издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ограбление по-иркутски

Рука Фемиды дотянулась до разбойника через шесть лет после преступления

Свердловский районный суд Иркутска вынес приговор последнему участнику разбойничьей шайки, совершившей нападение на кассиров ООО «ФД Иркутск» в 2008 году. Трое подельников Виталия Прокопенко уже успели отсидеть больше половины назначенного судом срока, когда оперативники вышли на его след.

Объявленный в федеральный розыск 29-летний разбойник не сильно-то и скрывался: как выяснилось, он продолжал жить в родном городе Ангарске. Фамилию не менял, пластическую операцию не делал. Работал монтажником в ООО «АнгараСпецстрой», поддерживал отношения с матерью. Виталий, конечно, знал, что трое его друзей уже заняли причитающиеся им места на нарах, и со дня на день ожидал, когда же придут за ним. Дождался, наконец. 

Подсудимый признал свою вину в групповом преступлении в полном объёме. Запираться не было никакого смысла: Свердловский районный суд возвращался к обстоятельствам совершения этого разбойного нападения уже в третий раз. Виталия Зиндяева и Евгения Скоробогатова оперативникам удалось задержать вскоре после разбоя, брат Скоробогатова год находился в бегах, пока и его не заключили под стражу. 

Виталий Прокопенко ещё раз подтвердил факты, о которых Фемиде уже было известно. Всё началось с того, что Евгений Скоробогатов, несколько лет работавший торговым представителем ООО «ФД Иркутск», уволился из компании. И рассказал брату и друзьям-соседям, как много денег его бывшие коллеги, развозившие по торговым точкам Ангарска табачную продукцию, сдавали в кассу. Особенно по пятницам, когда магазины и киоски делали запас сигарет, опасаясь перебоев в продажах в предстоящие выходные. 

Руководитель торгового дома считал, видимо, что его бизнес в безопасности. Ведь миллионы рублей ежедневно отправлялись в банк через инкассаторов, а территория предприятия находилась под присмотром сотрудников агентства «Желдорохрана», чей девиз – «Надёжно. Профессионально». Над этим рекламным слоганом в компании, бывало, подшучивали. На въезде на территорию ООО «ФД Иркутск», например, дежурили пенсионеры. Дедок с бабусей явно не ожидали подвоха от тех, кто желал подъехать на машине поближе к конторе, и гостеприимно открывали трос-шлагбаум перед любым транспортным средством. Автомобили сновали туда-сюда целыми днями, по вечерам сотрудники «ФД Иркутск» разъезжались по домам на такси за счёт компании. 

Четверо друзей никогда прежде не увлекались криминалом, но уж больно заманчивой показалась идея взять деньги, которые плохо лежали и сами просились в руки. План хищения, разработанный разбойниками, был прост и смел: нарядиться инкассаторами и забрать приготовленную для сдачи в банк выручку. Проникнуть в помещение кассы оказалось легче лёгкого. Сотрудники Сбербанка приезжали за деньгами всегда в одно время – в начале десятого вечера. Разбойники опередили их на 10 минут. К офису они подъехали, правда, не на бронированной машине, а на обычной иномарке, которую украсили шашечками такси. «Профессионалы» из «Желдорохраны», как всегда, открыли шлагбаум, не смутившись тем обстоятельством, что машина с логотипом такси не имеет почему-то государственного номера, а все её стёкла затемнены. Женщины-кассиры доверчиво открыли запоры, установленные на двери, молодым людям, одетым в камуфляж, бронежилеты и чёрные маски. Это были Прокопенко и Зиндяев, во­оружённые пистолетом и электрошокером. Всего несколько минут понадобилось парням, служившим в армии в горячих точках, чтобы под дулом пистолета и с применением электрошокера заклеить скотчем рты, связать ноги и стянуть пластиковыми фиксаторами руки жертв. Два мешка с деньгами стояли возле двери, приготовленные для инкассаторов. 

Один из братьев Скоробогатовых ожидал подельников в «такси», другой – в автомобиле, находившемся за территорией торгового дома, на улице Воронежской. Свои действия разбойники согласовывали, установив на сотовых телефонах режим конференц-связи. Они пользовались при этом сим-картами, купленными в салоне «Сота Ангарск» по чужому паспорту. Был момент, когда разбойники засомневались в успехе криминальной операции: при выезде с территории дорогу «такси» загородила машина «Желдорохраны». Очередной «профессионал» из охранного агентства явился проверять, как несут службу его подопечные бойцы. Однако, услышав громкий требовательный сигнал клаксона, охранники быстренько убрали с пути разбойников служебную машину. 

Уже через пару минут по рации пришло сообщение о нападении на офис ООО «ФД Иркутск». Кассиры к тому времени пришли в себя, развязались и позвонили в полицию, не забыв нажать кнопку вызова ведомственных охранников. Но вместо того, чтобы кинуться в погоню, сотрудники «Желдорохраны» отправились в офис узнавать, что случилось. Тогда и догадались, что преступники приезжали на машине, закамуфлированной под такси. 

Тем временем разбойники были уже далеко. Вместо Сбербанка, который в обычное время направил своих инкассаторов за деньгами в бронированном автомобиле, «такси» подъехало к мусорным бакам неподалёку от места преступления. Там и машина, и её пассажиры освободились от камуфляжа. В районе Ангарского моста инкассаторские сумки полетели в реку, а деньги перекочевали в обычный поли­этиленовый мешок. Его закопали в сугроб, пометив место покрышкой от запасного колеса. Позднее братья Скоробогатовы перевезли этот мешок в свой гараж. В распоряжении разбойников оказалось около трёх миллионов рублей.

Но воспользоваться ими Прокопенко не удалось. Уже через месяц Евгений Скоробогатов и Виталий Зиндяев писали операм явки с повинной. Кассиры без труда опознали молодого человека, державшего их под прицелом, пока его товарищ связывал им конечности и заклеивал рты. И подтвердили, что Евгений Скоробогатов, уволившийся из фирмы накануне разбоя, обслуживал 70 торговых точек Ангарска, ежедневно сдавал большую выручку и был неплохо осведомлён о количестве денег в кассе и порядке их инкассации. Жертвам разбоя повезло – они отделались синяками, не причинившими вреда здоровью, как показали результаты судмедэкспертизы. По приговору Свердловского районного суда в марте 2008 года Виталий Зиндяев получил 7 лет 9 месяцев колонии строгого режима, Евгений Скоробогатов наказан 9 годами лишения свободы. Через полтора года вслед за братом на такой же срок отправился за колючую проволоку и Андрей Скоробогатов.

Виталий Прокопенко в судебном заседании сказал, что, узнав об аресте друзей, думал пойти в милицию и написать явку с повинной, но не решился. Однако полное признание вины, раскаяние, отсутствие в прошлом судимостей, положительная характеристика с работы были учтены ветерану боевых действий при назначении наказания в качестве смягчающих обстоятельств. Молодой человек признан виновным в разбое, совершённом группой лиц по предварительному сговору с угрозой применения к потерпевшим опасного для жизни насилия, а также предметов, используемых в качестве оружия, в целях завладения имуществом в особо крупном размере (п.«б» ч. 4 ст. 162 УК РФ). Впереди у него назначенные судом восемь лет колонии строгого режима. Между тем подельники подсудимого уже считают дни до освобождения. Как говорится, раньше сядешь – раньше выйдешь.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры