издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сибирский новый год с украинским акцентом

  • Автор: Елена ПОСТНОВА

Семья Трофименко из небольшого городка Ирмино в Луганской области переехала в Приангарье 1 сентября. В Иркутской области у них нет родных или давних друзей. Но беженцы не остались один на один со всеми трудностями переезда. Сегодня Оксана с мужем Дмитрием говорят, что не ожидали от сибиряков поддержки, которую они получают каждый день. «Практически всю мебель, одежду, посуду, что вы видите в этой комнате, нам отдали иркутяне, совершенно чужие люди. До сих пор приносят одежду, для дочек даже красивые новогодние платья подарили. Так что у девочек, несмотря ни на что, будет праздник», – рассказывает Оксана.

«Мы уходили ненадолго»

С улыбчивой Оксаной мы познакомились в соцсети в сентябре. В сообществе женщина просила неравнодушных иркутян помочь её семье и другим беженцам: «Я и моя семья – беженцы из Ирмино Луганской области. Сейчас живём в Иркутске. Очень нужна детская кроватка и стульчик для кормления б.у., ребёнку 5 месяцев, и ещё одному – 5 лет. Планируем переехать в съёмную комнату, но в ней негде спать. Также если у кого-нибудь есть бытовая техника, которой не пользуетесь, можем купить, но только в долг до первой зарплаты. Спасибо за понимание. Буду очень благодарна за помощь. С уважением, Оксана». 

При встрече Оксана рассказала, что пока их семью приютил социальный центр по ул. Некрасова, 12, в Иркутске. Со дня на день семья планировала переезжать в комнату в старом деревянном доме на улице Халтурина. Но для долгожданного новоселья не хватало мебели, посуды, элементарно тёплой одежды – беженцы приехали в Иркутскую область с чемоданом летних вещей. Украинцы не просили нового. То-гда, осенью, одежду и бытовую технику мы собирали редакцией, привлекали знакомых. На днях Оксана пригласила нас в гости, Дмитрий как раз впервые за три месяца работы получил выходные. 

Деревянный дом на Халтурина покосился от старости, лестница на второй этаж тяжело отвечает скрипом на каждый шаг. Но, несмотря на ветхое состояние, здание тёплое. В комнате, где живут Трофименко, даже приоткрыта форточка.  Комната небольшая, здесь используется каждый уголок. Но нет давящего чувства тесноты, напротив, даже уютно. К сожалению, говорит Оксана, вряд ли получится установить ёлку на праздники – для зелёной красавицы просто нет места.  

– Мы в центре живём, будем ходить к ёлке на сквере. Скоро у старшей дочки Маши будет утренник в Доме творчества, вот корону блестящую взяли, платье ей подарили добрые люди. Будет настоящей принцессой. И Настю мы тоже нарядим в пышное белое платье. Кстати,  мы хотели сдать деньги на подарок Маше, но остальные родители, чьи дети тоже ходят в кружки в этот Дом творчества, отговорили нас. Сказали, что сами за нас сдадут деньги. Нам и неудобно было,  и приятно до слёз. Когда мы ехали в Сибирь, не ожидали такого, к нам здесь даже лучше относятся, чем  в Киеве, – рассказывает Оксана.

В Ирмино семья жила в частном доме. Сегодня на память остались только фотографии с пышными кустами роз. Трофименко уезжали из родного дома в спешке 19 июля, как только послышались первые выстрелы в соседних населённых пунктах. Оксана с детьми отправилась к родственникам в Киев, Дмитрий – к сестре в Москву. Дима – милиционер, семья просто боялась, что его отправят на войну. Разрозненно семья жила больше месяца. 

– Насте тогда было всего три месяца, я не могла работать. Но нам нужно было на что-то питаться. Я обращалась к местным властям, думала, что родное государство поможет. За пачку памперсов такое выслушивала! Говорили, что мы сами во всём виноваты, никто нас в Киеве не ждал. Я не хотела покидать Украину, думала, что погостим у родственников в Киеве, вернёмся обратно. Но чем дольше там жили, тем больше понимали, что оставаться невозможно. Выйдешь погулять с ребёнком, слышишь, как другие мамочки на лавочках ругают приезжих из Луганской и Донецкой областей. Было очень обидно, – говорит Оксана.

Иркутяне не только снабдили семью самыми необходимыми вещами, но и подарили новогодние костюмы для детей. Лишнюю одежду Оксана передаёт матерям-одиночкам, которые живут в социальном центре на Некрасова, 12

Как только Дмитрий прибыл в Москву, сразу обратился в УФМС для участия в программе переселения в Россию. Там объяснили, что Иркутская область в приоритете: здесь есть квоты для переселенцев. О регионе узнавали в Интернете, на специальном сайте для переселенцев «Русский век». Сибирский климат беженцев не пугал. «У нас погода пакостная: всего минус пять, но такой ветер бывает! А здесь в минус 20 я с детьми спокойно выхожу гулять», – добавляет Оксана. 25 августа она с детьми перебралась в Москву. В УФМС семье выдали билеты на поезд до Иркутска. Эти проездные документы до сих пор хранятся, на них в правом углу написан статус «Беженцы». В поезде были ещё две семьи вынужденных переселенцев – всего 12 человек. На протяжении всего пути беженцев кормили горячими завтраками, обедами и ужинами. Оксана говорит, что в поезд садились с хорошим настроением, появилась определённость, чувство уверенности в завтрашнем дне. Сдержанный Дмитрий прерывает жену: у него впечатление о поездке и первых днях в Сибири менее позитивное.

– Обещали нам многое в Москве. Говорили, что нас здесь ждут, предоставят временное жильё. А мы приехали в Иркутск, выходим на перрон – нас никто не встречает. Конечно, начал волноваться: у нас маленькие дети, жена устала. В здании вокзала увидел телефон МЧС, позвонил. Оперативно отреагировали. Быстро нас забрали, привезли в министерство соцопеки. Замминистра Макаров Алексей Сергеевич объяснил, что Москва не удосужилась сообщить местным властям, что поездом едут беженцы. Но, несмотря на это, нас не бросили на улице. Накормили, дали возможность переодеть Настю. И пристроили в социальном центре на Некрасова, 12, – вспоминает Дмитрий.

«Сибирская душа – загадка» 

В семье Трофименко до сих пор хранятся билеты с пометкой «беженец»

В пункте временного размещения по ул. Некрасова, 12, каждую семью беженцев поселили в отдельные комнаты. Переселенцам рассказали, какие документы им необходимо получить, где их оформить. Параллельно неравнодушные иркутяне приносили вещи для беженцев.  

– Чуть позже нас познакомили с Димой Великановым, чудесным парнем. Он предложил пожить в этой комнате, первые полгода совершенно бесплатно. Раньше у него здесь бабушка жила, но она умерла. Парню жалко продавать комнату – это память о дорогом ему человеке. Вот он и решил помочь беженцам, – поясняет Оксана. 

Комната была запущенной, пришлось срочно красить полы, клеить новые обои, отмывать окна. Все заботы о новом доме взял на себя муж. На сообщения Оксаны в социальной сети откликнулись десятки иркутян: кто-то приносил детские вещи, кто-то готов был дёшево продать бытовую технику, кто-то даром отдавал мебель. 

– Всё, что вы видите в этой комнате, нам подарили иркутяне. У нас же ничего не было, всё вплоть до вилок и ложек приходилось искать в сжатые сроки. Начало холодать, нам отдали пуховики, куртки, кофты тёплые, шапки, носочки. Дима устроился в строительную фирму, делает ремонт. Вот впервые с октября получил выходной день. Устал, ему переезд наш дался тяжелее, все заботы упали на него. Может, поэтому он сейчас не такой разговорчивый, как я, – с тёплой улыбкой добавляет Оксана.

Пока Дмитрию не удаётся трудоустроиться официально, поэтому название фирмы он просит не указывать: его приняли на работу без прописки, пошли навстречу беженцам из Украины. Работу мужу Оксана нашла с помощью иркутского форума родителей «38mama». Женщина, которая занимается благо­творительностью, предложила Дмитрию подработать.

«Мы здесь ещё не встречали негатив, отторжение. Напротив, если узнают, что мы беженцы, стараются помочь. Мы не понаслышке знаем, что такое сибирское радушие», – говорит Оксана. По её словам, семье до сих пор приносят пакеты с вещами, игрушками. Пока мы разговариваем, Маша пытается отвлечь младшую сестру плюшевым котом – тоже подарком горожан.  

– Нам с Димой вещей уже хватит. Нас одели с ног до головы, даже ­обувь хорошую зимнюю отдали. Вот дети растут, им нужна ещё одежда. Все вещи, которые не подходят, я отношу в социальный центр на Некрасова. Там сейчас одинокие мамочки с Украины с детьми живут, – говорит Оксана.

Семья Трофименко поддерживает связь и с остальными беженцами, прибывшими с ними в областной центр одним поездом 1 сентября. Обе семьи пока остались, снимают комнаты. Впрочем, ни у кого нет настроя жить в Иркутске, просто пока нет средств перебраться в другие населённые пункты. Оксана с улыбкой говорит, что от Деда Мороза в подарок очень хочется получить возможность жить в доме, пусть в маленьком, но своём. Для этого семья готова переехать в сельскую местность, в район, даже отдалённый.  

Семья Трофименко решила остаться в Приангарье. Оксана с Дмитрием мечтает о частном доме
в любом районе области

– Пока ощущения праздника нет. Но на днях пойдём на новогодний утренник с детьми в Дом творчества, зарядимся сказочным настроением. В саму новогоднюю ночь посидим дома, посмотрим телевизор. Может быть, сходим покататься на горках на сквере. Мы пока не поняли, на каком рынке здесь продают ёлочные украшения, мишуру. Даже если ёлку ставить не будем, всё равно дом украсить нужно, – добавляет Оксана.

Трофименко твёрдо решили оставаться в Приангарье, подали документы на участие в программе переселения «Соотечественники». Жизнь налаживается. Старшая дочка ходит на занятия в фольклорный кружок, играет на русских народных инструментах, поёт. Младшая учится ходить,  с улыбкой встречает гостей. Дмитрий решил и дальше работать в строительной фирме. 

В Ирмино остались родственники, за домом приглядывают мама и брат Оксаны. Конечно, родные их ждут, с ними часто разговаривают по скайпу.  

– Пока перемирие, там не стреляют. Но ещё совсем недавно мама рассказывала, как работала в огороде, начали снаряды взрываться, она на землю упала, пролежала так, пока грохот не прекратился. Мы не хотим своим детям такой  жизни. Будем здесь трудиться, строить новую жизнь. Я пошла на курсы маникюра. Вот Настя немножко подрастёт, я выйду на работу. Всё, что мы пережили, показало нам, что нельзя опускать руки, нужно верить в лучшее. Всё будет хорошо, да, Настя? – спрашивает Оксана у младшей дочери, которая с довольным видом хлопает в ладоши.

Источник: http://godsobaki.com

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры