издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сблизить комедию дель арте и бурятскую культуру

  • Автор: Мария КОВАЛЬСКАЯ

Карло Гоцци не частый гость на российской театральной сцене. Последний спектакль по его пьесе был показан в театре имени Вампилова 30 лет назад. «Король-олень» – это совместный проект иркутского театра и актёрской экспериментальной школы города Порденоне. В постановке будут применены элементы традиционной комедии дель арте и практическая культура актёров иркутского ТЮЗа. Режиссёр Ферручо Меризи убеждён: это авангардная идея.

Комедия дель арте с шаманским смыслом

Художественный замысел постановки «Король-олень» близок внутреннему миру картин Марка Шагала – очеловечивание животных, изображение их с этнической энергией. Помимо гротескного отношения к животным, типичного для комедии дель арте, в спектакле много трагедии и поэзии. Весь реквизит, декорации и маски будут изготовлены в Иркутске по эскизам актрисы экспериментального театра города Порденоне Клаудии Контин. До того как начать свою работу в театре, она была художником, фото­графом и скульптором. Сейчас её особая любовь – это классические маски театра комедии дель арте, маски из кожи.

В постановке 20 героев, пять классических персонажей комедии дель арте. В подготовке примут участие два состава иркутского ТЮЗа, всего около 40 человек. Это будет спектакль в стиле готического либерти, он совместит традиции комедии дель арте с авангардом начала XX века. «Эффект, которого мы добиваемся, – отсутствие прошлого и настоящего. Мы хотим, чтобы у нас получилось время мечтаний, мы попытаемся сблизить комедию дель арте и бурятскую культуру. «Король-олень» позволяет создавать персонажи комедии дель арте с шаманским смыслом», – уверена Клаудиа Контин. 

Карло Гоцци не часто ставится на российской сцене, в иркутском ТЮЗе последний спектакль по его пьесе «Ворон» был показан почти 30 лет назад. В постановке «Король-олень» будут применены элементы традиционной итальянской школы комедии дель арте и практическая культура актёров иркутского теат­ра. Это авангардная идея, убеждён режиссёр, директор экспериментальной актёрской школы города Порденоне Ферручо Меризи. «В этот раз мы работаем с текстом, который воплощает комедию дель арте. Важно, что выбор пал на Гоцци, потому что содержание его пьес соответствует аспектам сибирской культуры – это сила природы, представления шаманов, духи персонажей. Это история приключений животных и людей. Мы попытаемся сблизить культуру иркутских актёров и традиции комедии дель арте», – рассказал на пресс-конференции режиссёр.

Театр профессионалов и благородных любителей

Комедия дель арте уходит своими корнями в XV век. Это театр масок, зафиксированных характеров, это театр, способный импровизировать. Это комедия профессионалов. В переводе с итальянского «арте» означает ремесло. «Это был театр профессионалов или благородных любителей, – считает Меризи. – Он принадлежал искусству, ремес­лу, был народным». Комедия дель арте жила до конца XIX века, а потом исчезла как живая традиция. Ремесло и искусство в Италии передавались из поколения в поколение. Умирал один арлекин, рождался другой. 

Экспериментальная актёрская школа города Порденоне благодаря интуиции Клаудии Контин создала самую живую реконструкцию исчезнувшей традиции комедии дель арте. Эта реконструкция базируется на соответствии рисунка персонажа его характеру и антропологии. Например, Арлекин – это открытая грудь: оптимизм, сила, энергия. 

Чтобы сблизиться с комедией дель арте, Клаудии пришлось на­учиться изображать всех её персонажей. «Ни один актёр комедии дель арте не выбирает своего персонажа самостоятельно. Это делает учитель или зрители. Меня «захватил» персонаж Арлекина. Впервые за 500 лет это произошло с женщиной, – вспоминает актриса, – и я не смогла этого избежать. Это очень добрый, но решительный и авторитарный персонаж. Мне повезло, что Арлекин позволяет мне играть и другие роли, даже трагические. Но он всегда хочет быть первым», – поделилась актриса. 

Объединяя культуры

Клудиа Контин:
«Я надеюсь, что после этого спектакля в Иркутске появится преемник Арлекина, который сможет самостоятельно играть данную роль после нашего отъезда»

«Профессия актёра сложная и трудная, – считает Ферручо Меризи. – Мы пытаемся найти то, что необходимо заложить в неё. В этом отношении все эксперименты, включая и совместную работу с иркутским театром, есть размышление о том, как можно общаться посредством культур. Театр объединяет культуры больше, чем музыка. Театр – это вино, имеющее долгое после­вкусие, на основе которого можно построить отношения между людьми и культурами. Чем больше мы сделаем, тем больше вероятность того, что актёр, который был на мастер-классе, поведёт за собой остальных», – уверен режиссёр. 

Театр имени Вампилова сотрудничает с коллегами из Италии более двух лет. Актриса Клаудиа Контин и режиссёр Ферручо Меризи впервые приехали в Иркутск на юбилей города. Они показали два моноспектакля – «Арлекин и его двойник» и «Жители Арлекинии», в которых Клаудиа блистала в образе Арлекина. Год спустя Иркутску был представлен ещё один итальянский спектакль – «Перерисованное поведение». Сотрудничество продолжилось, когда труппа иркутского театра приняла участие в XVI Международном фестивале «Странствующий Арлекин» в Италии. «Мы пригласили итальянских коллег провести мастер-классы, которые перерастут в постановку по пьесе Карло Гоцци «Король-олень». Премь­ера запланирована на 5 июля. Мы надеемся, что наше сотрудничество продолжится и мы обязательно сыграем в совместном спектакле», – рассказал руководитель театра Виктор Токарев.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер