издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Афера с размахом

Уголовное дело о мошенничестве с недвижимостью, рассмотренное недавно Свердловским районным судом Иркутска, поражает размахом деятельности его главной героини. 50-летняя Ольга Данилова в течение нескольких месяцев 2010 года успела провернуть огромный объём всяческих махинаций, похитив у клиентов возглавляемого ею агентства «Мир недвижимости» более миллиона рублей. При этом она не только обманула покупателей квадратных метров, вынув деньги из их карманов, но и попыталась кинуть почти на шесть миллионов рублей реальных собственников недвижимости, переоформив права на неё в пользу третьих лиц. Помощниками в этих аферах стали сотрудники БТИ города Иркутска, районной администрации и управляющей компании «Вампиловский». Впоследствии некоторые из них лишились места, но ни один не был привлечён к ответственности: следственные органы сделали вывод, что должностные лица, как обычно, «добросовестно заблуждались» относительно законности собственной деятельности.

Жильё за бесценок

В 2010 году директор ООО «Мир недвижимости» решила провернуть операцию по продаже так называемых «колясочных» – подсобных помещений, которые предусмотрены в многоквартирных домах и являются общей долевой собственностью владельцев жилья. Идея была, мягко говоря, не новой: «колясочные» по всему городу сдавались в аренду или приватизировались. Найти подсобки, которые ещё никто не успел захватить, помогла директор ООО «Вампиловский» Р. Хайбулова. Руководитель организации, обслуживающей жилищный фонд, заключила с Даниловой выгодное соглашение. Риелтор поспособствовала руководителю коммунальной службы оформить в личную собственность квартиру на Синюшке, а взамен получила список «колясочных» в микрорайоне Первомайский. В списке оказалось десять нежилых помещений, все они размещались в пятиэтажном доме № 9 по улице Мамина-Сибиряка. В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ хозяевами этих подсобок являются владельцы квартир – администрация города Иркутска и 49 физических лиц. Каждая «колясочная» занимает около 14 квадратных метров площади и стоит 586 тысяч рублей. Таким образом, рыночная цена общего долевого имущества жильцов дома выливается в кругленькую сумму – почти шесть миллионов рублей.

Ольга Данилова скостила своим клиентам реальную цену в шесть раз, предлагая купить помещение типа кладовки – с окном и отоплением, но без воды и канализации – за 150 тысяч рублей. Зато вырученные за чужое имущество деньги она собиралась положить в свой собственный карман. Найти покупателей на жильё за такую бросовую цену оказалось несложно. Жить в «колясочных» почли за счастье мало­имущие, остро нуждающиеся в крыше над головой люди. Для молодого специалиста с зарплатой 17 тысяч рублей или пенсионеров, желающих отделиться от взрослых детей, даже эта сумма была огромной, большинству клиентов пришлось оформлять кредиты в банках. Судя по всему, они не сомневались, что станут настоящими собственниками пусть маленьких, но всё же жилых помещений и крышу над головой обретут вполне законным путём. Оснований не доверять обещаниям Ольги Даниловой, опытного риелтора и женщины в возрасте, у них не было. 

Потерпевшими по уголовному делу стали также люди, которые в силу своего служебного положения должны были понимать, что им предлагают участвовать в незаконной сделке: специалист БТИ, работница ООО «Западное управление ЖСК», директора управляющих компаний «Майское» и «Вампиловский», сотрудник органов внутренних дел. Но все они предпочли не вникать в юридические тонкости, когда представилась возможность купить помещение в жилом доме за бесценок. Тем более жилплощадь всегда можно перепродать с выгодой. С этой целью одну из «колясочных» Данилова оставила для своей дочери. 

Свои люди, сочтёмся

Получив с клиентов 1,075 миллиона рублей за якобы жилые помещения, директор риелторской конторы озаботилась тем, как придать своей афере видимость законности. Изготовить подложную техническую документацию на кладовки, проданные как квартиры, для энергичной предприимчивой женщины тоже не стало большой проблемой. Риелтор со стажем имела в нужных кругах знакомых должностных лиц, всегда готовых оказать услугу. В МУП «Бюро технической инвентаризации г. Иркутска» ей на помощь пришли техник и чиновница рангом повыше, которая в знак благодарности получала одну из «колясочных» для сына. Естественно, мама позаботилась о том, чтобы «подарок» был оформлен как жилое помещение. Так появились на свет десять липовых технических паспортов. К каждому был приложен так называемый абрис – документ, отражающий фактическое состояние объекта недвижимости и дату его обследования. Кладовки в этих бумагах выглядели как вполне приличные квартирки с обоями на стенах и линолеумом на полу, оборудованные санузлами и мойками. Под фальшивыми паспортами, изготовленными Т. Загузиной, стояли подписи начальника производственного отдела О. Харьковенко и руководителя БТИ г. Иркутска Р. Киевской, скреплённые оттиском печати МУП. 

Следующим шагом риелтора стало оформление договоров найма жилых помещений между администрацией города и каждым из своих клиентов. Это было необходимо, чтобы в дальнейшем получить возможность приватизировать «колясочные». Надо ли говорить, что в комитете по управлению Свердловским округом администрации города у Даниловой тоже имелся свой человек. Начальник сектора учёта и предоставления жилья Р. Преловская поверила (или сделала вид), что кладовки в доме по улице Мамина-Сибиряка выделены работникам ЖКХ, которые там фактически проживают. И заполнила бланки договоров найма, проставив даты их заключения задним числом. Только нести эту липу на подпись к начальнику постеснялась. Почерковедческая экспертиза позднее показала, что нужную подпись изготовили «либо копированием на просвет, либо проекционным способом». Возможно, Ольга Данилова справилась с этой задачей сама.

Раз фальшивка, два фальшивка

Фальшивых подписей и печатей в материалах этого уголовного дела вообще хватает. Право собственности липовых нанимателей «колясочных» (по документам – муниципальных квартир) Даниловой предстояло оформить через суд, но женщину это не остановило. Исковые заявления ей помогла составить главный специалист юридического отдела комитета по управлению Свердловским округом администрации Иркутска П. Кулешова, которая по стечению обстоятельств тоже находилась в доверительных отношениях с директором «Мира недвижимости». К пяти исковым заявлениям были приложены подложные договоры найма и недействительные технические документы. Введённый в заблуждение суд, руководствуясь законом, принял решения об удовлетворении требований истцов. Так за фальшивыми нанимателями было признано право собственности на фальшивые жилые помещения. Ещё пять решений Свердловского районного суда Ольга Данилова изготовила то ли сама, то ли с помощью кого-то из своих многочисленных знакомых – специалистов на все руки. Подложных правоустанавливающих документов было даже шесть: в одном судебном акте выявилась техническая ошибка, и риелтор остереглась возвращать её служителям Фемиды, а «устранила» сама, создав фальшивку. Заключением эксперта установлено, что клише печати суда, оттиск которого украсил подложные решения по гражданским делам, изготовлено в специализированном штемпельно-гравёрном предприятии. 

Не прошло и года, как пакеты подложных документов попали на руки клиентам Ольги Даниловой, и введённые в заблуждение сотрудники Управления Росреестра по Иркутской области зарегистрировали на обманутых людей право собственности на недвижимое имущество, уже имевшее законных хозяев. После чего в заблуждение были введены ещё и сотрудники Федеральной миграционной службы, поставившие в паспортах штампы о прописке в несуществующих квартирах. 

Потерпевшие рассказывали в судебных заседаниях, как, оформив все документы, приехали посмотреть свои «квартиры», но попасть в них не смогли: все помещения были заняты под кладовки, и их владельцы устроили «захватчикам» скандал. Жильцы дома № 9 по улице Мамина-Сибиряка направили в полицию коллективную жалобу, требуя установить и привлечь к уголовной ответственности виновного в незаконной приватизации принадлежащих им кладовок. Директор ООО «Мир недвижимости» Ольга Данилова оказалась под стражей. 

Свердловский районный суд Иркутска признал доказанной её вину в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Потерпевшими от её деятельности признаны и клиенты, каждый из которых потерял по 150 тысяч рублей, так и не став хозяином жилплощади; и собственники квартир в доме № 9 по улице Мамина-Сибиряка, чуть было не лишившиеся общего имущества стоимостью почти в шесть миллионов рублей.

Ольга Данилова, наделавшая весь этот переполох, наказана условным лишением свободы сроком на пять лет и освобождена от наручников в зале суда. Женщина, которой пошёл шестой десяток лет, признала свою вину и раскаялась. Сейчас она не работает, живёт на пенсию, имеет на иждивении сына – инвалида детства. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры