с районами сверку участков, заросших каннабисом. «Травка» пробивается повсюду на брошенных пашнях. Например, в Усть-Удинском районе в советские годы обрабатывалось 40 тысяч, а сегодня посевы зерновых культур и кормовых трав занимают всего пять тысяч гектаров. Не удивительно, что борьба с распространением конопли сильно смахивает на борьбу с ветряными мельницами. Как заявил замес­титель министра сельского хозяйства Юрий Бажанов, в этом году количество пустующих земель в регионе должно сократиться благодаря программе «Начинающий фермер», но несущественно: вместо 400 тысяч га будет засеяно 410.

Как будет развиваться наркоситуация в текущем году? Прогноз неутешителен. В незаконный оборот поступают всё новые и новые виды психоактивных веществ, которые не найдёшь в перечне наркотичес­ких средств: власти не успевают реагировать на изменения ассортимента наркорынка. Вместе с ростом популярности марихуаны, потреб­ление которой не даёт тяжёлых клинических проявлений, доступность «синтетики» будет способствовать латентности наркомании. Смертность среди потребителей героина останется, скорее всего, высокой, ведь среди тех, кто по 7–10 лет сидит на игле, много больных ВИЧ-инфекцией, гепатитом, туберкулёзом, циррозом печени. Полку наркозависимых, видимо, прибудет из-за упорядочения системы учёта в органах здравоохранения и, главное, широкомасштабного тестирования учащихся школ, вузов, техникумов, работников техногенно-опасных производств. Новые возможности для распространения наркотиков продолжает открывать Интернет. 

Это означает лишь одно: ответ на нарковызов должен быть более адекватным. В нынешнем году нар­кополиция изъяла рекордную партию афганского героина – 43 кг, или 1 млн 200 разовых доз. Наркомафия недосчиталась при этом 500 млн рублей. На смену завершившейся в 2013-м комплексной программе профилактики злоупотребления наркотическими веществами принята очередная, рассчитанная до 2018 года. В этой войне отступать нельзя. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры