издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Самовозгорание вполне возможно»

Конный центр Фонда Тихомировых приходит в себя после пожара

Неделю назад в Конном центре Фонда Тихомировых произошло ЧП – загорелся 30-тонный зарод сена. Пожар был вовремя замечен, на его тушение кинулись и сами работники центра, и соседи, и пожарная охрана. К сожалению, сгорела треть годового запаса сена. К счастью, никто не пострадал, все люди и кони живы и здоровы.

Запах гари, горький и сложный, до сих пор окутывает конный двор. Выветриваться он будет ещё долго, очень уж прилипчивый и стойкий аромат. Поражённый огнём зарод сена несколько дней разбирали, частями выносили за пределы усадьбы и там постепенно сжигали. Увы, пропахшее дымом сено ни лошади, ни коровы, ни козы есть не будут, это испорченный для них продукт. 

Что произошло, до сих пор до конца неясно. Есть только факт – в ночь на 18 августа в половине первого ночи сено неожиданно вспыхнуло. 

– Наше предположение – самовозгорание, – рассказывает Ольга Тихомирова, директор фонда. – Такое бывает, когда внутрь рулона сена (а они очень плотные) попадает влага. Начинает образовываться плесень, которая нагревается и вырабатывает тепловую энергию. Учитывая сильную жару, стоявшую последнее время, да ещё тот факт, что сено закрыто сверху плёнкой, самовозгорание вполне возможно. Аналогичным образом воспламеняются и торфяные болота. 

При первых признаках пожара заволновались, затопали лошади, рабочие и конюх выскочили на улицу и увидели пламя. Одновременно с ними на пожар отреагировал и сосед. Именно благодаря быстрому обнаружению пожара и оперативным слаженным действиям удалось предотвратить распространение пламени.

– Был ли заранее разработан алгоритм действий на случай такой ситуации?

– Конечно, ведь у нас деревянные постройки. Всё предусмотрено – пожарная сигнализация, есть резервуары с водой, есть фирма, которая контролирует нашу пожарную бе-зопасность. Ближайшая пожарная охрана находится в Хомутово, они тоже быстро приехали. Пожар помогали тушить и местные жители. В деревнях издавна так – пожары тушат сообща. 

Первый шок быстро прошёл. И мысли, что пришли в голову после первого ужаса, –  как хорошо, что пожар не перекинулся на соседний зарод, на строение рядом, это же дикое везение. И ветра не было, и из людей и животных никто не пострадал. А материальные потери всегда восполнимы. 

К сожалению, это не первый пожар в опыте Тихомировых. Давным-давно, когда занятия с детьми проводились ещё при Доме-музее Волконских, случился пожар в соседнем деревянном доме. Огонь чуть не перекинулся на конюшню. Но музейные работники быстро сориентировались и вывели лошадей, уберегли их от огня. 

Заготовка сена – это серьёзная плановая работа, от которой, по сути, зависит жизнь конного центра:

– В этом году довольно удачно процесс проходил. С сеном у нас всегда была большая проблема, потому что товарного производства сена гарантированного качества, к сожалению, в Иркутске нет. Поэтому всегда возникали вопросы с ценой, качеством, количеством. Но два года назад мы нашли хорошего поставщика, который привозит нам из Качугского района основную массу сена. Мы нашли хорошее взаимопонимание, он нормально реагирует, если нас не устра­ивает качество сена, сразу же его меняет. Сено привозится фурами, и в этом году он начал довольно быстро его привозить, в августе было складировано уже 30 тонн. У нас есть ветеринарный врач, который контролирует качество корма, осматривает его, сено хорошего качества сразу складируется, и конкретно этот зарод был полностью готов к зимовке. 

Сгорела треть годового запаса сена. Иркутяне активно предлагают фонду свою помощь

К сожалению, сгорела третья часть годового запаса сена, 100 тонн. Кстати, каждая лошадь ­съедает­ 10 килограммов сена в день, то есть на год ей необходимо 3 тонны 650 килограммов. В рацион входит и овёс, но сено – это основной продукт. От питания лошади зависят её работоспособность и здоровье, любое нарушение рациона приносит с собой кучу проблем, в том числе и ветеринарных, а это – дополнительные расходы на лечебные препараты. В свою очередь, спортивная работа и иппотерапия напрямую зависят от того, насколько лошадь благополучна. Так в конечном счёте на сено оказывается завязан и человек. 

– Люди в этой ситуации проявили себя наилучшим образом, – считает Ольга Тихомирова. – Всю ночь наш коллектив сначала тушил пожар, потом растаскивал сгоревшие снопы. А наутро ведь был ­обычный рабочий день, надо было работать. Ещё очень порадовали наши отзывчивые земляки – телефон буквально не умолкает, люди звонят, хотят помочь, предлагают и деньги на покупку нового сена, и само сено. Говорят же, что нет худа без добра. И было радостно и приятно видеть, как люди проявляют себя с самой лучшей стороны.

Ольга Тихомирова утверждает,
что люди во время пожара проявили себя с лучшей стороны

На сегодня в конном центре Фонда Тихомировых содержится 30 лошадей, в том числе и лошади высокой стоимости и определённых спортивных качеств. Каждый день проходят занятия иппотерапией, спортивные тренировки, обучение верховой езде. Кстати, иппотерапия (реабилитация детей посредством лечебной верховой езды) пока осуществляется за счёт спонсоров. Сегодня занимается около 60 детей, а очередь расписана на два года вперёд. Если программа по иппотерапии выйдет на государственный уровень и получит финансовую поддержку, то помочь можно будет большему количеству детей. Наиболее распространённое показание для иппотерапии – детский церебральный паралич. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры