издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Как будто сто лет не виделись!

Новогодний киноальманах «Ёлки 1914» – очередной сборник святочных рассказов разной степени интересности. Впрочем, основную интригу уже четвёртым по счёту «Ёлкам» создаёт исторический антураж

  • Автор: Евгений Новицкий

«Ёлки 1914» (6+). 

Режиссёры: Тимур Бекмамбетов, Юрий Быков, Александр Карпиловский, Дмитрий Киселёв, Александр Котт, Ольга Харина. Россия, 2014.

Под занавес 1914 года хорошие русские люди готовятся справлять Рождество – и грядущий праздник не может омрачить им даже тот факт, что уже почти полгода длится Первая мировая война (которую тогда называли просто Великой войной, а в Российской империи иногда ещё и Второй Отечественной). Конечно, сто лет назад тоже возникала масса предновогодних забот, но эти проблемы и в суровое военное время носили сугубо бытовой характер. 

Так, бедный дворянин Борис Ефимович (Иван Ургант) взял кредит и купил усадьбу у такого же разорившегося барина Евгения Павловича (Сергей Светлаков). И теперь Борис разрывается между требованиями своей богатой невесты немедленно выставить бывших хозяев вон и тем, чтобы радушно встретить Рождество Христово вместе со славным семейством Евгения. 

А одному положительному жандарму (Артур Смольянинов) в это же время приходится разрываться меж долгом и любовью, то есть попеременно обманывать суровое начальство (Владимир Гостюхин) и свою возлюбленную-фигуристку (Екатерина Шпица). Последняя желает выступить с бедолагой полицейским на состязании по фигурному катанию между странами Антанты, а тот и рад бы, да до смерти боится начальника-педанта, считающего, что на коньках пристало кататься единственно барышням. 

А вот перед деревенским рубахой-парнем Сенькой (Антон Богданов), лучший друг которого – ручной медведь Степан, подобная проблема выбора не стоит. Он в любом случае однозначно встанет на сторону друга. Беда только в том, что Сенькин и Стёпкин барин (Ян Цапник) решил в качестве мишени подсунуть медведя заядлому охотнику-графу (Виктор Вержбицкий), который вот-вот нагрянет в его поместье. А Сеньку подлый хозяин обязательно посадит под замок на время охоты – это уж к гадалке не ходи. 

В одном не приходится сомневаться: ближе к концу не очень длинного фильма в жизни этих и многих других персонажей всё наладится и станет очень хорошо. Нам из 2014-го прекрасно видно, что хорошо большинству из этих героев станет весьма ненадолго. Но на это легко можно закрыть глаза, ведь традиция такова, что новогодних фильмов без чудес не бывает. И даже такому новогоднему фильму, общим фоном в котором служит мировая война, нипочём не избежать этих самых чудес. 

После того как в прошлогодних «Ёлках» центральными героями фактически оказались две умильные собачки, стало ясно, что авторы-продюсеры до самого дна вычерпали кладезь новогодних сюжетов на современную тему. Так что «Ёлки 1914» подоспели как раз вовремя. Тем более совсем недавно в прокат выходил михалковский «Солнечный удар», время действия которого тоже недалеко ушло от 1914-го. В кинотеатры очень загодя были запущены и подробные трейлеры «Ёлок» «столетней давности». То есть массовый зритель был основательно подготовлен к тому, что новые новогодние приключения Урганта, Светлакова и всех-всех-всех будут разворачиваться в столь непривычной обстановке. Заранее смущало одно: Светлаков и Ургант, казалось, попросту несовместимы ни с чем-либо советским, ни тем более с чем-нибудь дореволюционным. 

Вместо трогательных собачек из предыдущей серии здесь появляется ещё более умилительный дрессированный медведь

Продюсер (иногда и режиссёр) – Тимур Бекмамбетов, ещё в начале века превратившийся в главного на всю Россию массовика-затейника от кино. С 2007 года, когда вышел его суперкассовый хит «Ирония судьбы. Продолжение», Бекмамбетов числится ещё и первейшим новогодним киноразвлекателем. Бекмамбетовские «Ёлки», снимающиеся с 2010-го, знают все, кто в принципе не забыл о том, что российское кино ещё существует. Одни зрители считают фильмы из серии «Ёлки» достойными продолжателями дела классических советских комедий, таких как «Карнавальная ночь», «Чародеи» и, конечно, старая «Ирония судьбы». Другие презрительно отмахиваются, как от набора сусальных кинооткрыток, сентиментальных до слащавости. Но и те и другие зрители сходятся в том, что этот киносериал по крайней мере лучше, чем всевозможные «Яйца судьбы», «Большая ржака» и «Выпускной». В отличие от всех перечисленных и многих других квазикомедий, «Ёлки» нацелены на семейную аудиторию и уже поэтому ведут себя достаточно скромно, держатся в определённых рамках. А рамки нашему разгулявшемуся кинематографу необходимы как воздух. 

И главное, что «Ёлки», как к ним ни относись, – это уже феномен. Данная франшиза в непременном формате киноальманаха укоренилась у нас всерьёз и надолго, а поскольку каких-либо конкурентов Бекмамбетову не видно даже за горизонтом, с этим приходится просто смириться. 

«Ёлки 1914»  если и не самая лучшая картина в серии, то как минимум более удачная, чем прошлогодняя. Этот легкомысленный исторический экскурс основывается на здравой идее, которая может сильно поразить людей, никогда о подобном не задумывавшихся. Красной нитью сквозь новейшие «Ёлки» проходит не столько тема даже «связи времён» или поколений, сколько мотив человечества как единого и во многом неизменного макрокосмоса. От десятилетия к десятилетию и от столетия к столетию меняется всё вокруг людей, но только не они сами. В общей массе своей «человеки» вовсе не становятся ни подлее, ни благороднее, в какое бы сложное время им ни выпало жить. 

Поэтому традиционный для «Ёлок» закадровый голос Константина Хабенского ничуть не лукавит, постоянно напирая на то, что празднование Нового года в России сто лет назад мало чем отличалось от сегодняшнего: смотрите, мол, и сами убедитесь. Мы смотрим и убеждаемся: да, господа, согласны, ваша правда. И уж теперь-то мы тем более не будем возражать против «Ёлок» какой угодно давности. Гипотетические «Ёлки 1815», «1716», «1617» и так далее явно будут похожи на все предыдущие, а ведь известно, что современный зритель ни к чему не тянется так охотно, как к чему-то уже знакомому, виденному ранее. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Важное