издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Смелость неискушённых интригует!

  • Автор: Сергей ЗАХАРЯН

Четвёртый всероссийский фестиваль детских и юношеских любительских театров «Театральные каникулы на Байкале» собрал юных артистов с огромной территории. В Байкальск съехались театры от Приморья и Хабаровска на востоке до Кызыла (Республика Тыва) и Шушенского (Красноярский край) на западе.

Постараюсь сказать пусть коротко, но обо всех: не хочется пропустить никого, потому что детский театр (не театр «для детей», а театр, где играют дети) – это, независимо от конкретного результата и наград, театр идеальный. Переиграть на сцене ребёнка с его абсолютной верой в предлагаемые обстоятельства невозможно. Разве только гений выдержит такое партнёрство, как наш Венгер, который так любил юные фестивали и бывал там главным дурашливым заводилой. 

Из Кемеровской области приехала студия «Пластилин» со своим «Слоном Хортоном» Доктора Сьюза – одного из самых любимых в мире детских поэтов. Громадина Слон умеет услышать, полюбить и помочь – и за ним с восторгом носится по сцене ребёнок, сделавший важное открытие: «Я – «кто-то»! Я – есть!» Ищете (как я всегда) детскую книжку? Вспомните Доктора Сьюза. Режиссёр «Хортона» Елена Анпилогова получает диплом «За театральную педагогику».

В «Дюймовочке» из Лучегорска (Приморский край), как и в некоторых других спектаклях, мне недостало театральной условности, большего доверия к фантазии детей: простенькие музыкальные подсказки и стандартные костюмы «лесных зверушек» мешают разглядеть трогательных (всё равно трогательных!) героев Андерсена. Особенно хорош Кузнечик (Слава Ложкин) – дипломант фестиваля.

«Нити времени» – вольная фантазия по «Синей птице» Метерлинка  (театр «Зеркало», Иркутск). Автор идеи и режиссёр спектакля Каролина Полесье получает специальный приз «За авторскую дерзость в воплощении классики». За актёрский дуэт в этом спектакле – диплом  Даше Рандоникас (Митиль) и Арсалану Бадмаеву (Тильтиль). Неподдельная любовь к великой сказке явно объединила артистов и режиссёра в костюмной многолюдной феерии… может быть, чуть более многозначительной, чем действенной.

Хабаровск, театр «Весёлые ребята», «Люськины рассказы» И. Пивоваровой. Один из фаворитов юного зала и детского жюри фестиваля. Взрослое жюри отметило спектакль и режиссёра Анну Мартюшеву дипломом 3 степени и специальным призом «За актёрский ансамбль». Незатейливые узнаваемые истории («Про мою подругу и про меня», «Секретики», «Как меня учили музыке», «Сочинение», «Как мы с Люськой спорили», «День рождения»), на мой взгляд, довольно бесконфликтны или, во всяком случае, слишком легко разрешаются ко всеобщему умилению. Это – по части литературы, но подростки-актёры  естественны и негромкая интонация спектакля убедительна.

И в «Считаю до пяти» М. Бартенева (театр «Белая ворона», Чита, режиссёр М. Саттарова) великие артисты побеждают среднюю драматургию. Особенно хорош Заяц в дурацком «готовом» костюме: он неподдельный трус, как водится, но он и труся вступится за слабых и дрожа не уступит Волку (Сергей Таранин). Настоящая победа над собой и художественная победа: Заяц – Женя Озимин получает диплом фестиваля.

Спектакли театра «ЛиК» из Чуны – всегда обещание открытий. И здесь, в новом варианте сказки про Волка и Козлят (М. Бартенев, «Тук-тук, кто там?») – пустая сцена и дерево посередине – это, по-моему, идейное решение и урок для коллег-режиссёров. Пустая сцена – идеальный знак всякого «места действия», а «дерево» в центре – это маленькие артисты с ветвями рук над головой. Здесь нет банальных костюмов: и Коза, и Волк минимальные внешние детали примеряют прямо при нас – и получаются вполне настоящие звери! Режиссёр Лира Баранова получает приз «За любовь к игровому театру».

Театр «Вдохновение» из Ленинска-Кузнецкого (Кемеровская область) привёз спектакль «Собаки» по известной повести К. Сергиенко «До свидания, овраг». Диплом 1 степени режиссёру Елене Чернышёвой и четыре (!) актёрских диплома – за роли Чёрного (Михаил Верчук), Головастого (Дмитрий Дунаев), Хромого (Руслан Ибрагимов), Ямамото (Алиса Коваленко). Эти «собаки» – незабываемые люди: вот общехудожественный принцип, к которому приближался и здесь определённо приходит фестиваль. Как ни эгоистически это может прозвучать, но театр всегда не про собак – про людей. Я спросил у сидевшей рядом зрительницы лет шести про ещё одну героиню «Собак» – Гордую (Виктория Толкачёва): «Это настоящая собака?» Девочка посмотрела на меня с явным сожалением и сказала: «Конечно, настоящая!» А в костюме и гриме Гордой нет ничего от стандартной «зверушки» где-нибудь в «спектакле для детей». Есть в спектакле – про овраг, в который норовит загнать жизнь; про истребителей собак – лютых приверженцев простых решений… и про мою вину в судьбе прекрасных ребят, погибающих на сцене. 

О «Снегурочке» А. Островского из Республики Тыва (г. Кызыл) был большой и плодотворный общий разговор. В этом многофигурном спектакле есть обещание экзотического шедевра. Великий драматург и русский фольклор, тувинские костюмы, маски, танец, удивительное горловое пение могут стать действительным шагом к цели, сформулированной режиссёром-постановщиком, заслуженным работником культуры Российской Федерации и Республики Тыва Айданой Чадамба: единение, симбиоз русской и тувинской культур. Спектакль получил приз за сценографию и костюмы, а Чаяна Мыйтын-оол – диплом за исполнение роли Купавы. Госпожа Чадамба надеется (при поддержке тувинского руководства) принять подобный фестиваль в Кызыле.

Театр с задиристым названием «Движение вспять» привёз из Шилки (Забайкальский край) «Майскую ночь, или Утопленницу» Гоголя (режиссёр Ю. Арсентьев). Пока этот спектакль – неровный по ритму, то пускающийся в пляс, то бормочущий текст «как написано» – действительно движется «вспять» от, кажется, незыблемых принципов мало-мальски организованного сценического действия… но чем чёрт не шутит! Смелость неискушённых интригует! Ждём ещё встреч с театральной Шилкой («…Шилка и Нерчинск не страшны теперь…»).

За исполнение роли Бабы-Яги в спектакле «Чур, меня, чур!» (театр «Вокзалъ», Чита) диплом получает… Захар Масьянцев! Вот подлинно театральное решение: а кто сказал, что Баба-Яга не может оказаться азартным мужиком в юбке? Она может быть кем угодно, кем захочет – на то и сказка, на то и театр! И дьявольски темпераментная Настенька, с которой не справиться ни Бабе-Яге, ни вообще кому бы то ни было, – лучшая роль фестиваля (Катя Гаева). А сам спектакль режиссёра Елены Домашенкиной получает диплом 2 степени.

Всё в мире театра непредсказуемо и символично. Последний конкурсный день сначала предупреждает: «Чур, меня!», потом объявляет финальный спектакль – «Маленький принц» из Шушенского (Красноярский край)… – и не впускает половину зрителей!

А дело в том, что режиссёр Антон Пузырин не захотел переносить на большую сцену байкальского ДК своего «Принца», созданного в небольшом пространстве школьного класса (здесь получилось – классное пространство!) и сыграл в малом зале в тот же день ещё один спектакль для тех, кто не попал по программе.

Жанр шушенского спектакля – экспериментальный урок литературы в одном действии по мотивам произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Получился необыкновенно живой урок, на котором учитель (сам А. Пузырин) начинает, а ребята один за другим продолжают читать «Маленького принца» и преображаясь в персонажей хрестоматийно заигранной сказки, и оставаясь самими собою, одноклассниками. Гран-при фестиваля! Хочется назвать персонажей и исполнителей по именам начиная с поразительного заглавного героя… но жанр обязывает: в программке перечислены двенадцать «учащихся театрального отделения Шушенской детской школы искусств». Я не стану переписывать все фамилии, скажу только, что всегда буду помнить этот спектакль. Мне ребята вернули засюсюканного «Принца»  (особенно любят эту назидательно-розовую историю в «театрах для детей»)  как совершенно живую, умную, мужественную, важную книгу. Я снова буду её читать своим детям и студентам. 

И ещё один блестящий артист-дипломант Виолетта Ларюшина (Байкальск) в роли Нерпёнка (талисман и ведущий фестиваля). 

В заключение скажу: за великих артистов и от членов жюри спасибо устроителям прекрасного праздника! 

Перечислим их тоже, по сути, дипломантов фестиваля: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Российский дом народного творчества, министерство культуры и архивов Иркутской области, Иркутский областной Дом народного творчества, байкальчан: руководителей города и Дворца культуры «Юбилейный».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер