издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Вплоть до продажи исторического объекта»

Обсуждение судьбы здания Дома офицеров должно носить форму общественной дискуссии

Отопление в здании иркутского Дома офицеров появится на этой неделе. Об этом вчера заявил министр физкультуры, спорта и молодёжной политики Иркутской области Павел Никитин. Правда, это вовсе не значит, что все проблемы памятника регионального значения решены. Ситуация сложная, и правительство рассматривает разные варианты решения его судьбы вплоть до продажи исторического объекта.

Региональный памятник истории и архитектуры, больше известный иркутянам как Дом офицеров, был построен в 1884 году купчихой Христиной Яковлевной Колыгиной. Его архитектурная особенность заключается в том, что фундамент стоит на каменных шарнирах, благодаря которым дом спокойно переживает землетрясения. 

Собственно, Домом офицеров Колыгинский дворец сделался в 1925 году после передачи его военному ведомству. В нём разместился гарнизонный дом культуры и благополучно существовал здесь до 2011 года, пока объект не был передан в областную собственность. Собственно, это событие было расценено как победа областного правительства, которое сумело отстоять памятник, так много значащий для всех иркутян. А самое главное, правительство обещало сохранить функциональное назначение Дома офицеров и устроить в нём Дворец молодёжи после соответствующей реставрации. Именно такой статус здание и носит сегодня. Однако теперь вдруг оказывается, что Дом офицеров для региона – как тот чемодан, который и бросить жалко, и нести тяжело. 

Ещё во время передачи объекта было понятно, что он нуждается в реставрации. Был проведён конкурс, разработан проект реставрации, работы по нему были оценены примерно в 230 млн рублей. Правда, есть одна оговорка: архитекторы решили внести минимальные конструктивные изменения. В частности, в инженерном обследовании существующие деревянные перекрытия были оценены как работоспособные. 

Однако государственная экспертиза не пропустила проект. Статус Дворца молодёжи требовал замены деревянных перекрытий на бетонные, отвечающие современным требованиям безопасности. «Технических проблем у специалистов это не вызывает, – говорит директор компании, исполнявшей проектные работы НРМП «Традиция» Алла Мироненко. – Но ориентировочная стоимость реставрационных работ сразу выросла в два раза». Впрочем, окончательного проекта реставрации с учётом замечаний Госэкспертизы ещё нет, и работа над ним не ведётся. Пока лишь подана заявка на дополнительное финансирование, которая будет рассмотрена депутатами при формировании бюджета на будущий год. 

На прошлой неделе одна из общественных организаций распространила пресс-релиз, в котором сообщала, что во время совещания с руководителями общественных организаций руководитель департамента молодёжной политики Иркутской области заявил о грядущей консервации Дома офицеров и отключении его от теплоснабжения.

– Я не делал заявлений о том, что Дом офицеров не будет подключен к отоплению, и мне сложно комментировать ситуацию, – отметил вчера на пресс-конференции Павел Никитин. – Дом офицеров готовился к отопительному сезону в плановом режиме. Во время пробного пуска на прошлой неделе система не выдержала напряжения, лопнула труба. Поэтому мы сейчас её подлатаем и запустим тепло на текущей неделе. 

Между тем организации потихоньку и сами покидают Дом офицеров. На сегодня здесь остаются два учреждения, подведомственных министерству спорта – Молодёжный кадровый центр и центр информационных и социальных услуг, а также «Ветераны Афганистана», «Комитет солдатских матерей», Штаб студенческих отрядов, Музей боевой славы. 

– Мы ведём переговоры с министерством культуры по переносу музея, – отмечает Павел Никитин. – Всё-таки культурно-выставочная деятельность не является профилем министерства спорта и молодёжной политики. Министерство культуры позитивно относится к вопросу перенесения музея на свои площади. Музей и правда хороший и должен занимать достойное место, не такое, как здесь. 

– Сегодня используется примерно 30% площадей объекта, – говорит директор Дома офицеров Сергей Скокнин. – Мы честно предупреждаем своих постояльцев о том, что могут быть различные неприятности. С ребятами из «Узорочья» и их родителями ещё в мае был разговор, когда в их помещении начала штукатурка с потолка сыпаться. Всё-таки за безопасность людей мы несём ответственность. 

Особенно неприятно находиться в здании становится в период дождей, когда в некоторых местах начинает течь кровля, на полу собираются лужи дождевой воды. Большинство творческих объединений уже решило вопрос с переездом самостоятельно. Договора они заключали с министерством имущества Иркутской области, с ним же и решали вопрос о переезде. 

Правительство рассматривает различные варианты развития ситуации вплоть до продажи объекта, если это будет признано целесообразным. Однако существуют юридические сложности, ведь Дом офицеров был передан под целевое использование, то есть создание на его базе Дворца молодёжи. По словам министра, сейчас юристы работают над документом. 

– Я предполагаю, что полная реконструкция этого объекта может стоить от 700 млн до 1 млрд рублей, – говорит Павел Никитин. – Проектно-сметная документация оценивается до 10% от этой суммы. Посчитайте, сколько нужно денег из бюджета, чтобы восстановить такой объект. Это при том, что новый, суперсовременный Дворец молодёжи, начинённый современной техникой, стоит примерно столько же. Поневоле задумаешься, насколько целесообразно при нынешней ситуации с бюджетом брать на себя такие объекты. Ведь никто не отменял очереди в детские сады и поликлиники, школы, которые учатся в три смены. 

Пока Дом офицеров работает в штатном режиме. Скорее всего, зиму он продержится. Павел Никитин отметил, что собственником здания является министерство имущества области, и дальнейшие действия относительно памятника во многом зависят от его позиции. Заявка на дополнительное финансирование проектных работ подана в Законодательное Собрание, будет ли она учтена при формировании бюджета будущего года, узнаем во время очередной сессии. В любом случае, обсуждение судьбы памятника должно носить форму общественной дискуссии. Продать-то его никогда не поздно. Вот только у денег нет не только запаха, но и исторической памяти тоже. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры