издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Троллейбус, который едет сам по себе

Необычный троллейбус появился в областном центре. Дело даже не в том, что он может передвигаться, не цепляясь за провода. Этим-то обстоятельством сегодня как раз мало кого удивишь: бесконтактные троллейбусы можно купить с прямо завода. Сейчас такие машины возят пассажиров, например, в Братске и Новосибирске.

Только наш, иркутский, гораздо круче своих собратьев. Он вообще единственный такой в России. Начнём с того, что троллейбус получил второе рождение в цехах Иркутского «Горэлектротранса». Это детище вологодского предприятия «ТРАНСАЛЬФА» 2009 года выпуска сразу было оборудовано автономным ходом. Только без проводов машина могла продержаться недолго: объехать аварию, дорожные работы. 200 метров было её пределом. «И тогда, – говорит главный инженер троллейбусного депо Павел Астафьев, – городская власть поручила нам усовершенствовать троллейбус, увеличить автономный ход. Так, чтобы он, допустим, смог, не держась за провода, перевезти пассажиров через новый мост. Наши инженеры с задачей справились: теперь переоборудованная машина в состоянии двигаться без контактной сети километров 10–12, а при необходимости и больше. 70% пути она должна заряжаться от сети, всё остальное время может использовать батареи». 

Но и это ещё не всё. Ноу-хау иркутских транспортников – пневматический токоприёмник с автоматической установкой. Хитрая кнопка, позволяющая водителю, не покидая машины, прямо на ходу снимать «рога» с проводов и пускаться в свободное плавание. А когда надо, можно снова вставить их в штангоприёмники одним нажатием кнопки. Нам было с гордостью объявлено: иркутский троллейбус № 304 на сегодняшний день единственный в России может позволить водителям управлять штангами без помощи допотопных верёвок. Доехал, к примеру, до Синюшки, отцепился от электролинии и сгонял быстренько в Марково за пассажирами, а на обратном пути вернул «рога» на их привычное место. 

Пассажиры в салоне даже не замечают подобных манипуляций. В этом на прошлой неделе убедились мэр города Дмитрий Бердников, а также исполняющий обязанности председателя Думы Иркутска Александр Ханхалаев и журналисты, которым были продемонстрированы возможности усовершенствованного троллейбуса. От диспетчерской на улице Свердлова он двинулся по Ленина, цепляясь, как положено, за провода. А потом водитель снял с машины «усы» и покатал нас с ветерком вокруг сквера имени Кирова, высадив у мэрии. 

А вот ещё одно изобретение иркутских инженеров – его удобство способны оценить все, кому приходилось заводить машину на морозе. Те, кто приобрёл бесконтактные троллейбусы на заводе, вынуждены мучиться с подогревом аккумуляторов: они расположены под днищем транспортного средства. Наши же технари сделали всё по уму: 36 гелиевых аккумуляторов они аккуратненько уложили внутри салона в специальный контейнер – и никакой мороз им теперь не страшен. 

Одним словом, из обычного троллейбуса умельцы «Горэлектротранса» сделали нечто вроде городского вездехода. Стоимость усовершенствований – 988 тысяч рублей. В то время как переоборудование на заводе вылилось бы в три миллиона. А новый бесконтактный троллейбус такого уровня обошёлся бы вообще в 12 миллионов. Надо учесть ещё экономию электроэнергии, которая составляет 20%. Так что отрицать невозможно: специалисты «Горэлектротранса» получили максимальный практический эффект при минимуме затрат. 

Дело теперь «за малым» – запустить тролллейбусы, которые умеют ездить сами по себе, по маршруту. Сейчас уникальная машина передвигается как самая обычная: идёт из Марата в Солнечный в строю собратьев, привязанная к общей сети. «Водитель, правда, имеет возможность обогнать коллег, забрать чужих пассажиров, но мы такое хулиганство на дороге не приветствуем», – строго сказал Павел Астафьев. 

Когда окупятся потраченные на доработку деньги, никто, по его словам, не считал: «Чем больше будет на линии таких троллейбусов, тем быстрее добьёмся окупаемости. Городу переоборудованные машины очень нужны: можно будет добираться на электротранспорте в новые микрорайоны Крылатый, Стрижи и другие. Они ведь растут как грибы. Но, чтобы запустить хотя бы один маршрут, нужны ещё четыре бесконтактных троллейбуса». 

– Будет у нас возможность покупать новый транспорт – конечно, будем изыскивать средства и покупать. Но модернизация позволяет нам уже сегодня внедрять передовые технологии, используя опыт и мастерство наших специалистов, – сказал мэр Иркутска Дмитрий Бердников. Он отметил, что сейчас управлением транспорта администрации города совместно с МУП «ИГЭТ» разрабатываются маршруты, на которых можно использовать бесконтактные троллейбусы.

Пока же все 78 городских троллейбусов ходят в едином строю, строго друг за другом, дожидаясь лучших времён, когда будут выделены средства на переоборудование сразу нескольких машин. Зато модернизированный трамвай на линию уже вышел. Его переделали почти полностью, и опять же своими силами. 25-летний ветеран трамвайного движения выглядит как новенький. И «начинка» у него другая. На полу – износостойкое покрытие, в салоне – антивандальные сиденья и тонированные окна с большим обзором. Установлена современная экологичная и экономичная линия освещения салона на светодиодах. Место водителя оборудовано бортовым компьютером, который по­зволяет следить, открыты или закрыты двери, работают ли система отопления, наружное и внутреннее освещение, есть ли напряжение в двигателях и в контактной и бортовой сети. Пассажирам в таком трамвае комфортно: благодаря электронной системе управления тяговым приводом, трогается и тормозит он плавно, а не рывками, как раньше. К тому же на 40% экономит электроэнергию. Трамвай не только меньше её потребляет, но и возвращает потраченное электричество идущему следом вагону. В областном центре уже три таких трамвая. Каждый обошёлся в шесть миллионов рублей, но купить новый было бы в три раза дороже. 

«С помощью модернизации мы можем обеспечить нормальную бесперебойную работу маршрутной сети города», – сказал Дмитрий Бердников.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры