издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Временное решение постоянной проблемы

Власти Ольхонского района предложили организовать два временных полигона на Ольхоне – для хранения ТБО и жидких отходов в период межсезонья, когда остров изолирован от «большой земли». Твёрдые отходы планируется хранить в Хужире на площадке бывшего склада минеральных удобрений, а жидкие – в пожарном резервуаре АЗС. Выделить участки и построить на них постоянные хранилища мешают проблемы с землеотводом и отсутствие денег, объясняют в администрации района.

Вопрос организации сбора и временного хранения отходов на острове Ольхон обсуждался на минувшей неделе на заседании комитета по природопользованию Законодательного Собрания Иркутской области. О текущей ситуации на территории Хужирского муниципального образования (располагается на Ольхоне) рассказал мэр Ольхонского района Сергей Копылов. По его словам, на острове осуществляют вывоз и сбор ТБО три оператора, в том числе одна муниципальная компания – МУП «Байкал-Ольхон» и государственная организация – администрация нацпарка. Сегодня в Хужирском МО установлено шесть контейнерных площадок для сбора ТБО от населения (в Хужире, Харанцах), на территории нацпарка – 25 площадок открытого разделённого типа сбора. Вывоз мусора от населения происходит на основании персональных договоров. С муниципальным предприятием их заключили только 126 дворов из 490, ещё 25 – с нацпарком. Остальная часть населения в процессе вывоза ТБО пока предпочитает вообще не участвовать.

Между тем в достаточно продолжительный период межсезонья, когда отсутствует транспортное сообщение с материком, у муниципалитета возникают трудности со сбором и временным хранением отходов. Попытка организовать такой централизованный полигон оказалась неудачной, делится Копылов. Во-первых, возникает земельная проблема – за территорией Хужира подходящий по размеру полигон организовать невозможно, потому что сразу же с границами населённого пункта начинается территория нацпарка. Небольшой участок, со слов мэра, всё же найти удалось, но на подготовку территории под хранение отходов, благоустройство и изоляцию денег не хватило. 

– Проектная документация для нормального полигона ТБО стоит 40 миллионов рублей. Правда, нашлась проектная организация из Белоруссии, которая предложила сделать эту работу за 9 миллионов. Но у нас сегодня собственные доходы района составляют 32 миллиона рублей. Даже спроектировать за эту сумму мы не сможем. А необходимо ещё создание документации полигона для жидких отходов – это куда больше средств. Поэтому нужно участие областного бюджета, – комментирует Копылов.

В ожидании денег муниципальные власти нашли временное решение проблемы с межсезонным хранением ТБО. Функцию полигона пока будет выполнять бывший склад минеральных удобрений, расположенный в Хужире. «Станем использовать его, – говорит мэр. – Помещение способно принимать весь объём ТБО, который накапливается в этот период на острове, – порядка 700 кубометров».

Аналогичная ситуация складывается и со строительством хранилища жидких отходов, которое также необходимо на время межсезонья – нерешённые вопросы с землеотводом и финансированием проекта пока не оставляют ему перспектив. Районные власти пытаются договориться об использовании под хранилище пожарного резервуара, находящегося на территории АЗС, куда может вместиться около 60 кубометров жидкости. Правда, представители федеральных природоохранных ведомств, присутствовавшие на заседании комитета в ЗС, усомнились, что это будет законно.

Финансовую проблему, которая пока не позволяет муниципалитету выполнять полномочия по временному хранению отходов, можно решить, если рассчитывать субсидии на сбор, вывоз мусора исходя не только из количества населения, но и из количества «диких» туристов. Мэр Копылов в очередной раз обратил внимание законодателей и областных властей на этот момент: «Мы третий год ведём учёт и прекрасно знаем, что к нам приезжает около полумиллиона туристов. Из них организованно едет на турбазы, которые потом сами собирают и вывозят свой мусор, лишь часть. Другая часть отдыхающих – «дикие» туристы. Мы пытались устанавливать муниципальный сбор для отдыхающих при въезде на Ольхон. Прокуратура вынесла решение, что это незаконно». Сегодня, посетовал Копылов, отсутствует методика подсчёта количества отходов, образованных отдыхающими. На это чаще всего и ссылаются региональные финансисты, когда речь заходит о необходимой финансовой поддержке из областного бюджета. Между тем министр природных ресурсов Олег Кавчук сообщил на заседании, что сейчас разрабатывается региональная схема генеральной очистки территории от отходов, которая, возможно, и даст ответ на вопрос по методике расчёта субсидий.

Полномочный представитель губернатора Иркутской области в ЗС Роман Буянов также обратил внимание на то, что в ближайшие дни в Госдуме будут рассматриваться во втором-третьем чтении изменения в ФЗ «Об отходах производства и потребления». Согласно поправкам, субъекты федерации обязаны будут создавать у себя на территории регионального оператора, который должен работать с коммунальными отходами и вести региональный кадастр отходов.

Ещё одна из острых проблем для острова, как отмечают муниципальные власти, – отсутствие системы очистных сооружений. В 2014 году удалось решить её для школы и детсада – построены локальные очистные сооружения. Но население по-прежнему сливает неочищенные стоки, которые попадают в озеро. Строительство очистных для населения упирается в тот же комплекс проблем, которые возникают при организации полигонов для временного хранения отходов.

«Жилищная проблема» мусора

В Иркутской области на октябрь 2014 года в 42 МО выявлено 509 несанкционированных свалок ТБО. Площадь свалок составила 431 гектар, а объём размещённых на них отходов – 2,2 млн кубометров. Увеличение несанкционированных свалок в муниципалитетах дополняется и другой проблемой – переполнением легальных полигонов. Так, в Иркутске официальная площадка для захоронения городских отходов на 85% отработала свой ресурс.

По данным минприроды Иркутской области, ликвидировать в 2014 году удалось 460 несанкционированных свалок, выявленных в результате инвентаризации ещё в 2013 году: со 126 гектаров вывезено 88 тыс. кубов отходов, затраты составили 12,6 млн рублей. «Работы по инвентаризации продолжаются. Муниципалитеты ежеквартально отправляют нам информацию, которая затем адресуется и в надзорные органы», – комментирует ситуацию министр природных ресурсов Иркутской области Олег Кравчук.

Официальных полигонов в Приангарье сегодня насчитывается 25, из них 13 – для ТБО, 2 – для размещения промышленных отходов (Ангарск, Свирск), 10 – для смешанных отходов. Чтобы решить проблему с несанкционированными свалками, планируется в том числе строительство по региональной программе новых полигонов в Казачинско-Ленском, Слюдянском, Эхирит-Булагатском, Нижнеудинском и Черемховском районах. ПСД направлена на государственную экологическую экспертизу. Строительство новых полигонов ТБО планируется также по ФЦП «Охрана озера Байкал». «Мы направили в рамках ФЦП заявки на финансирование строительства 16 мусоросортировочных и мусороперерабатывающих станций на Байкальской природной территории, выполнить эту работу необходимо до 2020 года», – комментирует Кравчук.

С проблемой хранения ТБО столкнулся региональный центр. Как рассказала представитель администрации Иркутска Наталья Ступина, полигон для захоронения ТБО (расположен на 5 км Александровского тракта) почти выработал свой ресурс – степень захоронения превышает 85%.

По словам Ступиной, чтобы как-то решить проблему, планируется перейти к малому селективному сбору отходов. Осуществляться он должен в два вида контейнеров – зелёные и серые. В первые собирается то, что пригодно для переработки, – стеклянные, пластиковые бутылки, металлические банки; во вторые – прочие отходы, в том числе пищевые. Уже сейчас в некоторых дворах Иркутска появились зелёные контейнеры. В перспективе, если удастся реализовать проект полностью, из всего объёма мусора можно извлечь 50–60% вторичных материальных ресурсов, чтобы вовлечь их в дальнейший оборот. Правда, сначала предстоит привить населению такой навык к сортировке отходов.

Ещё три года назад в Иркутске вывозилась 121 тыс. отработанных ртутьсодержащих ламп, сейчас более 260 тыс. Остаётся, правда, открытой проблема создания пунктов приёма ртутьсодержащей продукции. Сегодня в Иркутске существует только две площадки – МУП «Спецавтохозяйство» и специализированная лаборатория по улице Чайковского, 5. Начался процесс и по сбору батареек, говорит Наталья Ступина: около 500 кг собранных в Иркутске батареек будет передано ИП Митюгину, который на безвозмездной основе согласился их утилизировать.

Фёдор ТКАЧУК

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры