издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Ешь, готовь, люби

  • Автор: Мария Ковальская, Елена Коркина и Алёна Махнёва

Апельсиновые капкейки и фалафель, сыроедские салаты и ароматный люля-кебаб из баранины – в воскресенье Иркутск включился во всемирный флешмоб Ресторанный день, который объединяет любителей готовить, есть и общаться. «Фестиваль, который делают для простых людей простые люди», прошёл в столице Приангарья уже во второй раз. Мария Ковальская, Елена Коркина и Алёна Махнёва попробовали иркутский Рестодень на вкус.

Ресторанный день – это фестиваль еды, который появился в Финляндии в 2011 году и быстро заво­евал мир. В России к акции присо­единились уже более 15 городов, первым был Нижний Новгород. У фестиваля нет организаторов, а участником может стать любой, кто хочет хотя бы один день побыть ресторатором. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте Рестодня в Интернете (его поддерживает команда волонтёров), составить меню, придумать концепцию ресторана, приготовить еду и в назначенный день ждать гостей.

Посетители видят адреса «заведений» на карте на том же сайте. Они могут находиться в квартире, во дворе дома, на улице, в какой-нибудь организации, за исключением действующих точек общепита. Все «рестораторы» несут личную ответственность за все действия, связанные с открытием своего однодневного ресторана. Как и посетители: «Вы же не требуете справку из сан­эпидстанции, когда идёте ужинать к новым друзьям, – отвечают участники Рестодня на один из первых вопросов, который задают скептики. – Если у вас есть со­мнения – просто не ешьте». 

Готовя японские рисовые пирожки онигири, повара «Шоколад и Васаби» узнали, что в них выражается душа человека, который их готовит

Фестиваль проходит каждые три месяца, в Иркутске – уже второй раз. Первый был в ноябре, а следующий состоится в мае. В минувшее воскресенье в городе работало 11 однодневных ресторанов. По объективным причинам (в нас столько просто не вмещается) корреспонденты газеты побывали не во всех точках, но получили массу приятных гастрономических впечатлений. 

Люля-кебаб в юрте

Первым был «Восточный базар» в «Доме А» на Халтурина. Ресторан расположился во дворе старинного особняка, построенного архитектором Артюшковым, в котором сейчас существует многомерное арт-пространство. Шеф-повар колдовал над мангалом на улице, а подавали блюда в юрте. В меню – пита с пряностями, люля-кебаб из баранины, свинины или курицы с соусом сацибели с овощами и маринованым луком, плюс вариант для вегетарианцев с фалафелем вместо мяса, а также восточные танцы, суфийские кружения, шашки, шахматы и нарды, но это уже в доме. «Мы давно хотели попробовать восточную кухню», – начиняя лепёшку, рассказывает Ксения Попова, «сотрудник» ресторана.

В прошлом году организаторам Happy food удалось окупить затраты на продукты, да ещё и на мороженое осталось.
В этом году схема оплаты принципиально другая: кто сколько сможет

Мы сидим на восточных коврах вокруг очага, где горят эко-дрова из прессованных опилок. Вообще Ксения занимается кейтерингом, накормить 50 человек для неё – дело привычное. Но участие в Рестодне – не работа, а развлечение: «Мы любим участвовать в жизни города», – говорит она, уточняя, что затраты на продукты скорее всего не окупятся.

Попробовав питу, отправляемся на экскурсию по «Дому А». На стене кухни мерцает инсталляция ­«Осчастливливатель Дмитракова», над специями колдует Гузель: «Какой вам чай: чёрный, зелёный, фиолетовый?». Здесь ещё много всего интересного, но нам пора двигаться дальше. 

Пироги и генплан

Потрясающий вид на Иркутск, разноцветные морсы в красивых бутылках, шесть видов пирогов на белоснежных тарелках, под каждой из тарелок – пробковые подставки, рядом чай с мятой, сбитень, кованая корзинка с салфетками и стаканчиками. Анастасия Репина и Анна Моисеева-Шпирко в аккуратных рубашках, фартуках и даже перчатках. Безупречно, как это часто бывает, когда за дело берутся архитекторы.

Цены вполне демократичные (стакан вишнёвого, брусничного или облепихового морса – 10 рублей, кусочек вкуснейшего пирога – 60). Да и выбрать здесь есть из чего. Картофельный пирог с ветчиной, шкварками и копчёным сыром, традиционный рыбный, творожный с киви, а также черничный, вишнёвый и аппетитный под ласковым названием «Тётя Груша». Всего 10 пирогов и 120 кусочков, на их изготовление у девушек ушла вся суббота. Это если не считать генеральной репетиции: за две недели до Рестодня делали пробники. В качестве подопытных – домашние, которые, кстати, настояли на некоторых изменениях в рецептуре. Так, в картофельном пироге появилась ветчина, а в одном из сладких пирогов песочное тесто заменили на более нежный бисквит.

Никто из придумавших проект Sketch не имеет отношения к ресторанной индустрии, а своё желание поучаствовать в кулинарном дне Анастасия и Анна объясняют простым желанием сделать любимый город лучше. И в этом смысле испечь вкусные пироги или сделать возможным публичное обсуждение архитектурных проектов до момента их реализации – вещи одного порядка. 

От 20 до 50

Шоколадное печенье с шоколадной крошкой и вишней –
первый шаг к собственной кондитерской

Мы спускаемся в небольшую галерею «Хвост» по ул. Карла Маркса. Путь в кондитерскую «Бумажный журавлик» Кати Кокиной лежит через акварели и графику иркутских художников. Катя говорит, что сразу поняла: это пространство как раз для неё. Вкусное к красивому. 

В меню всё для любителей сладостей и особенно шоколада. Цены милосердные – от 20 до 50 рублей. Кейкпопсы (круглые бисквитные пирожные на палочке, покрытые шоколадом), шоколадное печенье с шоколадной крошкой и вишней, а также самые разные капкейки – ванильные с ежевичной начинкой, а самые востребованные – апельсиновые и морковные. Для Кати этот день – проба пера. Она мечтает об открытии собственной кондитерской. Опыт других городов показывает: Рестодни нередко становятся первым шагом к собственному заведению. Тем более выпечка расходится на ура. 

В подтверждение – четверо визитёров всего за несколько минут. Среди них – ещё один участник Рестодня, шеф «Мятного горошка» Станислав Меркулов. Он сообщает, что уже всё распродал и закрыл заведение. Так что, каковы на вкус английский кекс «Блонди», маффины с кленовым сиропом и беконом, а также мини-фокаччо с овощами, остаётся только догадываться. 

За супом с кастрюлей

За первый час в Sketch’e продали 40 кусочков пирога из 120

Во дворе легендарного «дома с буквами» на 5-й Армии стоит добротная деревянная стойка. За стойкой Регина. Уличное кафе среди зимы – штука рискованная, но погода шепчет: «Купите сэндвич с авокадо». Здесь это коронное блюдо. Также подают овощной суп-пюре, батончики из орехов, сухофруктов и мёда и компот. В Happy food нет фиксированных цен: от каждого по желанию. На вопрос об окупаемости Регина пожимает плечами: как получится, но улыбается: гости не скупятся. А иногда берут оптом: первая покупательница за шестью порциями супа пришла с кастрюлей.

Для нас это уже четвёртая точка на карте Рестодня, но удержаться невозможно. Мы заказываем фирменные сэндвичи, через пару минут они, сочные и по вкусу, и по цвету, выплывают к нам из волшебного окна, что на первом этаже дома № 67. В окне – Алла Сакаева, шеф-повар Happy food и одного из иркутских кафе. Со свойственной профессионалам логикой она объясняет, что выбор вегетарианского меню не дань моде. Просто с приготовлением мяса сложно прогадать, а вот сделать что-то особенное из овощей – до­стойная головоломка. И Алла с радостью тратит на неё свой выходной. 

Одри Хепбёрн с васаби

Гости «Восточного базара» неспешно поглощали питу с мясом или фалафелем, беседуя у эко-костра

Финиш нашего маршрута – на Депутатской в тайм-кафе «Summer», которое открыло свои двери сразу для трёх ресторанов: «Шоколад и Васаби», «Prana» и «Кампай». На довольно просторной кухне суетятся, кажется, человек десять. «Мы просто люди, услышали про прошлый Рестодень и собрались», – сквозь весёлый шум рассказывает Надежда, но её перебивает Маргарита: «На самом деле всё началось с того, что мы большие фанаты иностранных языков, мы на этом повёрнуты, мы немного сумасшедшие. Мы подумали, что Ресторанный день – это не только еда. Сейчас в другом зале мы показываем фильм «Васаби» на языке оригинала с субтитрами, поэтому у нас на столе японские рисовые пирожки онигири». Следующее блюдо – «Шоколад», фильм и печенье-брауни. А на завтрак под ленту «Сабрина» с Одри Хепбёрн «Шоколад и Васаби» угощал гостей сырниками, какао и ягодным муссом с облепихой и чёрной смородиной. «В общем так: от языков к кино, от кино к еде – и вот мы здесь», – заключает Маргарита.

Вместе с Надеждой и третьим шефом – Дарьей – они преподают иностранные языки в одной из лингвистических школ. Девушки признаются, что сделали небольшую наценку к стоимости продуктов – если удастся что-то заработать, планируют отправить деньги на благотворительность. 

«Это не просто флешмоб, это фестиваль, который делают для про­стых людей простые люди, – говорит Надежда. – Самое главное – не превращать его в коммерцию. Это особенный день, когда человек может что-то предложить другому человеку». Рестодень – для общения, новых знакомств, самовыражения и чтобы попробовать новые блюда, утверждает шеф ресторана «Кампай» Алексей Абрамов, подбрасывая рис с овощами на сковороде. Полгода назад молодой человек попробовал это блюдо в Таиланде, затем начал готовить дома: «Это фастфуд в его лучшем проявлении: уже готовый рис и мясо смешивается со свежими овощами, получается вкусно», – серьёзно говорит Алексей. Он, как и многие участники Рестодня, мечтает о своём ресторане, а пока учится на третьем курсе ИрГТУ по специальности «Технологии пищевого производства». Помогали Алексею мама Елена Владимировна и одногруппницы Ира, Женя и Наташа. К жареному рису в «Кампай» подавали вьетнамский фруктовый чай с мёдом.

Третий ресторан – «Prana» под руководством директора свободного пространства «Summer» Александра Пожитнова – предлагал посетителям вегетарианские бутерброды, картофельно-гороховый суп-пюре и сыроедский фруктовый салат. «Еда, которую так готовишь, вкуснее, чем в ресторане», – на прощание сказала Надежда. И мы с ней совершенно согласны. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры