издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Неустойчивое сообщение

Строительство зимника от «большой земли» до горной Тофаларии будет вести за свой счёт Нижнеудинский район. С 2015 года объект переходит на муниципальное содержание. Общий объём средств, которые необходимы для создания сезонной переправы – 2 млн рублей. Районные власти уверяют: проблем с финансированием, а значит, и с осуществлением северного завоза, не будет. Зато опасения вызывает у них авиационное сообщение с Тофаларией, которое субсидируется из областного бюджета. Только в 2014 году перелётный час подорожал на 42%, из-за чего пришлось сократить количество рейсов.

В бюджете Иркутской области на 2015 год не заложено финансирование строительства зимней дороги в Нижнеудинском районе, соединяющей Тофаларию, изолированную от «большой земли», с остальной территорией. Об этом на минувшей неделе заявил во время публичных слушаний, где обсуждался проект бюджета, иркутский омбудсмен Валерий Лукин. Отметим, что в предыдущий сезон строительство зимника, по которому для коренного населения, тофов, завозятся топливо и продукты, осуществлялось за счёт региональной казны – порядка 2 млн было выделено на эти цели по линии минстроя Иркутской области.

Однако районные власти не видят повода бить тревогу. Строить объект к предстоящему сезону они готовы за собственный счёт – деньги предполагается получить из Дорожного фонда Нижнеудинского района. Как рассказал «СЭ» первый заместитель мэра Сергей Куклин, в 2015 году поступления в муниципальный дорожный фонд увеличились до 8 млн рублей, тогда как наполнение в 2014 были вполовину ниже: «В 2014 году средства фонда были «копеечными» – 3,5 млн рублей, поэтому с Иркутской областью у нас была договорённость: они выделяют помощь на обустройство зимника, но, в то же время, муниципалитет пообещал начать работу по переводу дороги в муниципальный реестр собственности. Таким образом, в 2015 году дорога переходит на наше содержание, и наполнение муниципального дорожного фонда позволяет нам эту работу вести: мы имеем серьёзные поступления по акцизам на нефтепродукты, за счёт которых наполняется фонд».

На организацию зимника будет выделено около 2 млн рублей. Из них на сухопутную часть участка планируется затратить 1 млн. Остальное – на ледовую переправу. По словам Куклина, в середине декабря будет объявлен аукцион, победителя определят в начале января 2015 года. Затем до начала фе­враля будет завершены работы по строительству временной сезонной переправы.  Прослужит она до середины марта, за это время предполагается завезти ГСМ на последующий период.

Правда, по подсчётам иркутского омбудсмена Валерия Лукина, ознакомившегося с параметрами нового областного бюджета, на 2015 год ожидается недофинансирование на 6,7 млн рублей по закупке и доставке топлива зимником. «Недостаток финансирования Тофаларии уже в 2014 году стал причиной массового выступления и обращения тофов в органы власти. В этом году их потребность в  финансировании удовлетворяется регионом только на 24%. На территорию необходимо в течение года завозить 320 тонн скоропортящихся продуктов – фрукты, овощи и т.д. Но мы побывали  в посёлках с представителями прокуратуры – там ничего этого нет», – говорит Лукин.

Однако в районной администрации считают, что это не самые главные проблемы для Тофаларии на сегодняшний день. По словам Сергея Куклина, сейчас необходимо решать вопрос по энергообеспечению Тофаларии. Районные власти предлагают передать полномочия по обеспечению электроэнергией посёлков энергоснабжающей организации. Одна из частных компаний из Тулуна, занимающаяся энергообеспечением посёлка Аршан Тулунского района, готова взять на себя такие полномочия и в Тофаларии. Администрация Нижнеудинского района обратилась с письмом на имя губернатора области и нового министра ЖКХ с просьбой оказать содействие по организации аукциона для передачи мощностей частной компании.

– Именно частные организации способны разрабатывать проект по использованию альтернативных источников энергии и при федеральной и региональной поддержке осуществлять их. А для Тофаларии сегодня это весьма актуальная проблема, – говорит Сергей Куклин.

Дело в том, что энергообеспечение (вырабатывается за счёт дизельных генераторов) населённых пунктов Тофаларии обходится в 30 млн руб ежегодно, деньги идут, в том числе, на закупку 600 тонн дизтоплива, запчастей для генераторов и т.д. Однако при таких серьёзных расходах подача электричества осуществляется всего лишь 18 часов в сутки. Кроме того, в Тофаларии скоро остро встанет вопрос обеспечения населения дровами, которые местные жители используют для отопления жилых домов. Вблизи посёлков практически не остаётся лесных ресурсов, а осваивать отдалённые угодья, расположенные в труднодоступной горной местности, невозможно.

– Поэтому нам нужна дешёвая электроэнергия. В Тофаларии есть горная река, ресурсы которой могут быть задействованы при строительстве сезонной мини-ГЭС, кроме того, по мнению экспертов, можно изучить опыт посёлка Онгурён, где сегодня действуют ветро-солнечная установка, – комментирует зам мэра.

Ещё одна проблема, связанная с обеспечением жизнедеятельности посёлков, касается организации постоянных авиарейсов с «большой земли». Местные власти настаивают на том, чтобы авиационное сообщение с Тофаларией стало регулярным. По их подсчётам, в год потребуется до 180 рейсов, из них 100 – пассажирские, 60 – для завоза товаров первой необходимости, 14 – для организации и проведения ЕГЭ для школьников из Тофаларии, 4 – для медицинского обследования, которое раз в год проводят областные врачи в посёлках и ещё два рейса – для специалистов, которые должны прививать и пересчитывать поголовье оленей в стаде.

Идеальный вариант, если эти рейсы будут к тому же субсидироваться, комментируют в районной администрации. В 2014 году стоимость билетов для пассажиров, пролетающих расстояние в 180 км от Тофаларии до Нижнеудинска, составила 6–7,5 тыс. рублей, при этом из Иркутска до Нижнеудинска авиабилет обходится дешевле – 2,5 тыс., из Нижнеудинска до Красноярска – 4,5 тыс.

Подорожали перевозки, по словам Сергея Куклина, в 2014 году – на 42% выросла цена за один перелётный час. В итоге средств, заложенных на организацию авиасообщения, не хватило на требующиеся 180 рейсов даже после того, как из областного бюджета были выделены дополнительные субсидии – 4,9 млн руб (общая сумма затрат увеличилась с 29,7 млн до 34,7 млн руб). «На аукционе по выбору компании-перевозчика участвовала только одна компания – «Ангара». Мы надеемся, что в 2015 году на этом рынке появятся конкуренты, только так удастся снизить стоимость перевозок».

На проблему авиасообщения обратил внимание и Валерий Лукин. По его предложению, региону необходимо экономить областные средства на авиаперевозки в населённые пункты, где есть регулярное автобусное и железнодорожное сообщение. «А у нас получается, что в условиях дефицита бюджета Иркутская область с лёгкостью субсидирует авиаперевозки в эти территории, но при этом недофинансирует Тофаларию, где единственный постоянный вид транспорта – малая авиация».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры