издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Без гарантий

«Сибирский энергетик» оказался в некотором роде предвестником больших «газовых свершений», которыми запомнится 2014 год. В январском номере газеты с нами и нашими читателями поделился своими надеждами на газификацию мэр Жигаловского района Игорь Федоровский («А газ и ныне там»). Именно с райцентра Жигалово должен начаться региональный проект газификации.

Большая часть населения посёлка по-прежнему готова установить газовые печи и перейти на новое оборудование, уверяли тогда местные власти. Так, 400 домовладений, до которых протянулись распределительные сети, уже были готовы принять «голубое топливо». Обещало  газифицировать своё производство и единственное крупное предприятие посёлка – судоверфь. Конечно же, при наличии гарантий по поставкам газа.

Каким будет ответное слово «Газпрома», владеющего Ковыктинским газоконденсатным месторождением, до сих пор неизвестно, писали тогда и мы. Пессимизма добавлял и тот факт, что газовый проект «Сила Сибири» (на первом этапе – создание центра газодобычи в Якутии, на втором – в Иркутской области) был приостановлен. Неизменной оставалась и ситуация с Китаем, которому страна мечтала продавать своё «голубое топливо». Вопрос цены на этот продукт оставался главным камнем пре­ткновения.

Уже в феврале 2014-го менеджеры «Газпрома» сообщили, что нынешний год может стать переломным в газовых отношениях между Россией и Китаем. Вопрос по экспорту российского сырья может решиться уже в мае во время визита Путина в КНР. На этом фоне эксперты «СЭ» заразились оптимизмом: извечный вопрос «Что делать с газом Восточной Сибири?» может получить наконец-то ответ. Но в то же время они предупреждали: региону, на территории которого находится крупнейшее газоконденсатное месторождение в стране, расслабляться не стоит. Даже благоприятный исход переговоров не гаранти­рует, что в будущем Приангарье «погреется» от огонька ковыктинского газа. Собеседник «СЭ» Александр Соколов, доктор технических наук и заведующий лабораторией ТЭК Сибири и Дальнего Востока Института систем энергетики СО РАН, в февральском номере газеты поделился мнением: «Если переговоры с Китаем разрешатся, то в интересах сибирских регионов, чтобы «большую трубу» пустили южным ходом». На этой задаче эксперт и предлагал сосредоточиться главам сибирских регионов.

Но вот главное экономическое событие, приправленное политическим со­усом, свершилось. «Газпром» и китайская CNPC 21 мая подписали кон­тракт на поставки в КНР 38 млрд кубов газа ежегодно в течение 30 лет. Названа была и общая стоимость поставок газа в Китай  – 400 млрд долларов. В июньском номере газеты в тексте под заголовком «Газуем до старта» оптимизм достиг своего пика. Промышленная разработка Ковыктинского месторождения может начаться намного раньше, чем было продекларировано планами «Газпрома», – к такому выводу пришли эксперты «СЭ».

Так, по мнению ведущего специалиста отдела региональных проблем энергетики ИСЭМ Льва Платонова, Ковыкта должна стать главным действующим лицом проекта «Сила Сибири»: газопровод строится в первую очередь под Чаяндинское месторождение в Якутии, с запасами гораздо меньше ковыктинских и вдобавок отягощёнными нефтяной оторочкой. «Доказанные запасы Чаянды по категориям А+В+С1 составляют 631 млрд куб. м, так что при трёхпроцентном отборе на ней можно добывать лишь 11 млрд кубометров газа в год», – сказал Лев Платонов. В то же время Ковыкта обладает запасами газа, превышающими 1,4 трлн кубов, так что добыча оцениваются в 42,2 млрд. Солидарность проявил и Алексей Конторович, главный научный сотрудник лаборатории ресурсов углеводородов Института нефтегазовой геологии: по его словам, Ковыкта и Чаянда начнут разрабатываться примерно в одно время. Правда, идея южного хода для экспортного газопровода, судя по всему, отпала, уверен он.

Вслед за газовым гигантом за трендом попытаются угнаться мелкие и средние газовые компании: они начнут вложения в геологоразведку, считает другой собеседник «СЭ» главный геолог СНИИГГиМС, доктор геолого-минералогических наук Александр Поспеев. С геологической точки зрения перспективы для новых газовых открытий в Приангарье он оценил как весьма высокие: «Существует такое мнение, что 70% от всех возможных запасов газа в Иркутской области лежат в уникальных месторождениях. Одно из них – Ковыкта. Вторую Ковыкту открыть в регионе вряд ли возможно. Но можно нарастить фонд за счёт средних и малых месторождений. Вполне вероятно, что суммарные запасы по ним могут быть сопоставимы с ковыктинскими».

Но и на региональный проект газификации ставить крест эксперты, проникшиеся оптимизмом, пока не хотят.  «Если труба с Ковыкты пойдёт хотя бы до Саянска и Иркутска, либо, как вариант, через Усть-Ордынский напрямик до Иркутска, то все наши лесостепные территории будут «нанизаны» на неё». А мелкие игроки, которые работают на своих углеводородных участках, сразу встанут с колен. Думаю, лет через пять, если всё выстроится грамотно, мы увидим серьёзные изменения, как это произошло с Тюменью», – заключил Александр Поспеев.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры