издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Последний солдат

Сегодня в посёлке Тургояк в Миассе живёт один-единственный участник Великой Отечественной войны

  • Автор: Ирина МОРОЗ

«Последним солдатом великой войны» называют односельчане Геннадия Филипповича Кобелева, единственного оставшегося в живых ветерана в посёлке Тургояк. Глядя на дом, где проживает отважный воин, так и хочется по примеру гайдаровского Тимура нарисовать на воротах большую красную звезду, чтобы знали и помнили подвиг дедов и прадедов. Сотрудники предприятия «ЭнСер» (ГК «ЕвроСибЭнерго»), с которого Геннадий Филиппович ушёл на заслуженный отдых, накануне 9 Мая посетили ветерана и поздравили с Днём Победы.

Родина позвала

«Подвиг» – это мы с вами так сегодня говорим. Но 70 с лишним лет назад молоденькие, необстрелянные, неопытные красноармейцы свои фронтовые деяния подвигом не считали. Просто Родина позвала – и пошли они под пули и танки, потому что для них, простых русских людей, воевать за свою страну означало защищать мать и отца, любимую девушку, домик на краю села.

– Родился я в многодетной семье, был самым старшим… Окончил четыре класса, учиться было некогда, нужно было работать. Правда, работали за трудодни.

Началась война, в армию я призывался Караидельским районным военкоматом в 1943-м. Попал в учебку, где из нас готовили пулемётчиков. А спустя три месяца уже перебросили в город Керчь. Там как раз готовились к наступательной операции.

Освобождали Симферополь, Севастополь…Тогда полностью от Азовского до Чёрного моря за месяц прошли, Крым полностью освободили, – вспоминает Геннадий Филиппович.

Мечтал ли 18-летний колхозник Генка Кобелев, тогда уже командир пулемётного расчёта в составе 1337-го стрелкового полка 318-й стрелковой Новороссийской дивизии, о боевых орденах и медалях? Вряд ли. Ведь тогда ещё и о смерти-то толком не задумывался. По словам Геннадия Филипповича, его однополчане были очень молодыми и, быть может, до конца не понимали всей опасности – деревенским пацанам всё казалось романтикой.

Самый настоящий герой

А между тем он самый настоящий герой. На сайте «Подвиг народа.рф» в наградном листе значится весьма интересная информация: «Сержант Кобелев, командуя пулемётным расчётом, во время прорыва немецкой обороны в районе высоты Безымянная под сильным артиллерийско-миномётным огнём противника 7 мая 1944 года, выдвигаясь вперёд со своим расчётом, подавил три огневые точки противника и тем самым способствовал стрелковым подразделениям овладеть высотой Безымянная. Во время отражения контратак на высоте Горная, находясь с пулемётом в боевом охранении и отражая многочисленные атаки противника, убил 20 гитлеровцев, был тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь. За мужество, проявленное в боях с немецкими захватчиками, тов. Кобелев удостоен награждения орденом Отечественной войны I степени».

Уничтожил три пулемёта

Как известно, наступление советских войск по освобождению Крыма от фашистских захватчиков проводилось в апреле-мае 1944 года силами 4-го Украинского фронта, отдельной Приморской армии, Черноморского флота и Азовской военной флотилии. В составе отдельной Приморской армии как раз и находилась 318-я стрелковая дивизия, действовавшая на керченском плацдарме в направлении главного удара.

После керченских боёв нашего земляка наградили медалью «За отвагу», подтвердив его заслуги следующим образом: «Командир пулемётного расчёта 2-го стрелкового батальона сержант Кобелев Г.Ф. во время боя 5 апреля 1944 года, прикрывая правый фланг наступающей группы, проявляя мужест­во и геройство, не считаясь с артиллерийско-миномётным огнём противника, уничтожил три станковых пулемёта противника и расчёт с ручным пулемётом».

В ходе дальнейшего наступления советские войска отбили Феодосию, Симферополь, Евпаторию, Судак и Алушту, вышли к Севастополю и после тяжелейших боёв 9 мая 1944 года очис­т­или его от фашистов.

Крымская операция по разгрому 17-й немецкой армии была осуществлена в течение 35 дней, из них штурм Севастопольского укреплённого района занял всего семь дней.

Повар жив, каша – вдрызг

Геннадий Филиппович с боями прошёл Польшу, Чехословакию, добрался до Германии. На нашу просьбу вспомнить что-то хорошее о войне усмехнулся:

– Да ничего там хорошего не было. Правило такое: если ты первым не убьёшь врага, значит, он тебя убьёт. Хотя… Были, конечно, минуты затишья, гармошка играла, девушки-телефонистки, радистки, медсёстры пели. Радовались мы письмам и посылкам из дома, куда родные клали носки, варежки, курево. Радовались обеду – а кто ему не рад? Однажды во время обеда бомба попала прямо в котёл с кашей. Лошадь жива, повар целёхонек, а каша – вдрызг… 

А вот День Победы пехотинец Кобелев встретил в Германии.

– Помню, двигались мы ночью где-то в Германии, город не помню, – рассказывает Геннадий Филиппович. – 

И вдруг передают новость, что войне пришёл конец. Очень обрадовались, шапки долой, стрелять в воздух начали. После войны я ещё три года служил, домой вернулся только в 1948 году. Службу нёс на Украине, в Закарпатье. После демобилизации приехал в Миасс, здесь у меня родственники жили, устроился работать на автозавод.

После войны Кобелев обосновался в Тургояке – благо в Михеевке жили его тётки и дядья. Построил дом, обзавёлся семьёй, полсотни лет отработал на градообразующем предприятии.

Нет сегодня рядом любимой жены, но ветеран не одинок: у него трое детей, шестеро внуков и семь правнуков (восьмой на подходе), а значит, жизнь продолжается.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры