издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Территория ремёсел

Система профессионального образования должна воспитывать кадры с детского сада

В конце минувшей недели в иркутском техникуме машиностроения имени Никанора Трапезникова можно было поглядеть на разные маленькие чудеса. Под тенью старых деревьев накрыли стол, на котором дымился настоящий старинный самовар. А на площадке перед входом студенты демонстрировали своё умение укрощать технику и давили яйца лёгким касанием ковша экскаватора. И всё это не потому, что в гости приехал временно исполняющий обязанности губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко с министром образования Еленой Осиповой. Просто праздник на дворе – День молодёжи. А училище и сейчас молодо, несмотря на более чем столетнюю историю.

Техникум машиностроения имени Никанора Трапезникова, старейшее учебное заведение Иркутской области, в 2015 году отмечает 147 лет со дня основания. В 1868 году здесь было открыто ремесленное училище на средства иркутского мецената, купца Никанора Трапезникова. Первоначально училище располагалось в загородной резиденции Сергея Трубецкого. Особняк находился на территории стадиона со­временного техникума. Только в 1907 году училище переехало в кирпичное здание, в котором и сейчас находится учебное заведение, где мальчишек и девчонок учат ремеслу. 

Здание проектировал самый модный и известный на тот момент архитектор Роберт Марфельд. Строительство здания оценивалось в 2,5 млн рублей. Это были огромные деньги. Никанор Трапезников завещал часть средств своему племяннику Владимиру Сукачёву, другую часть – сестре Александре Портновой, и ещё 450 тысяч рублей на открытие училища. Сын выполнил волю отца, и ремесленное училище для мальчиков из бедных семей было открыто. 

Рассматривая вопрос об училище, депутаты городской Думы высказались против того, чтобы мальчики-сироты, дети бедняков содержались в таком вот приюте. Условия показались… слишком хоро­-

шими, отвечающими уровню Пажеского корпуса. Училище упростили, средства сэкономили, и, тем не менее, условия остались очень неплохими.

Продумали всё вплоть до мелочей. В правом крыле здания располагались спальни воспитанников от 7 до 12 лет, в левом крыле жили подростки. Воспитанники были обеспечены всем необходимым: стол, одежду, книги и учебные принадлежности они получали бесплатно. Более того, при выпуске каждый из них получал 50 рублей, отличившимся мальчикам вручали по 100 рублей. Эти деньги должны были стать своеобразным стартовым капиталом для выпускников. 

Училище всегда было на виду. С визитами сюда частенько наведывались и члены попечительского совета, и депутаты городской Думы, сам губернатор приезжал к мальчикам на Рождество. Поступить сюда было непросто, выучиться – ещё труднее. Если провинностей было много, попечительский совет мог принять решение об исключении неуспевающего ученика. Но мальчики-сироты, дети из обедневших семей понимали, что училище – это их шанс в жизни, и, если не сумеешь им воспользоваться, окажешься просто на улице. До революции из стен училища было выпущено 2,5 тысячи человек.

Учителя, преподававшие в училище, помимо неплохого жалования имели бесплатный стол и могли жить прямо в учебном заведении. На третьем этаже, там, где сейчас располагается актовый зал, была благолепная домовая церковь. Обо всём этом гостям может поведать музей, который создан при Трапезниковском училище в 1994 году. Среди экспонатов хранятся не только фотографии, книги и вещи учеников, но и подлинное расписание уроков тех лет или меню столовой. 

В экспозиции музея хранятся работы мальчишек, изготовленные в дореволюционный период. На старинной фотографии под стеклом – шкатулка, которую сделали ученики, чтобы презентовать цесаревичу Николаю во время его визита в Иркутск. Однако в списке подношений сия шкатулка не значится. Очевидно, она так и не была подарена высокому гостю и, может быть, до сих пор хранится где-то у коллекционеров. 

Уже в 1914 году одно крыло здания передали под госпиталь. После революции директора и вовсе побуждали прекратить в здании образовательную деятельность. Но он на это не пошёл, потому что не мог выгнать на улицу мальчишек-сирот. Во время гражданской войны левое крыло училища было полностью разрушено, и его пришлось восстанавливать. 

Когда советская власть утвердилась окончательно, нужно было решать вопрос с сиротами. И снова здание открыло свои двери. Теперь здесь размещался рабочий техникум, в котором обучались беспризорники, воспитанники приютов из предместий Марата, Рабочего и Жилкино. Правда, теперь принимали не только мальчиков, но и девочек. За неимением ниток и ткани их учили слесарному делу. В 1926 году здесь обучали студентов из дружественной Монголии. Училище всегда сохраняло технический профиль. С 1933 года техникум стал подшефным предприятием ИЗТМ имени Куйбышева. Перед войной училище получило статус ФЗУ – фабрично-заводского училища. 

Большая часть экспозиции посвящена годам Великой Отечественной войны. Это было суровое испытание для всех. Преподаватели-мужчины почти все ушли на фронт. С детьми остались женщины, и под их руководством воспитанники старше 12 лет выполняли оборонный заказ. 

Среди выпускников училища крас­ным выделено имя Владимира Давыдова, который получил звание Героя Советского Союза. Звание он получил посмертно, было Давыдову всего 23 года. Служил в Таманской дивизии, командовал разведгруппой. Современные студенты участвуют в поисковых отрядах, отдавая долг памяти героям войны. 

Связь времён в училище чувствуется не только в музее. История и современность прекрасно уживаются в этих стенах. Во дворе техникума тихо, словно вы находитесь не в центре шумного города, а по-прежнему в загородной резиденции Сергея Трубецкого. В стороне на газоне накрыт стол, на столе настоящий старинный самовар, из трубы валит сизый дым. А вокруг самовара – блюда с разнообразной выпечкой. Это всё приготовили девочки с отделения кулинарии. Теперь в техникуме есть и такое. К счастью, времена нынче изменились, и девчонкам нет нужды учиться слесарному делу. 

– Вот если бы вы в 130-м квартале открыли собственное кафе, думаю, оно было бы не хуже коммерческих заведений, – хвалит выпечку юных кулинаров Сергей Ерощенко. 

– Мы в самом деле планируем открыть кафе, – говорит мастер производственного обучения поваров-кондитеров Марина Куркутова. – У нас и помещение есть, в здании техникума. Будет своё, студенческое кафе. 

Набор на отделение уже закрыт. На 15 мест претендовало 25 человек, на сегодня группа уже укомплектована. Сейчас в техникуме числится 372 студента, обучение идёт по 13 направлениям. 

– Я очень надеюсь, что конкурс будет и при поступлении на другие специальности,– говорит директор техникума Олег Ивкин. – Мы многое делали для этого в течение всего года. 

Техникум является владельцем загородной базы «Галактика», и студенты имеют уникальную возможность проходить там практику и даже зарабатывать свои первые трудовые рубли. 

– Мне кажется, сегодня меняется статус рабочих профессий, – говорит Олег Ивкин. – Гораздо больше родителей и выпускников школ нацелено на получение хороших рабочих специальностей. Мы следим за тем, как складывается дальнейшая судьба наших выпускников. Ребята, которые проявили себя во время учёбы, трудоустраиваются без проблем. 

Глава региона посмотрел, как проходят практику ребята в сварочном цехе, слесарной мастерской. Через слесарную мастерскую проходят и автомеханики, и монтажники санитарно-технических систем, и сварщики. Показали гостям также уникальный цех токарного дела, в котором сохранился целый парк токарных станков. 

Зимой в техникуме была восстановлена мастерская, которая позволит перевести учебную практику автомехаников в более современные условия. Во второй части восстановленного бокса разместится автомоечный комплекс. Там ребята смогут выполнять частные заказы под руководством мастеров. Это позволит учащимся и практику нарабатывать, и одновременно получать деньги на карманные расходы, а техникум сможет пополнять свои внебюджетные фонды. 

Однако чтобы по-настоящему поднять престиж профтехнического образования, в регионе должна быть создана система непрерывного профобразования.

– Система профессионального образования должна воспитывать кадры с детского сада, – заметил Сергей Ерощенко. – Вместо культа потребления мы должны создавать культ труда и мотивировать ребёнка на созидание с малых лет. Сегодня рабочие профессии востребованы, поэтому нужно делать так, чтобы ребята, получившие профессиональное образование, работали на заводах и в сельском хозяйстве Приангарья. Только так мы сделаем Иркутскую область опорным регионом России, где каждый человек будет чувствовать себя комфортно, с уверенностью посмотрит в будущее, получит возможности для самореализации, применения своих сил и талантов.

Сегодня в системе профессионального образования Иркутской области действует 59 профессиональных образовательных организаций и один учебно-производственный центр подготовки рабочих кадров. Обучение осуществляется по 76 специальностям, 49 профессиям, запущено 200 различных программ профессиональной подготовки. Четыре профессиональных образовательных организации реализуют программы основного общего и среднего общего образования. В 2014 году в систему профобразования пришли 10,6 тыс. студентов, также в 2014 году профессиональными образовательными организациями Иркутской области подготовлено 10,5 тыс. специалистов сред­него звена, квалифицированных рабочих и служащих.

На базе профессиональных образовательных организаций работают шесть отраслевых образовательно-производственных кластеров, созданных на основе взаимодействия с работодателями, социальными партнёрами, функционируют восемь ресурсных центров профессионального образования и 4 многофункциональных центра прикладных квалификаций. В 2014 году на обновление учебно-производственного оборудования, создание и развитие учебных центров профессиональных квалификаций из областного бюджета было израсходовано около10 млн рублей.

Сегодня в системе профессионального образования Иркутской области действует 59 профессиональных образовательных организаций
и один учебно-производственный центр подготовки рабочих кадров

– Система профориентации важна с точки зрения модернизации, она должна перейти на другой уровень эффективности. Важен непосредственный контакт образовательных организаций системы среднего профессионального образования со старшеклассниками. Мы готовим новую концепцию проф­ориентации детей начиная с дошкольников, – подчеркнула Елена Осипова.

Глава региона поддержал инициативу участия студентов профтех­образования в соревнованиях по международным стандартам WorldSkills Russia как одно из самых перспективных направлений. Елена Осипова отметила, что участие в подобных соревнованиях даёт возможность соотнести уровень профессиональной подготовки студентов Иркутской области с международными требованиями рынка труда. 

Студент иркутского колледжа автомобильного транспорта и дорожного строительства Алексей Казанков как раз продемонстрировал навыки, которыми обладают победители WorldSkills Russia. В этом году Алексей участвовал в конкурсе, который проходил в Красноярске, и занял четвёртое место.

– Просто техника была незнакомая,– говорит Алексей. – Не знал, как она себя поведёт, волновался. Нужно было показать свои навыки по управлению бульдозером и экскаватором. 

Одно из конкурсных заданий Алексей продемонстрировал во дворе машиностроительного техникума под взглядами телекамер: виртуозно раздавил яйцо лёгким касанием ковша экскаватора. И ни один нерв у него не дрогнул. Вообще-то парень в будущем планирует стать начальником или как минимум преподавателем. А пока тренируется на экскаваторе, и у него всё получается.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры