издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Любительский театр сидел во мне»

  • Автор: Мария ПАНАРИНА, Анастасия Дубасова

Апрель в этом году выдался богатым на смотры и фестивали любительских театров. Тысячи жителей региона играют в самодеятельных постановках. Кого здесь только не встретишь. К примеру, министр культуры Иркутской области Виталий Барышников не скрывает, что уже более 20 лет является актёром труппы театра Александра Гречмана. «Иркутский репортёр» попытался разобраться, что приводит людей в самодеятельные театральные коллективы и что там держит.

В Иркутской области более 600 любительских театров. «Это и мелкие лодочки, и крупные корабли. Среди них есть многолетние театры-долгожители, богатые традициями, творческими и организационными. Есть молодые коллективы, возникшие совсем недавно. Любительские театры и всё, что с ними связано: слово, музыка, пение – востребованы, – считает театральный режиссёр-педагог, ведущий специалист по театральному жанру областного Дома народного творчества, заслуженный работник культуры РФ Валерий Кирюнин. – Порой любительские театры возникают в глубинках, маленьких городках. Там нет профессиональных театров, и их нишу занимает театр любительский. У людей есть потребность в лицедействе – живого коллективного общения ещё ничто не заменило». 

В селе Мишелёвка один раз в два года проходит фестиваль «Театральная деревня». Нынче – в десятый раз. «И сельские жители, и театралы бе­зумно любят фестиваль – в мае, после посадки картошки, люди собираются вместе и смотрят спектакли, – рассказывает Кирюнин. – Играют в любительских театрах в основном учащиеся и молодёжь. Юность – это пора, когда можно разобраться в себе, изучить жизнь посредством театра. Но люди среднего и зрелого возрастов тоже заняты в театрах».

Валерий Кирюнин уверен, что любительский театр – это образ жизни. Он работал актёром в театре кукол, преподавал «Мастерство актёра с куклой», но посвятить себя решил театру любительскому. 

– Родился я в 1946 году в Чите. В своё время театр, можно сказать, спас меня, – вспоминает наш собеседник. – Когда я был подростком, мама работала с утра до вечера, я был предоставлен сам себе. Неизвестно, куда бы я попал, если бы однажды, гуляя по городу, не забрёл в Дом пионеров. Я бродил по комнатам, аудиториям, и в одной из них увидел фанерный дом и куклу-собачку рядом – реквизит к спектаклю. Мне всё это очень приглянулось. И тут раздались шаги. Я испугался – подумал, что меня, как всегда, турнут. Но зашла удивительная женщина – Евгения Павловна. Она пригласила меня в театральный кружок. Я благодарен судьбе, что меня то­гда не отогнали, а отогрели. Потом играл в народном театре в Доме офицеров – театр меня заманил, притянул, и я ушёл в профессию. После этого я был учеником в театре кукол, потом окончил Иркутское те­атральное училище, Академию культуры и искусств в Улан-Удэ, работал в профессиональном театре, занимался педагогикой, но любительский театр всё это время сидел во мне. Когда меня позвали в центр народного творчества заняться любительским театром, ринулся туда. 

Более 20 лет Валерий Кирюнин работает с любительскими театрами, участвует в организации городских и областных театральных фестивалей: «К любительскому театру очень сложное отношение. У людей, которые занимались театром профессионально, порой меняется взгляд на любительские коллективы. Но если ты разберёшься, что любительский театр – образ жизни, то ты не простишь его, а согласишься с ним. Ты увидишь, как на сцену выходит человек, очень стеснительный, зажатый, закомплексованный, но на сцене он преображается – будто надевает маску, и, прикрывшись ей, он свободен – в мыслях и чувствах». Если в профессиональный театр – это производство, и актёры ходят туда на работу, получают зарплату, то любителей в театре привлекает нечто иное. «Основатель первого народного театра в Иркутской области «Чудак» Леонид Владимирович Беспрозванный в книге «100 кроликов» попытался осмыслить, что за явление такое «любительский театр». В книге много размышлений по поводу любительского театра, но одно из них мне симпатично: «В профессиональном театре делают спектакли, а в любительском – делают людей», – говорит Кирюнин.

Случаи, когда для актёров-любителей театральное объединение может стать дорогой в профессию, нередки. Четверокурсник Иркутского театрального училища Максим Михалёв играет в театре уже 11 лет – сцену он открыл для себя ещё в 5 классе. «Когда мне было 11 лет, по­друга позвала меня в детский театр «Золотая птица», которым руководит Ольга Манерко. Тогда ребята репетировали спектакль «Это всё мы», был недобор мальчиков, и мне сразу же досталась роль – с этого начался для меня театр». Максим участвовал во многих серьёзных спектаклях, в том числе в постановке «Война, любовь и подвиг», которая получила главный приз на фестивале «Иркутск, театр + апрель» в 2009 году. Он вёл окружные и городские концерты, играл в новогодних сказках, вёл занятия у ребят из младшей группы. «Несмотря на то что в этом году я заканчиваю театральное училище, годы, проведённые в «Золотой птице», я никогда не забуду. Бывало, мы задерживались на репетициях допоздна, бывало, роли давались трудно, но мы с ребятами справлялись со всем вместе. Ольга Валерьевна научила нас дружить, преодолевать трудности и добиваться своих целей. Именно в театральной студии я понял, что хочу посвятить себя актёрскому ремеслу. Хотя с первого раза поступить в те­атральное не удалось, в итоге я добился своей цели – с третьей попытки стал студентом театралки». В профессии Максим не разочаровался, твёрдо уверен, что работать хочет в театре. Но родную «Золотую птицу» он не оставляет – по воскресениям ведёт занятия у ребят из студии.

У большинства актёров любительских театров увлечение и профессия идут рядом, не пересекаясь. Экономист Восточно-Сибирского транспортного банка Андрей Глушков более 30 лет играет в народном театре «Предместье». Когда в 1982 году он поступал в политех, всех абитуриентов в обязательном порядке отправляли проверять творческие способности в студенческий клуб. Его пригласили в хор, но он отказался и пошёл в театр «Предместье», которым руководит Лариса Степановна Серикова-Киркица. В «Предместье» Андрей Глушков играет до сих пор. «Я иду в театр с любовью. Это даже больше, чем хобби. На работе я не занимаю никакой руководящей должности – никогда к этому не стремился. Но у меня всё-таки есть здоровые амбиции, которые я смог воплотить через театр. Я счастлив, когда у меня что-то получается на сцене, когда зрителю нравится то, что я делаю. Ради этого я и играю в театре, – делится Андрей Глушков. – С работой театр сложно совмещать: бывает, после трудового дня в театр приходишь уставшим, иногда не можешь репетировать в полную силу. Зато семья хорошо относится к увлечению. Жена рекомендует, чтобы я ходил в театр – у мужчины обязательно должно быть своё хобби. Сейчас я огромное удовольствие получаю от нынешнего состава театра. Мне очень комфорт­но с ребятами, хотя я и старше их на 30 лет. Были такие периоды, ко­гда каждый считал себя яркой индивидуальностью и тянул одеяло на себя. Была конкуренция, были конфликты. А сейчас такого нет – все заражены одной идеей. Любительский театр разный, в каждом коллективе свои порядки. И, конечно, всё зависит от режиссёра. Если бы у нас сменился режиссёр, вряд ли бы я посвятил театру столько лет. С Ларисой Степановной меня связывает многолетняя дружба». 

Занятия в театральных студиях помогают людям не только реализовать творческие способности, но и справиться со стрессом, побороть страхи. «Любые проблемы, которые человек не разрешает, остаются в теле. Оно помнит всё, и особенно стресс, страх, агрессию. Когда человек приходит в театр, первое, чему его учат – это работа со своим телом. С помощью пластики движений и мимики человек учится проговаривать то, что не может сказать словами. Дети очень любят кукольный театр. В психологии даже существует такой термин, как «сказкотерапия» – дети играют пальчиковыми и ручными куклами. Озвучивая животных, они проговаривают то, что наболело внутри, – поясняет психолог Марина Бочило. – У человека есть два ведущих страха: страх смерти и страх публичных выступлений. Театр снимает второй страх, убирает голосовые зажимы. Бывает, что люди приходят в любительский театр, чтобы справиться с этими проблемами. Но они влюбляются в театр и живут им».

«Любительский театр – это не монастырь, он тоже бывает разным. Как и в любом другом коллективе, там есть и любовь, и ненависть, и звёздный час, и падение. У театра «Чудак» удивительная эмблема, которая говорит о многом – это ключ. Головка ключа – две театральные маски: комическая и трагическая, а бородка – сердце. Любительский театр – искусство, где смешное и трагическое рядом, и в то же время это путь к сердцу», – заключает Валерий Кирюнин. 

Народный театр «Предместье» ИРНИТУ

Иркутск

Руководитель: режиссёр, заслуженный работник культуры РФ Лариса Серикова-Киркица 

Время создания: 1977 год

Количество актёров – 20 человек

В театре играют молодые люди. Возраст нынешнего коллектива «Предместья» от 18 до 26 лет. Это студенты, аспиранты и те, кто недавно окончил университет.

Место базирования: актовый зал ИрНИТУ.

Режиссёром театра было поставлено более 40 спектаклей. В основном «Предместье» работает с произведениями писателей ХХ века: В. Тендрякова, Л. Петрушевской, А. Володина, В. Шулепина, В. Распутина, А. Вампилова и т.д. На сегодняшний день в репертуаре театра представлены спектакли «Двадцать минут с ангелом» А. Вампилова, «Команда» С. Злотникова, «Маска» по рассказам А.П. Чехова.

Все спектакли проходят бесплатно.

Финансирует театр ИрНИТУ.

Народный театр «Предместье» – участник и лауреат многих театральных фестивалей и конкурсов. Например, «Дальневосточного бенефиса» в Хабаровске, «Успеха» в Костромской области, «Театральных встреч в Екатеринбурге», «Театральной осени на Байкале» в Утулике.

Лариса Серикова-Киркица, кроме того, 22 года руководит театром «Раз, два, три» при детской музыкальной школе № 3. Возраст участников коллектива от 6 до 17 лет. Репетируют и играют актёры детского театра тоже в актовом зале ИрНИТУ. Периодически «Предместье» и «Раз, два, три» объединяются и ставят спектакли для детей. Многие участники детского театра после окончания школы становятся актёрами «Предместья».

 

Народный театр «Чудак»

Ангарск

Руководитель: режиссёр Александр Говорин

Время создания: 1954 год

Количество актёров – 25 человек

Возраст актёров разный – от 18 лет и выше. Самому старшему 70 лет.

Место базирования: Дворец культуры нефтехимиков.

На сцене народного театра «Чудак» играют спектакли и по произведениям современных драматургов, и по произведениям классиков ХIХ и ХХ веков. Сейчас в репертуаре театра есть постановки: А. Вампилов «Двадцать минут с ангелом», М. Угаров «Облом off», Н. Коляды «Заяц-Love», Н. Мошина «Остров Рикоту».

Билет на спектакли стоит 150 рублей.

Финансирует театр ДК нефтехимиков.

Театр «Чудак» – организатор двух фестивалей: «Ангарская оттепель» и «Театральная осень на Байкале». Второй фестиваль уже 21 год собирает в посёлке Утулик любительские театры со всей области. 

За 60 лет существования театра у коллектива было четыре руководителя. Основал театр Борис Чураков. Через восемь лет его сменил Владимир Либердовский. А через четыре года режиссёром театра стал Леонид Беспрозванный. Руководил он театром «Чудак» 44 года. За это время им было поставлено более 200 спектаклей. 

В 2012 году после смерти режиссёра, заслуженного работника культуры РФ Леонида Беспрозванного, руководить театром стал Александр Говорин. До этого в народном театре Говорин играл 38 лет.

Александр Говорин является режиссёром не только театра «Чудак», но и театра «Росток» в МБОУ «Средняя образовательная школа № 4», который существует уже 24 года. В театре играют дети с 12 до 17 лет. «Росток» делает постановки с театром «Чудак», и многие актёры детского театра, становясь совершеннолетними, переходят в народный театр.

Детский музыкальный театр «Трубадур»

Братск

Руководитель: режиссёр, заслуженный работник культуры РФ Константин Магидин

Время создания: 1992 год

Количество актёров – 46 человек. Театр делится на две возрастные группы:

подготовительная с 6 до 9 лет и основной состав с 12 до 17 лет.

Место базирования: театрально-концертный центр «Братск-Арт».

За годы существования театра поставлено 45 спектаклей. Это музыкальные сказки, детские оперы, спектакли-мюзиклы. Сейчас в репертуаре театра три постановки: «Кошкин дом» С. Маршак, русская народная сказка «Гуси-лебеди», «Бемби» Ф. Зальтен.

Билеты на спектакли стоят от 150 до 250 рублей.

Финансовой поддержки нет. Театр существует на деньги, собранные со спектаклей.

Театр «Трубадур» – лауреат Восточно-Сибирского зонального фестиваля детских театров, участник театральных фестивалей «Сибирская рампа» и «Ольхон-2000». А также фестивалей в Бремене (Германия) и Нанао (Япония).

С актёрами детского театра «Трубадур» работает не только их режиссёр, но также и хормейстер, концертмейстер, балетмейстер. А для того, чтобы попасть в любительский театр, ребёнку нужно пройти музыкальное прослушивание.

Детский театр «Золотая птица»

Иркутск

Руководитель: режиссёр, педагог высшей категории Ольга Манерко

Время создания: 2004 год

Количество актёров – 19 человек 

Коллектив делится на две возрастные группы: младшая (7–11 лет) и старшая (12–18 лет).

Место базирования: Дом детского творчества № 5.

За 11 лет коллектив поставил более 20 спектаклей, среди которых водевиль В. Соллогуба «Беда от нежного сердца», современная драма Р. Галушко «Полёт кузнечика», комедия А. Цветкова «Шекспир отдыхает», военная постановка «Война, любовь и подвиг». На сегодняшний день в репертуаре театра спектакль А. Гуркова «Апрель 1945». И ещё театр работает над литературно-драматической композицией «Дети и война».

Билет на спектакли стоит 100–150 рублей.

Финансирование театр не получает – Дом творчества помогает коллективу только в пошиве костюмов, а в оформлении сцены помогают деньги, собранные с показа спектаклей. Театр «Золотая птица» становился победителем городского фестиваля «Иркутск, театр + апрель».

На областные фестивали театр выезжать не может, так как нет финансовой поддержки со стороны.

Народный театр-студия «Люди»

Байкальск

Руководители: режиссёры Оксана и Алексей Нагаевы

Время создания: 1994 год

Количество актёров – около 70 человек

Место базирования: Дом культуры

За время существования театра было поставлено около 50 спектаклей. Самыми знаковыми постановками в театре-студии считаются «Женитьба Бальзаминова» А. Островского, «Попугай и веники» Н. Коляды, «Кому повеем печаль мою…» А.П. Чехова, «Город» Е. Гришковца, «Чучело» Железнякова, «Снежная королева» Е. Шварца, «Любовь и голуби» В. Гуркина.

Билеты на спектакли стоят от 80 до 200 рублей.

Финансовую поддержку театру оказывает администрация Байкальска.

В 2014-м театр-студия «Люди» получил гран-при сочинского фестиваля «Волшебство театра».

Народный театр – создатель и организатор Всероссийского театрального фестиваля-лаборатории «Сцена Байкала», который проходит уже шесть лет.

Особенностью театра является то, что вместе с актёрами-любителями на одной сцене играют и актёры-профессионалы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры