издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Губернаторский оркестр глотнул харбинского кислорода

Иркутский губернаторский симфонический оркестр вернулся с восточных гастролей – коллектив выступал в китайском Харбине. Впечатления у обеих сторон, принимающей и выступающей, остались самые благоприятные. Было подписано соглашение о сотрудничестве между двумя коллективами, и уже осенью Иркутск с официальным визитом посетят музыканты Харбинского симфонического оркестра.

– Меня пригласили посетить Харбин в апреле, – рассказывает главный дирижёр Иркутского губернаторского симфонического оркестра Илмар Лапиньш. – Позиция властей города такова – Харбин должен быть почти русским городом, ведь его история тесно связана с русской эмиграцией. Они также заметили, что в оркестре должны играть русские музыканты и главный дирижёр тоже должен быть из России. Я приехал на концерт, а мне тут же предложили руку и сердце. Но я сказал, что из Иркутска никуда не уеду и предложил им просто дружить. Я пригласил друзей из Харбина посетить наш юбилейный весенний концерт, харбинцы остались в восторге и весь наш оркестр пригласили на харбинский музыкальный фестиваль. 

К сожалению, оркестр не смог выехать всем большим коллективом. Харбин посетила творческая делегация из десяти человек – 9 музыкантов и директор филармонии. Были сыграны три концерта – два камерных и один симфонический, наши музыканты играли на первых пультах. Жители Харбина услышали Симфонию № 6 Чайковского; «Концертанту для духовых и оркестра» Моцарта; Дивертисменты 1 и 3 Моцарта; «Юмореску» Дворжака; «Нонет» Прокофьева; «Пиццикато-польку»  Штрауса; «Менуэт» и «Экосез» Шуберта. 

– После совместного исполнения «Патетической симфонии» Чайковского музыканты харбинского оркестра сказали: «Так наш оркестр ещё никогда не играл и не звучал». Что, несомненно, делает честь всем музыкантам Иркутского губернаторского симфонического оркестра, – отметил Лапиньш. 

В Харбин выезжали музыканты Юрий Лень (альт), Ирина Касьянова (скрипка), Михаил Преображенский (фагот), Ана Лапиньш (конт­рабас), Данила Янковский (кларнет), Ганбаатар Гомбо (гобой), Хуяг Содо (валторна), Валерия Янковская (скрипка). По словам директора филармонии Рустама Мухамедьярова, встретили иркутян дружелюбно. 

– Разместили в хорошей гостинице, в самом центре города, на так называемом Арбате. Это красивая историческая улица, где звучат русские песни – «Катюша», «Синий платочек», – рассказал он. – Выступали мы в филармоническом зале на 800 мест, достойное, уютное место. Илмар Артурович по приезду сразу запросил репетицию. Здесь надо отметить, что китайские музыканты привыкли работать по-другому – они репетируют в строго отведённое время, нет таких понятий, как остаться после обеда, репетировать до позднего вечера. Это всё больше присуще России. Вначале Илмар Артурович прослушал оркестр, а это полноценный, большой коллектив, оценил его возможности и уровень. В результате вместо трёх репетиций было семь. Благодаря такой усиленной работе концерты прозвучали на хорошем уровне. 

Илмар Лапиньш сожалеет, что на гастроли смогла выехать лишь часть оркестра

Совместный концерт иркутских и харбинских музыкантов посетили губернатор, мэр, другие высокопоставленные лица и чиновники. Он записывался на диск. 

Илмар Лапиньш раскрыл секрет хорошего звучания при слиянии двух коллективов:

– Во второй день мы разделили оркестр на три части. С духовиками работал кларнетист Данила Янковский, с контрабасами – концертмейстер группы контрабасов Ана Лапиньш, а струнников взял на себя я. И когда музыканты соединились уже в живом концерте, сразу был виден результат, разброс сил на репетиции дал свой эффект. И затем я уже с удовольствием наблюдал, как с каждым днём, как на дрожжах, рос уровень  харбинских музыкантов, они вы­шли в иное качество. И уже после большого концерта наши духовики, игравшие соло, сказали: «Были какие-то моменты, когда нам казалось, что мы играем с иркутянами». Это очень большая похвала харбинскому оркестру. Также мне бы хотелось отметить, что Китай – страна с очень древней культурой. И в Китае много молодых музыкантов, которые не учились на Западе, но у них есть врождённое чувство прекрасного. Мы с удовольствием слушали исполнение первого флейтиста харбинского оркестра, это очень интерес­ный музыкант, он играет на одном уровне с иркутянами. 

В Китае было подписано соглашение о сотрудничестве между Иркутским губернаторским симфоническим оркестром и Харбинским симфоническим оркестром. Предмет соглашения: ежегодно (при наличии финансирования) будет осуществлять обмен музыкантами и дирижёрами. Кстати, с Берлинским симфоническим оркестром уже отработана эта схема сотрудничества: сейчас в Германии на стажировке находится иркутский концертмейстер Андрей Шевченко.

Понятно, что любому актёру, музыканту, дирижёру важна чужая публика, гастроли много дают в плане роста и энергетического заряда.  

– Для артиста гастроли – это кислород, который действительно даёт возможность сравнить силы, показать себя, оценить, на каком уровне находится коллектив, – резюмирует Рустам Мухамедьяров. – Они нужны не для того, чтобы потешить самолюбие и съездить в командировку в ту или иную страну. Если музыкант говорит сам себе, что он уже всего достиг, это смерть и дальше идти некуда. А в творчестве дорога идей поистине бесконечна. 

После гастролей в Харбине Иркутский губернаторский симфонический оркестр открыл концертный сезон в родном городе. Звучала музыка Россини, 15 симфония Шостаковича. В текущем сезоне планируются концерты еврейской, украинской и грузинской музыки, исполнение 13 симфонии Шостаковича на текст Евгения Евтушенко «Бабий Яр», а также другие музыкальные произведения. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное