издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Не выставлялась с 1947 года»

Иркутские реставраторы восстанавливают картину, которая пролежала в свёрнутом виде более 65 лет

Более шести десятков лет эта картина провела на валу – в свёрнутом состоянии. В списке исторических полотен известного советского художника Гавриила Горелова она известна под названием «Ведут псов-рыцарей во Псков». В последний раз полотно демонстрировалось в 1947 году на выставке в Москве. И сразу же после этого было увезено в Иркутский областной художественный музей. С тех пор его никто не видел. И вот осенью прошлого года картина размером два на четыре метра попала в руки реставраторов. Средства на реставрацию выделил фонд «Иркутский меценат». Если всё будет удачно, то осенью 2014 года картина впервые за 67 лет предстанет перед зрителями.

– Картина находится в работе, сейчас она под профзаклейкой, – сразу предупреждает заведующая реставрационной мастерской Иркутского областного художественного музея Светлана Тютикова. Перед нами огромный стол, на котором лежит картина, покрытая папиросной бумагой. Конечно, разглядеть полотно, пока не сняли бумагу, нельзя. Но впечатляют сами размеры картины – четыре на два метра. В реставрационной мастерской ИОХМ, конечно, бывали крупные полотна, но вот такого размера – впервые. «У нас небольшой операционный стол, в длину, к примеру, около трёх метров с небольшим, – говорит Светлана Тютикова. – Пришлось его надстраивать, наращивать и по горизонтали, и по вертикали специально под это полотно». 

Картины реставраторы иногда называют «пациентами». Этот пациент простоял на валу, в свёрнутом виде, более 65 лет. «Полотно – работа известного советского художника, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Сталинской премии, ученика Ильи Репина Гавриила Горелова. Картина называется «Ведут псов-рыцарей во Псков», – рассказала главный хранитель Иркутского областного художественного музея Анна Парфёненко. – Художник написал её в 1947 году на волне патриотического подъёма после победы в Великой Отечественной войне. Это своеобразная перекличка между событиями древней истории и современностью. Тогда же, в 1947 году, картина была показана на выставке в Москве и сразу же после этого отправилась в Иркутск, в наш музей. Транспортировать её в натянутом виде было невозможно из-за размеров, полотно приехало на валу и с тех пор хранилось в таком виде». 

Это единственная работа Гавриила Горелова, хранящаяся в ИОХМ. Попала она в Иркутск благодаря усилиям удивительно человека – тогдашнего директора музея Алексея Фатьянова. В те годы он очень активно занимался комплектованием музейной коллекции, причём особое внимание уделял работам современных авторов. У директора был безупречный художественный вкус, он много ездил по выставкам, отбирая лучшие картины для иркутской коллекции. «Вы знаете, что первый вариант знаменитой картины Аркадия Пластова «Ужин трактористов» хранится именно в ИОХМ? – улыбается Анна Парфёненко. – Сначала благодаря Алексею Фатьянову она поступила в музей, а уже потом, участвуя в международных и советских выставках, получила заслуженную славу. И вот тогда Аркадий Пластов сделал повторение этой картины, и это полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее. Обстоятельства были такими – после выставки в Америке наша, иркутская картина, попав под дождь, сильно пострадала. В её реставрации принимал участие сам Пластов, и вот тогда он и сделал повторение своей работы. Третьяковка впоследствии не прочь была получить первоначальную картину, но полотно уже принадлежало нашему музею. Со всесоюзных выставок в те годы мы получили довольно много работ ведущих советских художников, в том числе и работу Горелова «Ведут псов-рыцарей…». 

Это единственная работа Гавриила Горелова, хранящаяся в ИОХМ

Алексей Фатьянов увидел это полотно на выставке в Москве и обратился в Министерство культуры с запросом о передаче картины Иркутскому художественному музею. Так картина отправилась из Москвы в Восточную Сибирь. К сожалению, ей пришлось провести почти семь десятков лет в свёрнутом состоянии. Для того были веские причины. «В те годы у музея не было даже вот этого здания на улице Ленина, в котором мы сейчас находимся, – говорит Анна Парфёненко. – Он находился в здании на Карла Маркса, 23. Не было помещения, чтобы выставить такое крупное полотно, не было и реставраторов, которые бы смогли развернуть картину с вала с минимальными повреждениями и сделать очень тяжёлую и сложную работу – натянуть её на подрамник. Не все реставраторы имеют допуск до реставрационных процессов, связанных с работой по большим полотнам. Прошли десятилетия, прежде чем мы смогли подойти к этому полотну и начать работу с ним».

– Мало кто помнил, что было изображено на этой картине, фотографий поступающих в музей произведений искусства в 1947 году не делали, а сама картина не выставлялась, – продолжает главный хранитель музея. – И вот мы развернули картину, увидели, что работа очень достойная. Яркий пример современного монументального искусства, образец соцреализма, причём в очень хорошем смысле этого слова. Безусловно, работу нужно показать зрителю, и вот сегодня наши реставраторы активно занимаются, можно сказать, «возвращением к жизни» картины Гавриила Горелова. 

Сюжет картины таков – пленных псов-рыцарей, уцелевших после Ледового побоища, вводят в городские ворота Пскова. Эта тема, связанная с победой Александра Невского, как нельзя лучше пересекается с битвой за Псков в 1944 году. Тогда военный совет 42-й армии выпустил специальную листовку «Освободим Псков от фашистского ига» с обращением к бойцам и офицерам. «Славные воины нашей армии! – говорилось в ней. – Вы находитесь на подступах к крупному административному центру Ленинградской области, важному узлу железных дорог – городу Пскову. Перед вами старинный русский город, прославивший себя многовековой героической борьбой против немецких захватчиков. Наши предки, псковитяне и новгородцы, руководимые Александром Невским, в 1242 году разбили на Чудском озере немецких псов-рыцарей. Это «Ледовое побоище» навсегда прославило силу русского оружия…». 

К сожалению, сфотографировать такое большое полотно у реставраторов не получилось. Есть лишь отдельные фото фрагментов картины, которые позволяют судить, насколько сложна она композиционно, но вместе с тем гармонична. На снимках видны фигуры пленных рыцарей в рогатых шлемах, лица победителей. «Художник очень серьёзно подошёл к задаче, он исторически верно воспроизвёл костюмы, различные атрибуты воинов, – говорит Анна Парфёненко. – Несмотря на сложное композиционное построение, обилие персонажей, всё приведено к цветовому и эмоциональному единству. Горелову хорошо удалось передать радость победителей. Хотя картина историческая, переданы живые эмоции людей, живших веками позже, – победителей в Великой Отечественной войне». «Основная масса персонажей на картине изображена со спины, люди идут в ворота, но кто-то оборачивается, видны лица, – добавляет Светлана Тютикова. – И вся эта композиция очень живая. Всё присутствует – и лязг металла, и голоса народа. Это очень хорошо ощущаешь».

Над картиной работают четыре реставратора. Сама Светлана Тютикова, старейший, опытный реставратор Галина Муравьёва, им помогают молодые специалисты Елена Боброва и Елена Кочетова. «Реставрация такого большого полотна – очень длительный и затратный процесс, – говорит Анна Парфёненко. – Музей эту работу самостоятельно осилить не может. Именно поэтому мы обратились и к благотворительному фонду «Иркутский меценат», и к министерству культуры Иркутской области, для того чтобы они помогли финансово. Требуются средства не только на реставрацию, но и на изготовление подрамника. Кроме того, нужны различные материалы, препараты, чтобы привести в порядок полотно». 

Со старыми картинами всё очень непросто, говорит Светлана Тютикова. «Когда вы приходите в больницу, на вас заводят карточку. Здесь так же: поступила картина, появляется и карточка, в которой указываются время поступления, состояние, бывший хозяин. И какое «лечение» требуется. Всю рецептуру реставрационную тоже заносят в карту по стадиям», – говорит она. «Псов-рыцарей» сняли с вала осенью прошлого года. С тех пор картина находится «на лечении». «Прежде чем начать реставрацию, мы описали состояние картины до неё, сделали фотографии, – говорит Светлана Тютикова. – Без фотофиксации мы не имеем права приступать к работе. Фотографировать мы будем её и в процессе, и на завершающем этапе». «Чёткая фиксация всех реставрационных процессов необычайно важна, – добавляет Анна Парфёненко. – У нас есть картины с паспортами 1940–1950-х годов. Прежде чем приступить к реставрации, современные специалисты должны посмотреть, а что же реставраторы прежних поколений с картиной делали, какие материалы использовали. Потому что от этого зависит набор дальнейших действий, поскольку материалы могут быть несовместимы».

«Ведут псов-рыцарей» – яркий образец соцреализма
в хорошем смысле, считает хранитель музея Анна Парфёненко

Сейчас картина закрыта папиросной бумагой на рыбьем клее. Это защищает её от случайностей, которые могут произойти при укреплении полотна с оборота. «В рыбий клей входит, собственно, сам осетровый клей, в качестве пластификатора используется чистый мёд, в качестве антисептика – пента-хлорфенолят натрия, – перечисляет Светлана Тютикова. – Это нужно, чтобы в полотно не внедрялась плесень. Кроме того, идёт защита от агрессивной внешней среды». У полотна очень узкие кромочки, поэтому реставраторам предстоит увеличить их, подвести новый холст. Огромный объём работы предстоит и по укреплению красочного слоя. Не меньше забот и с художественной реставрацией. В местах утраты красочного слоя и холста будут подводиться заплатки, проводиться тонирование. За десятилетия на картине образовался слой грязи. Светлана Тютикова показывает снимок части картины с необычайно ярким пятном – этот участок уже очищен от грязи с помощью коктейля растворителей. «Надеемся, что часть загрязнения уйдёт после снятия профзаклейки. Это пастозная техника живописи, корпусные мазки…. Придётся проводить довыборку поверхностного загрязнения. Будем смотреть, что с лаковой плёнкой: где-то она может побелеть, где-то произойдёт деструкция. Придётся провести её регенерацию и, возможно, выравнивание. Тогда краски заиграют, проявится колорит, задуманный автором. Мы ощущали, насколько картина «болеет», когда снимали полотно с вала – было очень много мелких осыпей, травматического кракелюра. Красочный слой, как бы мы осторожно ни обращались с картиной, трескался. Сеть кракелюра на картине должна быть укреплена, чтобы не было казусов при натяжке и дальнейшей реставрации. Работать с таким большим полотном, которое более 65 лет находилось без подрамника, – это свои особенности и трудности. Ведь холст «привык» к свёрнутому состоянию. Самая ответственная и важная работа – это натяжка на подрамник. Нужно ни сантиметра не перетянуть и не недотянуть. Ведь на основе – грунт, красочный слой, лак, и всё это будет по-особому реагировать на натяжку». Специально для этого полотна реставраторы заказали новые щипцы для натяжки. Те, что использовалось до этого, слишком малы, а работу надо сделать технически безупречно. 

К работам такой сложности привлекаются только очень опытные реставраторы. Светлана Тютикова и Галина Муравьёва – реставраторы с 35–40-летним стажем. Это высококлассные специалисты, они тарифицированы и допущены к такой сложной реставрации. Работа по сложности сродни работе хирурга. «Наши инструменты тоже похожи на хирургические, – говорит Галина Муравьёва. – Используются зубодеры, скальпели, шприцы…» «Да, и шприцы тоже,– подхватывает Светлана Тютикова. – В основном они применяются для ликвидации вспучивания красочного слоя. Шприцом мы вводим в пузырь клейкое вещество и осторожно, с помощью тёплых компрессов и растворителей укладываем вспучивание назад на грунт. 

Бывает, легонько касаешься пальцем пузыря, а он уже покракивает – кр-кр-кр, как карамелька. Не дай бог сильнее надавить – потрескается. И вот как сделать, чтобы он не растрескался, как уложить его на место? Стоишь, колдуешь над ним, уговариваешь его, укладываешь. Работа очень непростая». 

Картина Гавриила Горелова – один из многих артефактов, которые пока скрыты в фондах областного художественного музея. Музей часто сравнивают с айсбергом – наверху, в экспозиции, малая часть, а всё основное – в фондах. В собрании ИОХМ хранится около 22 тысяч произведений искусства, выставляется от силы 10%. «Конечно же, многие произведения, хранящиеся у нас, достойны того, чтобы выставляться, – говорит Анна Парфёненко. – Что-то появляется на отдельных выставках, а что-то нельзя показать зрителю, не проведя реставрацию. А для этого нужны средства и время. Кроме реставрационных работ у музея ещё очень много проблем, которые нужно решать. Именно поэтому семь лет назад и был создан фонд «Иркутский меценат» специально для поддержки инициатив ИОХМ. И такая адресная целенаправленная помощь даёт положительный результат. К примеру, фонд помогает знакомить жителей Иркутской области с сокровищами музея. Мы возим выставки в Саянск, Жигалово, Магистральный, Ангарск и другие города». 

В ИОХМ надеются, что основная реставрация полотна будет завершена к 4 ноября, Дню народного единства. Этот день в качестве даты отсчёта «второй жизни» забытого полотна предложил министр культуры и архивов Иркутской области Виталий Барышников. «4 ноября мы выставим картину, проведём торжественную презентацию, но гарантии, что реставрация будет полностью закончена, нет, – подчеркнула Анна Парфёненко. – Через какое-то время всё равно нужно будет уточнять тонировки, доводить какие-то мелкие детали». За старыми картинами, как за пожилыми людьми, нужен постоянный уход. Потому реставраторам ещё долго предстоит наблюдать за этим удивительным «пациентом» размером два на четыре метра. 

Фото Дмитрия ДМИТРИЕВА, из архива ИОХМ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры