издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Притяжение Кеуля

В вопросе расселения посёлка рано ставить точку

Четыре семьи по-прежнему проживают в селе Кеуль, попадающем в зону затопления водохранилища Богучанской ГЭС. Но весной людей станет больше. Бывшие жители посёлка, переехавшие в Усть-Илимск, потянутся обратно в свои заброшенные дома и займутся традиционными хлопотами по огороду. До поздней осени земля будет держать их тут. Окончательно разорвать эту связь людей с малой родиной, которой уже не суждено быть полноценным жилым посёлком, может лишь полная санитарная очистка территории, считают местные власти. А это говорит о необходимости снести дома, школу, детсад и клуб, разрушить дороги и забетонировать скважины. Когда это произойдёт, пока неизвестно.

Окончательное расселение Кеуля, посёлка в Усть-Илимском районе, попадающего в зону подтопления водохранилища Богучанской ГЭС, – проблема, в которой пока ещё рано ставить точку. Глава администрации Кеуля Тамара Бобыльская на этой неделе приехала в Иркутск и выступила на заседании комитета ЗС по природопользованию.

Она сообщила, что в посёлке всё ещё проживает четыре семьи, по факту они так и не заключили договоры, чтобы получить возможность на компенсационное предоставление нового жилья. 

– Люди не отказываются переезжать из Кеуля, но проблема в том, что они пока не имеют для этого законной возможности – с их стороны не подготовлены документы, позволяющие заключить  договор на предоставление жилья, – рассказывает Бобыльская.

Есть и особый случай. В Кеуле проживает мужчина – инвалид  второй группы, ещё 20 лет назад у него умерла мать, в итоге он остался один. Но в наследство после смерти матери он так и не вступил, в итоге получить новую жилую площадь, а также денежную компенсацию, согласно законам, он не имеет права. Получается, ехать из Кеуля этому человеку сегодня просто некуда.

– Этот гражданин – инвалид детства, он не учился в школе и просто не понимал, что нужно было в своё время вступать в наследство. Теперь я хожу по судам, подаю иски, чтобы решить проблему, но в суде ему просто отказывают, – говорит глава местной администрации.

Областные чиновники уверены, что в 2015 году  удастся полностью решить проблему с переселением оставшихся в Кеуле людей. «Жилые помещения для этого имеются», – заверил представитель ОГКУ «Дирекции по подготовке к затоплению ложа водохранилища».

Но оптимизм своих коллег из области не разделяют власти на местах. В течение 2015 года, пока в Кеуле по факту остаются проживать местные жители, поселковой администрации необходимо будет заниматься  вопросами местного значения. И это отнюдь не формальная бюрократическая работа, а связанные с жизнеобеспечением людей проблемы – водоснабжение, тепло- и электрообеспечение, поддержание в рабочем состоянии дорог. Естественно, всё это требует финансовых затрат. Между тем в региональные законы ещё в декабре 2014 года были внесены изменения, согласно которым дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности Кеульского муниципального образования отменена. Таким образом, из бюджета Иркутской области Кеуль в 2015 году не получит ни копейки на решение вышеперечисленных проблем. 

 – Я не говорю уже о 2016 и 2017 годах. Всё-таки надеюсь, что в 2015-м мы переселим граждан. Но хотела бы попросить область, чтобы финансирование на 2015 год всё же было предусмотрено. Тем более что в ближайшее время планируются апрельские поправки в региональный бюджет, – комментирует глава администрации Кеуля.

Но даже полное расселение людей из посёлка не означает, что он окончательно прекратит существовать. С наступлением весны все, кто по программе расселения переехал в Усть-Илимск, потянутся обратно в Кеуль в свои старые дома, чтобы снова засаживать огороды. Продолжаться так будет до тех пор, пока есть дороги, жилые дома, источник питьевой воды и так далее.

С наступлением весны переселенцы из зоны затопления
опять потянутся в Кеуль

Кто и за чей счёт должен проводить рекультивацию территории, будет ли вообще проведена полная санитарная очистка территории Кеуля – местные власти пока не понимают. И напоминают: денег у муниципалитета на такие работы в 2015 году нет. Непонятно, как поступить и с объектами социальной инфраструктуры. А их в посёлке достаточно много – фельдшерско-акушерский пункт, почта, Дом культуры, школа, детсад, администрация, пожарный пост и электрокотельная. Деятельность их сегодня прекращена полностью, но они продолжают стоять, потому что прежде чем просто разрушить, требуется провести длительную формальную процедуру – снять объекты с государственного реестра.

Остаются в Кеуле и четыре артезианские скважины, которые в идеале должны быть забетонироваы. Ведь они относятся к стратегическим объектам. Экологические риски создаёт вероятность попадания в водяную жилу через открытую скважину опасных веществ, замечает Бобыльская.

– Проблема в том, что строения эти расположены выше 208 метров (плановая отметка Богучанского водохранилища). Соответственно, участки (всего – 19), на которых требуется провести санитарную очистку, нельзя оформить как земли регионального значения, чтобы выделить финансирование на их рекультивацию. Кроме того, мы не имеем возможности заставить семьи покинуть жилую зону, так как это должно быть их добровольное решение, и, в то же время, нам надо эту территорию полностью очистить. Сложился правовой барьер, вопрос пока не решён, – комментируют в Дирекции.

Глава администрации Кеуля предложила возобновить деятельность рабочей группы, чтобы процесс начал сдвигаться. «Сегодня не в моих полномочиях, не в моих силах и возможностях находиться в Иркутске, ходить по профильным министерствам и ведомствам и одновременно присутствовать в муниципалитете и решать проблемы там», – сообщила Тамара Бобыльская и напомнила, что приближается срок окончания действия регионального закона (середина лета 2015 года), согласно которому должна завершиться подготовка территории к затоплению.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры