издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Ответов мы не слышим»

«Конкурент» выяснял перспективы промплощадки «Усольехимпрома» и «Усолье-Сибирского силикона»

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

ООО «Усолье-Сибирский силикон» (как и ООО «Усольехимпром», предприятие входит в группу «Нитол») официально остановлено год назад. В феврале 2014-го прошла последняя крупная волна сокращений сотрудников. Но и после закрытия производства на промплощадке в Усолье теплится какая-то жизнь: контролирующие органы находят нарушения природоохранного законодательства, полиция фиксирует многомиллионные хищения, контрагенты и бывшие инвесторы судятся с компанией, а новое руководство «Нитола» говорит местным СМИ о демонтаже старых объектов и подготовке территории для неких новых проектов. Что именно ждёт промплощадку, кроме распила на металлолом, – по-прежнему однозначно не говорит никто.

Один скончался

25 апреля на территории недействующего цеха ООО «Усольехимпром» рухнули перекрытия. «Нам поступило сообщение о том, что во время демонтажа бывшего цеха карбида в результате сварочных работ произошло обрушение строительных конструкций. Рабочих зажало железобетонными плитами и металлоконструкциями», – рассказал начальник 17 отряда Федеральной пожарной службы по Иркутской области Роман Подхолзин, выехавший тогда на место происшествия. Упав с семиметровой высоты, под обломками оказались два человека. Медики «скорой» установили пострадавшим капельницы, пока пожарные извлекали их из-под завалов. Оба рабочих в тяжёлом состоянии были доставлены в городскую больницу, где один скончался.

На демонтаже работала иркутская организация, предварительная проверка показала, что документы у сотрудников не были оформлены должным образом, говорит Подхолзин. Но официального вердикта, что стало причиной трагедии и кто должен понести ответственность, пока нет. В Госинспекции труда не успели ответить на запрос «Конкурента». Следственные органы СКР по Иркутской области проводят доследственную проверку, говорится в сообщении пресс-службы ведомства. 

Старые полуразрушенные цеха подрядчики – а таких бригад, как та, рабочие которой пострадали, на промплощадке несколько, одна даже живёт в бывшем хозблоке, – убирают по решению руководства группы «Нитол», в которую входит и «Усольехимпром», и «Усолье-Сибирский силикон». Площадку готовят к продаже, говорят усольчане, однако точными данными не располагает никто. 

Новые люди

Задать этот вопрос напрямую руководству компании «Конкуренту» не удалось: в приёмной сообщили, что исполнительный директор Игорь Интигринов в командировке, а председатель совета директоров «УХП» и «УСС» Юлия Шульгина находится в Москве, причём служебного телефона, по словам секретаря, у неё нет. Правда, чуть раньше, в конце марта, Шульгина в интервью «Усольской городской газете» не­много приоткрыла завесу тайны над «консорциумом частных инвесторов под патронажем правительства Иркутской области», которые стали покупателями доли основных кредиторов «Усолье-Сибирского силикона» – ОАО «Роснано» и «Сбербанк России». Напомним, госкорпорация и банк вышли из проекта по созданию производства поликремния в декабре 2014 года, посчитав его бесперспективным.

По словам Юлии Шульгиной, пишет усольское издание, «за фразой «консорциум частных компаний» стоят компании и люди, которые в своё время стояли у истоков создания группы «Нитол». Это сплочённая команда профессионалов, заинтересованная в развитии промышленности в Усолье-Сибирском. В активе «консорциума частных компаний» находятся различные бизнесы в сфере банковских услуг, промышленности и торговли, рассказала Шульгина.

Этой весной руководство предприятий пригласило на промплощадку представителей местной власти. По словам депутата городской Думы Усолья-Сибирского Сергея Рыбинского, участникам «экскурсии» объяснили, что сейчас площадка готовится для нового производства. Но какого именно – депутаты так и не услышали. «Они сказали, что всё ещё в стадии планирования и раньше времени не хотят будоражить общественность, – рассказывает Сергей Рыбинский. – Мы трижды задавали прямой вопрос и ни разу ответа не получили». К новому руководству предприятий в Усолье пока присматриваются и категоричных выводов не делают.  

Впрочем, новое руководство сразу принялось наводить порядок на огромной территории предприятия. Тем более что в мае прошлого года провести инвентаризацию производства для проверки сохранности промышленной площадки и целостности имущественного комплекса поручил губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. «Сделать удалось немало, в частности, с самого начала был введён особый пропускной режим, тем самым при­остановлен бесконтрольный вывоз металлолома», – говорит Юлия Шульгина. 

Однако есть и другие оценки. Вот что увидел, например, и.о. прокурора Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры Антон Швецов, когда в составе межведомственной группы побывал на территории предприятий 27 апреля: «Несмотря на то, что ряд цехов имеет пломбы, двери опечатаны, доступ к объектам достаточно свободный – разрушены стены либо вырваны двери с других сторон. Конечно, есть корпуса, где двери заварены по поручению руководства, чтобы не продолжалось разграбление территории». Хотя территорию контролирует специализированная служба охраны, разграбление основных фондов предприятий продолжается, говорит прокурор. На обширной территории есть и такие объекты, у которых просто нет части корпуса или крыши, зато двери опломбированы.

Ртутное проникновение 

«Несмотря на то, что на протяжении всей натурной проверки меня уверяли в том, что охрана осуществляется, я не видел ни одного сотрудника, который бы к нам подошёл. На проходной дедушка сидит», – говорит Швецов. Цех ртутного электролиза – пожалуй, самый страшный и самый обсуждаемый объект «Усольехимпрома», где имеется ртутное загрязнение, много лет ожидающее демеркуризации – выведен из состава предприятия. А следовательно, за его состояние оно больше не отвечает. «Нельзя сказать, что цех находится в полуразрушенном состоянии – он в разрушенном. Миновав КПП, попасть туда можно беспрепятственно», – констатирует Антон Швецов. Ветра и дожди год за годом выносят ртуть в естественную среду. 

Основанием для проверки, которую сейчас проводит Западно-Байкальская природоохранная прокуратура, стала информация самого «Усольехимпрома» о том, что предприятие планирует полностью законсервировать все цеха. «Консервация подразумевает процесс, при котором загрязняющие вещества, задействованные в процессе деятельности «Усольехимпрома» и «Усолье-Сибирского силикона», должны быть полностью устранены с пром­площадки – утилизированы, вывезены – в зависимости от того, какой порядок обращения с ними предусмотрен», – объясняет Швецов. Однако пока консервацию можно увидеть только в документах. В проверке участвуют специалисты разных ведомств – Ростехнадзора, Росприроднадзора, ЦЛАТИ. Управления первых двух и сами следят за состоянием промышленных объектов, но какие выводы они сделали к настоящему моменту, неизвестно – соответствующие территориальные органы не успели ответить на запросы издания. 

По информации Ростехнадзора, имеющейся в прокуратуре, в настоящее время только один объект ООО «Усольехимпром» имеет первый класс опасности. Это шламонакопитель, где было обнаружено загрязнение ртутью. На площадке для складирования отходов третьего и четвёртого класса опасности – в общем-то невинной карбидной извести – оказались 700 тонн сульфидного шлама. Достоверно не установлено, когда и при каких обстоятельствах ртуть попала в накопитель, предположительно в 90-х, говорит Антон Швецов. Изначально полигон не имел никакой гидроизоляции, поэтому опасное вещество свободно распространяется с грунтовыми водами, часть – исследования подтверждают это одно­значно – уходит в Ангару, до которой от шламонакопителя не более полутора километров. 

Надзорные органы и Следственный комитет заинтересовались шламонакопителем в прошлом году, когда «Усольехимпром» пытался продавать шлам организациям, которые производят стройматериалы. «Мы всё пресекли, – уверяет Швецов. – Там были произведены только пробные партии, которые на рынок не поступили». 

«Оборудование ещё можно запустить»

Депутат Сергей Рыбинский, работавший на «Химпроме» в лучшие для градообразующего предприятия годы, называет нынешнее состояние комбината, включавшего когда-то семь заводов и крупные вспомогательные цеха, удручающим

Но ртуть – не единственное токсичное вещество на промплощадке, с которым обращаются, мягко говоря, небрежно. По информации самого предприятия, на территории имеются другие вещества первого класса опасности: трихлорсилан и четырёххлористый кремний. Находятся они в цистернах, которые стоят на железнодорожных путях. «Они это не скрывают и обязуются в ближайшее время разработать комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы эти вещества были надлежащим образом утилизированы, – отмечает Швецов. – Наша задача – не дать умышленно или неумышленно их слить в какие-нибудь коллекторы, из которых возможно попадание в окружающую среду». 

Кроме того, отмечает глава прокуратуры, 27 апреля обнаружилось, что, несмотря на полную остановку и отсутствие какой-либо производственной деятельности на предприятии, на станцию нейтрализации технических вод поступает вода со стороны промплощадки. «Пояснить, что происходит, нам никто не смог. Руководство предприятий ссылается на то, что это могут быть ливневые или грунтовые воды, но они бегут достаточно серьёзным потоком», – сообщил Швецов. Представители Росприроднадзора и ЦЛАТИ отобрали пробы воды на месте сброса в водоём и непосредственно на самой станции, из которых возможно попадали в окружающую стреду. 

«Усольехимпром» не сразу согласился с доводами прокуратуры о необходимости привести в порядок шламонакопитель и отстаивал свою позицию в суде, но апелляционная инстанция приняла сторону прокуратуры. Кроме того, по факту незаконного размещения шлама с ртутью в прошлом году Следственное управление возбудило уголовное дело по статье 247 УК РФ (нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов). И оно здесь далеко не единственное. В феврале прошлого года по приказу руководства, чтобы сэкономить на утилизации, рабочие просто стравливали хлор в окружающую среду. «Специальные работники в определённое время открывали вентили, и газ выходил. Отравился сторож охранного предприятия, и по розе ветров в один из дней хлор улетел в сторону усольского бассейна, из которого пришлось эвакуировать детей и взрослых. Этот факт чётко отражен в уголовном деле», – рассказывает Антон Швецов.

Не лучше на предприятиях обстоят дела с сохранностью имущества. За прошлый год по факту хищений с территории промплощадки в Усолье возбуждено более двух десятков уголовных дел.

В августе прошлого года на «Усолье-Сибирском силиконе» произошло крупное хищение оборудования и материалов из цветных металлов на сумму, превышающую 300 млн рублей, сообщил «Конкуренту» депутат городской Думы Усолья-Сибирского Вячеслав Назаров. Только в одной из машин, которую удалось задержать ГИБДД, было оборудования более чем на 20 млн рублей. Однако преступники пока не привлечены к ответственности. Вопрос о ходе расследования хищений на промплощадке уже не раз выносился на Думу, но пока депутаты не получили исчерпывающей информации, отмечает Вячеслав Назаров: «Вопросов много, и ответов мы не слышим». 

По информации бывшего генерального директора «Усолье-Сибирского силикона» Георгия Петрова, разграблен новейший цех , оборудование для которого было комплектно поставлено из Норвегии и который теперь будет сложно восстановить как минимум из-за санкций. «Но в основном оборудование завода остаётся в таком состоянии, что его ещё можно отревизировать и запустить, – уверен Петров. – Можно наладить выпуск поликремния электронного качества, потому что в России до сих пор нет собственной сырьевой базы. Небольшие сохранившиеся предприятия по производству электроники, в том числе для оборонки, пользуются до сих пор сырьём из-за рубежа. А это – отходы производства при получении монокристаллического кремния: бой, тигельный лом, обрезки при пилении, – которые нам приходится в России использовать вместо нормального сырья. Кроме того, есть опасения, что в поставках и этого «сырья» нам скоро откажут».

Цифры

Вернуть $10 млн

Кипрская компания Neas Limited и Андрей Третьяков 8 апреля подали иск в суд округа Северная Калифорния к ОАО «Роснано», его руководству, дочерним компаниям, а также Nitol Solar Limited и бывшему директору «Усолье-Сибирского силикона» Валерию Ростокину. Бывшие инвесторы проекта производства поликристаллического кремния группы «Нитол» требуют компенсировать ущерб в размере 10 млн долларов, сообщают федеральные СМИ. «В «Роснано» настаивают на законности своих действий, но в Neas называют работу её представителей в рамках проекта «его преднамеренным разорением», – пишет «Коммерсантъ».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры